Первые поезда на станции Саянской

За 6 лет строительства трассы Абакан-Тайшет на станции «Саянская» не раз состоялись знаменательные события встречи первых поездов. Это был результат большой и кропотливой работы солдат и офицеров 19 бригады железнодорожных войск.

Первый паровоз
на маршруте Клюквенная-Саянская

Самый первый поезд прибыл на нашу молодую станцию в начале ноября 1959 года, в первый же год строительства трассы Абакан-Тайшет. Это был паровоз, прошедший по маршруту Клюквенная-Саянская. Им управляла бригада из трёх человек: машинист В. Кутали, помощник В. Карянов и кочегар М. Трудинский.

Отрывок из книги «Дорогу осилит отважный»
Автор Станислав Ильин

О том, как восприняло это событие коренное население ближайшей округи, хорошо помнит Старых Таиса Григорьевна, которая вместе с мужем-офицером приехала в Саянскую 30 марта 1959 года:

«Жители близлежащих сёл ездили тогда на лошадях по сплошному бездорожью, и никакого другого вида транспорта здесь не было. Но они были настроены против железной дороги, считали, что она им совершенно не нужна, и возмущались, что у них забрали плодородные земли. Солдат нашего батальона называли извергами. Я тогда жила в Кандыге и говорила им: «Вы почему так настроены против нас? Это ведь правительство решает, а не мы. Это стране надо». И несмотря ни на что, в день прихода в Саянскую первого паровоза, на станцию сбежалась вся деревня — вся Кандыга! Как они узнали — не представляю, об этом нигде не объявлялось. В Саянской тогда гражданских не было, поезд встречали военные, их дети и жёны, в том числе я. Мы радовались своей первой победе. Поезд, как я помню, украшен не был, но на станцию прибыл с длинным протяжным гудком. Кандыжинцы первый раз видели паровоз, первый раз слышали гудок паровоза — им  было и интересно, и страшно: «Вот, — говорили они, — стальной чёрт идёт!»

Первый поезд по маршруту Клюквенная-Саянская прошёл в начале ноября 1959 года, а в конце, 28 ноября, этим маршрутом приехал в Саянскую призывник железнодорожный войск Куликов Виктор Леонидович — почётный житель нашего посёлка. По нему же в 1965 году проехал на тепловозе корреспондент газеты «Красноярский рабочий» И. Лысенко:

Отрывок из статьи «Знакомьтесь: станция Саянская»
Автор И. Лысенко

Первый паровоз
на маршруте Манский тоннель-Саянская

30 июля 1963 года был пробит Манский тоннель, и военные эксплуатационники машинист Николай Шулюмов, помощник Анатолий Волков и кочегар Борис Тюньков провели по нему первый железнодорожный состав. На станции Саянской этот паровоз тоже встретили очень торжественно.

Фотография из специального выпуска газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год, посвящённого строительству трассы Абакан-Тайшет

Девочка на фотографии оказалась жительницей нашего посёлка Калинушкиной Надеждой. Она рассказала про тот летний денёк, когда группа Саянского детского сада ходила на вокзал встречать первый поезд:

«Летом 1963 года мне исполнилось 5 лет. Сама я почти не помню ни поезда, ни цветов, но моя мама всегда утверждала, что девочка с букетом на фотографии — это я. Она даже хранила эту газетную вырезку. Мама рассказывала, что на встречу поезда детей детского сада тогда привели группой. Она была няней и ходила с нами. Я смутно помню, как мы ждали и было прохладно… Когда поезд подъехал, меня, по рассказам мамы, выхватили из близстоящей толпы детей, сунули мне букет цветов и сказали подарить дяденькам, которые выйдут из паровоза. Я не растерялась и подарила. Вот собственно и всё!»

Первый сквозной поезд,
прошедший от Абакана до Тайшета

29 января 1965 года машинист тепловоза Ярослав Феофанович Юренко провёл от Абакана до Тайшета первый пробный состав.

Отрывок из книги «Звёздные пикеты»
Автор Фатима Бучнева

На торжественной красной ленте, которую перерезали в честь отправления первого сквозного поезда, локомотивная бригада тепловоза оставила лаконичный автограф:

«Первый поезд, который нам доверили вести, придёт в Тайшет точно по графику. Я. Юренко, машинист ТЗ-1 20-275, В. Пеньковский, пом. машиниста».

Однако с намеченного графика поезд всё-таки сбился. О том, что произошло в первом долгом пути подробно рассказал журналист Станислав Борисович Ильин:

Отрывок из книги «Дорогу осилит отважный»
Автор Станислав Ильин

Путь от Абакана до Тайшета первый поезд преодолел за трое суток, останавливаясь на всех станциях, в том числе и в Саянской.

Отрывок из спецвыпуска газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год

Ехал в этом поезде и иркутский писатель Валентин Распутин. Свою поездку он описал в публицистическом сборнике «Костровые новых городов».

Первый электровоз
на маршруте Клюквенная-Саянская

Ещё в 1962 году от Клюквенной до Саянской началась установка опор контактной сети, а летом 1965 года стала проходить сдача электрифицированных участков. Вскоре по маршруту Клюквенная-Саянская проследовал первый электропоезд под управлением машиниста Н. Поликарпова и помощника Н. Резника.

Отрывок из книги «Дорогу осилит отважный»
Автор Станислав Ильин

Однако эти документальные свидетельства немного не совпадают с рассказом первого начальника Саянского энергоучастка Владимира Дмитриевича Семененко. В своих воспоминаниях он отмечает, что 30 октября 1965 года на линии ДПР-«Камала» было подано первое рабочее напряжение от тяговой подстанции Клюквенная на шины тяговой подстанции Саянская, а первый электровоз по участку Клюквенная-Саянская прошёл 1 ноября:

«Командованию железнодорожных войск была поставлена задача — 1 ноября 1965 года пропустить первый электропоезд из Уяра до станции Саянская. Оказалось, что на станции Саянская не смонтировано на опорах гибких поперечин около 50% прожекторов. Председатель рабочей комиссии Ситов В.И. запретил подавать напряжение в контактную сеть до тех пор, пока не будут установлены все прожекторы, потому что после подачи напряжения в контактную сеть на станции Саянская все устройства по правилам переходят в категорию действующих. Все работы по установке и подключению прожекторов должен был выполнять обслуживающий персонал энергоучастка, имеющий доступ к работе в электроустановках.

31 октября по этому поводу мне позвонил Алексей Михайлович Крюков. Когда телефонистка сказала, что со мной будет говорить генерал Крюков, я ответил ему по-военному: «Слушаю Вас, товарищ генерал-лейтенант», так как я тоже был военным, но только лейтенантом запаса. Обратившись ко мне по имени отчеству, генерал просил не срывать подачу напряжения на станции Саянская. Он уверял, что это мероприятие имеет политический характер: «под парами» уже стоит в Уяре размалёванный плакатами электровоз, а на станции «Саянская» приготовлена трибуна для приветственных речей и фоторепортёры готовы запечатлеть этот исторический момент. Я был поражён тем, что просьба была выражена в такой тактичной форме. Это был беспрецедентный случай, когда генерал просил о чём-то лейтенанта… Настаивать на том, чтобы ночью устанавливать прожекторы не имело здравого смысла, да и что мог смонтировать солдат на 15-метровой высоте при лунном свете. Я согласовал подачу напряжения с Владимиром Иосифовичем и доложил об этом генералу.

Итак, 1 ноября 1965 года свершилось знаменательное историческое событие — было подано напряжение в контактную сеть перегона Уяр-Саянская, и на станцию «Саянская» под духовой оркестр прибыл первый электропоезд со станции Уяр. В Саянской состоялся торжественный митинг строителей и эксплуатационников».

Первые электровозы
на трассе Абакан-Тайшет

Фотография из специального выпуска газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год

В конце ноября — начале декабря 1965 года было подано напряжение на все перегоны магистрали, прошла «горячая» обкатка контактной сети. С 20 декабря началось сквозное движение. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские электровозы «Байкал» и «Енисей». Их торжественная встреча состоялась на станции Саянской 21 декабря 1965 года.

Отрывок из книги «Дорогу осилит отважный»
Автор Станислав Ильин

Спустя 30 лет после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Абакан-Тайшет журналисту интернет-газеты «Копейка» Андрею Лаховскому довелось пообщаться с Альбертом Дементиюком, который вошел в историю как машинист одного из первых пассажирских электровозов.

«Это был грандиозный праздник для всех, — рассказывал Альберт Иосифович. — Возведению Абакано-Тайшетской ветки радовались все: жители окрестных населенных пунктов, строители, железнодорожники, их близкие. А я в то время работал машинистом в Тайшетском паровозном депо. Помню, как меня вызвали к начальству и объявили, что мне предстоит сложная задача. Когда узнал в чем дело, сильно разволновался.

Мы выехали из Тайшета, а в это же время навстречу нам из Абакана выехал другой пассажирский поезд. Пассажирами обоих составов были изыскатели и строители трассы. Спустя 18 часов мы встретились протяжными торжественными гудками ровно посередине пути — на станции Саянской. Там и состоялся большой праздник. На улице был сорокаградусный мороз, но жуткого холода, кроме московских журналистов, которые грелись водочкой у меня в кабине, никто не замечал. На торжестве традиционно звучали поздравления, играл оркестр, в воздухе витало победное ликование. Митинг завершился спустя четыре часа, после чего поезда отправились «по домам»».

Лозунг на поезде:
«Верной дорогой идёте, товарищи!»
Фотография из архива Старых Таисы Григорьевны

А вот, что вспоминают очевидцы, которые в это время жили и работали в нашем посёлке:

«С Тайшета ехал поезд с восточными строителями, а с Абакана — с западными. Эти два поезда встретились в Саянской, где их ждали мы, строители Центрального участка. В каждом составе было по несколько пассажирских вагонов, где размещались строители. Я тоже приходила на торжественную встречу этих поездов. Очень много строителей приехало с Абакана, в их числе был Владимир Стофато с женой Риммой — тогда мы с ним и познакомились. На станции собралось много людей. Торжество было пышное, но очень лаконичное и ёмкое из-за сильного мороза. Митинг был с речами, с шампанским, с перерезанием красной ленточки… Присутствовали первые лица властей Рыбинского района, Партизанского, и Саянского, наверно, были представители райкома партии и железной дороги, журналисты. Концерта в клубе тогда не было. Самодеятельные концерты в то время устраивали сами строители. Если бы концерт был, я бы приняла в нём активное участие и, конечно же, помнила бы об этом. А после митинга все строители снова расселись по своим вагонам и уехали обратно», — вспоминала спустя 50 лет Старых Таиса Григорьевна, первый председатель Саянского сельского Совета депутатов трудящихся.

У Таисы Григорьевны сохранилось несколько фотографий с этой встречи, сделанных военным офицером 19 бригады ЖДВ Борисом Рябининым.

1965 год
Встреча первого электровоза на станции «Саянская»
Фотографии из архива Старых Таисы Григорьевны

О том, как Саянская встречала первые электропоезда в 1965 году помнит и жительница нашего посёлка Гусева Лидия Карповна, всю жизнь проработавшая в пункте технического обслуживания (ПТО):

«Мы тогда жили в Красногорьевке. Мой муж уже работал в ПТО на станции «Саянская», а я устроилась на железную дорогу только в 1966 году. На открытии трассы Абакан-Тайшет мы с ним были вместе. Помню как ждали прихода поездов, как они прибыли где-то ближе к обеду, как приветствовали всех громким гудком и встали напротив друг друга перед натянутой ленточкой… Эту ленточку тогда разрезал первый начальник нашей станции Владимир Сергеевич Махов».

Так, участок за участком, этап за этапом, завершилось строительство большой железнодорожной магистрали, существование которой считалось невозможным. Победы, которым радовались на нашей маленькой станции, сразу становились известны на всю страну. О них писали журналисты и сами строители. Благодаря их книгам, статьям и рассказам мы сегодня можем узнать подробности о героическом прошлом своей малой родины.

Марина Пряжникова

Источники:

Рассказы Старых Таисы Григорьевны, Гусевой Лидии Карповны, Калинушкиной Надежды Васильевны

Лысенко И. Знакомьтесь: станция Саянская// Красноярский рабочий. — 1965. — октябрь. — С.8. — Спецвыпуск

Ильин С. Дорогу осилит отважный. Москва, 1976

Бучнева Ф. Звёздные пикеты// Здравствуй, Абакан-Тайшет! (Сост. Б.Макаров). Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1975 г.

Семененко В.Д. Саянский энергоучасток — лучшие годы моей жизни: К 50-летию трассы Абакан-Тайшет

Лаховский А. 52 года назад открылось регулярное движение поездов по трассе Абакан-Тайшет// Тайшет24: Информационное агентство

Летопись трассы Абакан-Тайшет