Ручки с пёрышками и чернила

Современные школьники и даже родители современных школьников никогда не писали перьевыми ручками. А между тем в 60-х — 70-х годах прошлого века в Саянской средней школе №5 дети учились пользоваться пером и чернилами.

Теперь я ученица, чернилами пишу,
Боюсь пошевелиться, сижу и не дышу.
Чтобы писать чернилами,
Собраться надо с силами…
Я новенькую ручку в чернила окуну –
Уже на каждом пальце по чёрному пятну.
Рукой поправлю волосы –
На лбу остались полосы.
Соринка, как нарочно, приклеилась к перу,
Какая вышла буква, сама не разберу.
Стол у нас качается –
Клякса получается!
Мама сразу узнает, учу ли я уроки:
Если выучен урок – всегда в чернилах щёки.
(Из стихотворения Агнии Барто «Чернила»)

С появлением шариковых ручек в прошлом остались кляксы, промокашки, залитые чернилами тетрадки, измазанные руки, лицо и одежда. Но вместе с тем школьники утратили изящность и красоту письма, которых требовали образовательные стандарты того времени.

О том, как проходил процесс обучения этому нелёгкому, но, безусловно, прекрасному мастерству в Саянской рассказала учительница начальной школы — Зинаида Тихоновна Фроленкова. Письмо пером было намного сложнее современного письма шариковой ручкой. Перо оставляло чернильный след благодаря нажиму при движении вниз. А движение пера вверх и в сторону происходило легко, чуть касаясь листа бумаги, оставляя тонкую линию, похожую на волосок. «Нажим — волосяная, нажим — волосяная…», — повторяли про себя первоклассники, выводя в тетради свои первые буквы.

«Так мы проговаривали вместе с детьми: нажим — волосяная… С нажимом перо всегда шло вниз, а вверх оно шло без нажима — это «волосяная» линия. Там, где буквы соединялись, не надо было делать нажим — это тоже «волосяная» линия. Перо можно давить только вниз, и то — чуть-чуть. Сначала мы с детьми пробовали писать на листочках, тренировались. Это трудно! Сильно макать перо в чернильницу было нельзя, чтобы не залить тетрадь избытком чернил, только — помаленьку. В магазинах продавались перья с шишечкой на конце, их называли перья-удочки. Ими было писать удобней, потому что они много чернил не брали.

В портфеле носить чернила запрещали, чтобы они не касалась ни учебников, ни тетрадей. Родители шили сумочки, в них ставили чернильницы, а сумочку привязывали к портфелю.

Принадлежности для письма хранились в деревянных пеналах, где были специальные отделения для ручек и для перьев. Пёрышек было несколько: одним писали, а другие лежали про запас. Чернильницы использовали разные, кто какую найдёт, но старались найти такие, из каких бы чернила меньше проливались. Позже в продаже появились очень удобные чернильницы — непроливайки. Это фарфоровые баночки с крышечкой в виде воронки. Такая чернильница, даже падая, не разливалась, её только не нужно было наливать до краёв.

А ещё у каждого ученика обязательно должна была быть промокашка, которая раньше всегда продавалась со школьной тетрадью. Промокашку можно было подложить под руку, чтобы не мараться. Но главное — ей можно было промокнуть написанное. Чернила ведь не сразу высыхали, поэтому на свежий текст аккуратно клали промокашку, и тетрадь можно было сразу закрывать или переворачивать страницу. Когда заканчивали писать, перо промакивали, протирали перочисточкой и клали ручку в пенал.

Красивое, аккуратное письмо отрабатывали на специальных уроках. Они проходили один раз в неделю и назывались чистописанием. Позже чистописанием в школе стали заниматься в начале каждого урока письма: 10 минут отрабатывали чистописание, 40 минут  — занимались самим предметом».

На уроках труда учащиеся начальной школы шили себе перочистки: нарезали небольшие квадратики из ткани, складывали их друг на дружку и сшивали в середине маленькой пуговкой. Получалось несколько листочков. Ими вытирали пёрышки.

«Мы тоже писали такими ручками года два или три, — вспоминала бывшая ученица нашей школы Татьяна Евдокимова, 1977 года выпуска, комментируя фотографии на страницах Одноклассников. — Когда шли домой или в школу, чернильницу привязывали к ручке портфеля, эдакой петелькой. Чернила в бутылочке носили отдельно, а чернильницу — в тряпочном чехольчике. Правда в ней всегда было немного чернил, и они норовили пролиться в самый неподходящий момент. И чтобы налить чернила в чернильницу надо было быть виртуозом, по крайней мере мне так редко удавалось аккуратненько налить и не капнуть кляксу. Писать учили с нажимом. Сколько слёз было пролито: пишешь, стараешься, а тут раз — клякса!».

1969 год
6А класс
Классный руководитель Шинкаренко Нина Павловна

«Как же мне хотелось иметь такую же чернильницу, как у Нины Павловны, — поделилась своими детскими воспоминаниями бывшая ученица нашей школы Лариса Сафонова, 1975 года выпуска, в комментарии к этой фотографии в Одноклассниках. — Стеклянная, гладкая… До сих пор отчетливо помню уроки письма: «Нажим — волосяная, нажим — волосяная…» В конце 4-го класса, когда нам разрешили писать шариковыми ручками, Нине Павловне они не нравились тем, что оставляли следы нажима на следующей странице…»

Коллега Нины Павловны — Татьяна Михайловна Трухан, преподававшая математику в старших классах Саянской средней школы, тоже поделилась воспоминанием о традиционных уроках чистописания, которые сохранились в начальной школе после появления шариковых ручек:

«Дети к тому времени уже писали шариковыми ручками, но Нина Павловна на уроках чистописания, прививая аккуратность и красоту почерка, находила время обучению письма ручкой с простым пером и чернильницей. Много чему научила их Нина Павловна!»

После того, как на прилавках магазинов появились шариковые ручки, техника письма стала потихоньку меняться. Это отметила Зинаида Тихоновна, продолжая свой рассказ о чистописании:

«Мы были рады, когда появились  шариковые ручки, потому что не все дети старались хорошо писать перьями. Но родители сначала не соглашались их покупать, так как первые ручки были очень дорогие. Мы, учителя, тоже не торопились переходить на новые ручки, ведь это значило перейти на другой почерк, поменять технику написания букв… Шариковой ручкой мы учили писать уже совсем по-другому — с одинаковым нажимом. Время доказало, что обычной ручкой писать удобнее и проще: не надо носить чернильницу, не надо шить перочистки, не надо заботиться о промокашках».

23 января во всем мире отмечается «Международный День почерка или ручного письма». Тема — актуальная для России. Плохой почерк нашей молодёжи сегодня стал предметом активного обсуждения в средствах массовой информации. Многие считают, что секрет красивого почерка учеников прошлых лет заключался исключительно в особенностях письма пером и чернилами. Несомненно, перо придаёт письму ничем не заменимое изящество, но даже шариковой ручкой можно писать чётко, ровно и даже очень красиво. Разговор с учителями того далёкого времени убедительно доказывает, что истинный секрет былой каллиграфии в постоянной и скрупулёзной работе над ней, в регулярных занятиях чистописанием.

Прошли годы. Изменились времена — изменились образовательные стандарты. Сегодня мы хорошо знаем грамматику русского языка, пунктуацию и фонетику… Но для красивого письма нашим детям катастрофически не хватает практических занятий по каллиграфии.

Марина Пряжникова

Источники:

Воспоминания учителя начальной школы Зинаиды Тихоновны Фроленковой

Фотографии и комментарии из группы «Саянский наша маленькая Родина!!»
в Одноклассниках