20 лет
трассе Абакан-Тайшет

В декабре 1985 года состоялось празднование 20-летия трассы Абакан-Тайшет. Как и 20 лет назад, в 1965 году, это событие отметили торжественным митингом на станции Саянская.

Юбилей трассы не случайно решили отмечать на станции Саянская.

«9 декабря 1965 года на станции Тайшет председатель Госкомиссии, начальник Восточно-Сибирской железной дороги А.Т.Головатый подписал акт о сдаче в постоянную эксплуатацию железной дороги «Абакан-Тайшет». С 20 декабря началось регулярное движение поездов. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские поезда. Торжественная встреча с митингом состоялась 21 декабря на станции Саянская».

О том, как встречали поезда на станции Саянская в 1965 году рассказала жительница нашего посёлка Гусева Лидия Карповна, всю жизнь проработавшая в пункте технического обслуживания (ПТО):

«Мы тогда жили в Красногорьевке. Мой муж уже работал в ПТО на станции Саянская, а я устроилась на железную дорогу только в 1966 году. На открытии трассы Абакан-Тайшет мы с ним были вместе. Помню как ждали поезда́, как они прибыли где-то ближе к обеду, как приветствовали всех громким гудком и встали напротив друг друга перед натянутой ленточкой… Эту ленточку тогда разрезал первый начальник нашей станции Владимир Сергеевич Махов».

Через 20 лет руководство Абаканского отделения дороги приняло решение не просто отметить юбилей трассы, а воспроизвести события 1965 года, или как сейчас говорят, создать их реконструкцию.

1985 год
Станция Саянская

О том, как была организована торжественная встреча двух поездов на станции Саянская в 1985 году, рассказал машинист электровоза оборотного депо станции Саянская, прибывшего со стороны Тайшета, Клёнин Виталий Павлович:

«Накануне вечером я прибыл с поездом в Тайшет. Проспал всю ночь, а утром позвонил дежурному, узнать, когда вызовут. Мне ответили: «Тебя запланировали под праздничный поезд. Поедешь в Тагул, там тебе прицепят вагон, нарядят, и отправят в Саянскую». Тогда саянские бригады редко ездили по этому маршруту, в основном — тайшетские. Вот меня и отправили. Сборами в Тагуле руководил начальник или бывший начальник станции, точно не знаю. Мой электровоз должен был собрать по всем станциям ветеранов железной дороги, посадить их в прицепной вагон и прибыть на станцию Саянская. Я двигался из Тайшета, а со стороны Абакана шёл другой поезд. Кто им управлял, я не помню: или Долматов Николай или Ткачук Василий. Мы с машинистом того поезда переговаривались по рации, подгадывали, чтобы прибыть одновременно. Я ехал потихоньку, постоял перед станцией… В итоге — прибыли одновременно и дали протяжный гудок, как 20 лет назад».

Электровоз со стороны Тайшета
Машинист Клёнин Виталий Павлович

Через два пути, на которые должны были прибыть поезда, натянули праздничную ленточку, символизирующую открытие трассы. Право перерезать её предоставили сыну знаменитого изыскателя и строителю трассы Абакан-Тайшет Владимиру Константиновичу Стофато.

Стофато Владимир Константинович

На станции Саянская состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали саянцы, жители окрестных деревень и гости — строители трассы Абакан-Тайшет из других уголков и линий магистрали. С торжественными речами выступили перед собравшимися руководители железной дороги и местной администрации.

Выступает заместитель начальника Абаканского отделения железной дороги Петренко Виктор Степанович

Справа-налево:
Малышонок Иван Фомич
Махов Владимир Сергеевич
Мартыненко Василий Дмитриевич
Петренко Виктор Степанович
Стофато Владимир Константинович
Куликова Тамара Степановна

Выступает Стофато Владимир Константинович —
сын знаменитого изыскателя и строитель трассы Абакан-Тайшет

Выступает Махов Владимир Сергеевич —
ветеран Великой Отечественной войны и строитель трассы Абакан-Тайшет,
первый начальник станции Саянская

Выступает Шинкаренко Николай Парфёнович —
главный инженер на строительстве трассы Абакан-Тайшет,
бывший начальник Саянского участка дистанции пути и председатель Саянского поселкового Совета

Слева-направо:
Стофато Владимир Константинович
Махова Елизавета Сидоровна
Куликова Тамара Степановна
Махов Владимир Сергеевич
Коростылёва Галина Николаевна

Заместитель начальника Абаканского отделения железной дороги
Петренко Виктор Степанович в кругу работников железной дороги

После встречи поездов и митинга на станции в саянском клубе Железнодорожников состоялась торжественная часть .

Школьники Саянской средней школы №5

«В советские годы школьников приглашали на все торжественные мероприятия, — рассказывала организатор воспитательной работы Широкова Зинаида Фёдоровна. — Мы обычно выходили одни из первых. Впереди — знамённая группа: знаменосцы, горнисты и барабанщики. Это сразу настраивало на серьёзный и торжественный лад. Знамя выносили вперёд, барабанщики и горнисты вставали по краям. Поздравляли в основном стихами и песнями».

Торжественная часть включала в себя чествование строителей трассы Абакан-Тайшет, которых в те годы было ещё не мало, — ветеранов железной дороги.

Одним из первых выступил почётный гость юбилейного празднования, сын легендарного изыскателя — Стофато Владимир Константинович.

Бывшие руководители предприятий, строители трассы, ветераны и лучшие работники железной дороги рассказывали о достижениях и изменениях, произошедших за 20 лет существования магистрали Абакан-Тайшет.

Выступает председатель Саянского поселкового Совета Куликова Тамара Степановна

Коростылёва Галина Николаевна и Куликова Тамара Степановна

Выступает Коростылёва Галина Николаевна — начальник станции Саянская

В начале декабря 1985 года специально для празднования 20-летнего юбилея трассы, первый начальник станции Саянская Владимир Сергеевич Махов написал стихотворение «Абакан-Тайшет». Каждое слово стихотворения наполнено гордостью и восхищением тем героическим временем и людьми, с которыми ему довелось строить и развивать стальную магистраль Абакан-Тайшета. На сцене Саянского клуба Железнодорожников он прочитал стихотворение и подарил сборник своих стихов о Великой Отечественной войне, написанный им от руки и посвящённый саянской молодёжи.

Абакан-Тайшет

Здесь двадцать лет ходили поезда.
И стук колёс на стыках раздавался.
А ведь недавно, будто бы вчера,
Под Кандыгою первый лагерь создавался.

Ребята ехали на тракторных санях,
В вагончиках, где б от жары спасаться…
А тут зима: и — снегу на полях,
И холод, и пурга, и некуда деваться.

Среди приехавших нашёлся вдруг смельчак,
За санный борт, смеясь, перевалился,
А вслед — ещё какой-то весельчак
За ним в сугроб по пояс провалился.

С хребтов Саян ветров спустилась рать,
В степных просторах наших разгулявшись.
Теперь её ничем уж не унять,
Сама затихнет, вдоволь наигравшись.

А стройку срочно надо начинать,
Нет времени погоды дожидаться.
Стальная колея должна лежать,
И станция — по плану развиваться.

И повезли нам рельсы, костыли…
Под шпалы мы щебёнку засыпали.
А машинисты в гари и пыли
Вертушки паровозами гоняли.

Не лёгкая здесь жизнь у нас была.
Мы Трассой Мужества дорогу эту звали.
В срок установленный она была сдана,
И Абакан-Тайшет её назвали.

Прошли года, всё сильно изменилось, —
Саянскую, конечно, не узнать!
А сколько здесь работников сменилось!
Теперь уж будет трудно сосчитать.

Хорошие трудились здесь движенцы:
Бобровский, Малышонок, Комаров —
Первопроходцы наши, выдвиженцы,
Таких бы нам побольше молодцов!

Я очень рад, что коллектив в почёте,
Руководитель — дельный, боевой.
Вы все сегодня на хорошем счёте
За вклад внесённый вами трудовой.

Идут-идут здесь нынче поезда,
И стук колёс на стыках раздаётся.
Пришли восьмидесятые года —
И колея вторая создаётся.

Махов Владимир Сергеевич читает стихотворение «Абакан-Тайшет»

На юбилей трассы Абакан-Тайшет в посёлок Саянский съехались лучшие самодеятельные ансамбли — из Абакана и окрестных станций. Их номера были органично вплетены в праздничную программу вечера.

С музыкальными номерами выступали сами работники железной дороги.

Зрительный зал был полон. Здесь сидели почётные работники трассы Абакан-Тайшет, отсюда они выходили на сцену и снова возвращались.

Шинкаренко Николай Парфёнович, Маховы Владимир Сергеевич и Елизавета Сидоровна

Стофато Владимир Константинович

Станция Саянская стала центральным звеном при строительстве трассы Абакан-Тайшет. Это определило её связующую роль между конечными станциями в 1965 году. В истории трассы она навсегда останется местом торжественной встречи двух поездов из разных концов магистрали.

Ставер Виктор Филиппович — ревизор
Коростылёва Галина Николаевна — начальник станции
Махов Владимир Сергеевич — первый начальник станции

Послесловие: если кто-то ещё хранит воспоминания об этом событии, пожалуйста, напишите о них в комментариях к этой статье.

Марина Пряжникова

Источники:

Трасса мужества (Строительство трассы Абакан-Тайшет)// Железнодорожник: История железных дорог. — По материалам ОАО «РЖД»

Фотографии из архива Куликовых Тамары Степановны и Виктора Леонидовича

Комментарии к фотографиям:
Куликова Виктора Леонидовича, Межиба Нины Тихоновны, Клёнина Виталия Павловича, Корнеевой Валентины Петровны, Широковой Зинаиды Фёдоровны, Гусевой Лидии Карповны, Яковчука Владимира Георгиевича…