Память о герое

В 2014 году станция имени Бориса Ивановича Лукашевича отметила полувековой юбилей. В честь этого события в газетах появилась статья, которую написала его внучка — Лукашевич Яна.

Семья Бориса Ивановича Лукашевича:
Марксана Андреевна, Галина Борисовна, Елена Борисовна и Яна

Военные годы

Борис Иванович Лукашевич, мой дед, родился 13 сентября 1923 года в Луге. Отец Бориса Ивановича, Иван Осипович, был железнодорожником, работал мастером пути на участке Луга-Ленинград.

Родители Бориса Ивановича Лукашевича:
Евдокия Андреевна и Иван Осипович

После смерти отца десятилетний Борис с мамой Евдокией Андреевной переехал в Череповец. Борис учился в череповецкой средней школе № 2, потом в Архангельском военно-инженерном училище, после окончания которого в 1941 году отправился на фронт. Был сапёром железнодорожных войск. Через пять месяцев после училища стал командиром сапёрного подразделения. Воевал на Южном, Северо-Западном фронтах. О 20-летнем лейтенанте не раз писали фронтовые корреспонденты.

Статья из фронтовой газеты в/ч 02361

Вот пожелтевшая от времени газетная вырезка сорок третьего года. Там рассказано о том, как на приильменьской земле взводу Лукашевича было приказано разминировать подходы к железнодорожному мосту и обеспечить проходы для технической разведки. Борис Иванович обезвреживал самые хитроумные мины, очень опасные прыгающие мины и обучал этому своих бойцов. После разминирования подступов к мосту минёры принялись за осмотр русла реки. Немцы вморозили в лёд сотни мин в надежде на то, что со вскрытием реки они поплывут на мост и взорвут его. Разминирование путём обезвреживания отдельных мин срывало сроки выполнения задания. Надо было спешить, и лейтенант приказал уничтожать мины мелкими зарядами тола. Дальше пишет фронтовая газета:

«Офицер, которому только что минуло 20 лет, воспитанник Ленинского комсомола, он к тому времени имел приличный военный опыт. На подступах к Таганрогу и Ростову лейтенант не раз ходил делать проходы во вражеских минных полях. Сотни мин он обезвреживал под огнём противника, нащупывал их в ночной мгле. Десятки минёров подготовил лейтенант Лукашевич, десятки продолжает обучать».

Сослуживцы говорили: «Он был минёром от бога». Вот что рассказывал о фронтовом товарище уже в наши дни газете «Военный железнодорожник» ветеран железнодорожных войск, полковник в отставке Владимир Андреевич Казимирчук:

«Дело было на участке Старая Русса-Дно. Наши бойцы нашли брошенный немцами в спешке миномёт. Трофей погрузили в грузовик, там же разместился взвод солдат. Вот-вот грузовик должен был тронуться с места – команда уже поступила. Но тут что-то показалось Лукашевичу неладным в этом трофее. Борис Иванович задержал грузовик. Все были удивлены. Чутьё не подвело. Оказалось, что в стволе миномёта застряла мина. От любого толчка она могла бы взорваться, а машина была битком набита людьми».

А вот ещё случай, произошедший в 1942 году. Гитлеровцы заложили под большой железнодорожный мост мощный минный заряд. Он был сделан настолько хитроумно, что обезвредить его, перекусив контактные провода, было невозможно. Любое прикосновение минёра – взрыв. Конечно, по мосту могли ходить люди, даже машины, но если пойдёт поезд… Тогда Борис Иванович вышел на поединок со смертью. Многие часы он провёл возле мины-ловушки. Всё осмотрел, всё взвесил. Мину окопали, а потом взорвали. Минёр Лукашевич рассчитал всё точно – заряд ударил в сторону от моста. Через сутки к фронту пошли поезда.

Подвиг в мирное время

После войны Борис Иванович служил в железнодорожных войсках, разминировал шахты Донбасса.

10 августа 1948 года женился на Марксане Андреевне Смирновой, моей бабушке. Она на тот момент работала в детском саду в Череповце и заочно училась в Ленинградском пединституте имени Герцена. После свадьбы началась кочевая жизнь семьи военнослужащего: Украина, Восточный Казахстан, Иркутск, Монголия. Последнее место службы – Красноярский край, станция Саянская, где в то время шло строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

1963 год

Январь 1964 года
Семья Лукашевичей: Борис Иванович, Марксана Андреевна, Лена и Галина

Трагедия произошла 8 мая 1964 года. Вот как об этом рассказала тогда газета «Красноярский рабочий»:

«У Чёрного мыса, что вклинился на 339-ом километре трассы в строптивую Ману, образовался мощный ледяной затор. Река начала выходить из берегов. Она отрезала от Большой земли таёжный посёлок Большой Шир, затопила автостраду, связывающую глубинные районы гор, а строителей магистрали – с пунктами снабжения. Создалась угроза размыва железнодорожного пути. Вдоль берегов реки скопилось огромное количество сплавной древесины, которую вода могла увлечь за собой и бросить в слепой ярости на мосты и дамбы, на прибрежные посёлки.

По аварийной тревоге из Саянской выехал отряд подрывников во главе с майором Б.И. Лукашевичем. Борис Иванович набросал порядок работ, расставил людей. Одни занялись подготовкой зарядов, другие подносили их. Для установки зарядов Борис Иванович взял себе в помощники капитана В.И. Шмелёва.

Над рекой загремели взрывы. Они эхом перекатывались по долине и замирали далеко в горных распадках.

А лёд непрерывно надвигался. Полуметровой толщины глыбы громоздились одна на другую. Вначале подрывали накладными зарядами отдельные льдины, потом решили опускать фугасы на шестах в воду для усиления взрыва.

Вот установлен и закреплён в проране очередной шест, на этот раз с крупным зарядом. Подожжён шнур. Но в это время льдины сдвигаются, шест падает, быстрое течение увлекает его под лёд, по направлению к берегу. Туда, где река лижет тело насыпи, где виднеются опоры контактной сети. А ближе волны перекатываются через затопленный автодорожный мост и устремляются к железнодорожному мосту.

Ещё миг – и шест исчезнет под ледяным полем. А затем последует взрыв, может быть, под одним из этих мостов, там, где люди.

Для Бориса Ивановича потребовалась доля секунды, чтобы принять решение. Он бросается к проруби. Схватив конец ускользающего шеста, он ставит его на место. Шмелёв в отчаянии. Он следит за хронометром и видит – пошли последние секунды. Помочь он уже не смог. Раздался взрыв. ..

Нет, Мана не торжествовала. Взрыв прозвучал как победный салют мужеству человека, отдавшего свою жизнь, но не отступившего перед опасностью, которая грозила дороге, строителям».

Отрывок из книги «Восточно-Сибирская электрическая»

Указом Президиума Верховного Совета СССР коммунист майор Б.И. Лукашевич посмертно награждён орденом Отечественной войны II степени. По решению Совета Министров СССР его именем назван один из разъездов линии Абакан-Тайшет. Теперь это уже станция. Недалеко от пассажирского здания станции Лукашевич стоит обелиск. В память о подвиге, который совершил советский офицер, отважный коммунист. На станции Саянская есть улица имени Лукашевича. На этой улице стоит дом, в котором жил Борис Иванович, и в котором в тот трагический день его ждали жена и две дочки — Галочка и Леночка.

Борис Иванович прошёл всю войну, был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». В мирное время продолжал служить своей родине и погиб при исполнении служебного задания.

Бориса Ивановича похоронили в Череповце. Под торжественные залпы воинского оружия.

2016 год

Муж и отец

Я никогда не видела своего деда. Он погиб в 1964 году, а я родилась в 75-ом. Но с детства я знала о его подвиге, слышала рассказы о нём от своих родных – бабушки, Марксаны Андреевны, мамы, Галины Борисовны и тёти, Елены Борисовны. Рассказывают они не только о его подвиге, но и о том, каким человеком он был – находчивым, честным, ответственным, каким был любящим и заботливым мужем и отцом, о том, как возил их летом на Чёрное море, а на новогодние праздники всегда привозил живую ёлку. Гирлянды мастерил из крохотных лампочек, которые сам же и раскрашивал. Однажды сделал для Галки костюм ёлочки, с лампочками, на батарейках. И когда на детском утреннике почему-то не зажглась большая ёлка, то, под радостные крики детей «Ёлочка, зажгись!», замигала разноцветными огоньками Галочкина «ёлочка». И стояла Галочка в центре зала, рядом с большой новогодней елью, в своём удивительном костюме, который её папа сделал своими руками.

Любил Борис Иванович записывать на магнитофон «Днепр» семейные праздники, например, «Ужин семьи Лукашевич», или Новый год, где старшая, Леночка, рассказывает отрывок из «Ревизора», а младшая, Галочка, читает стихи, которые выучила с отрывного календаря, а потом девчонки поздравляют родителей и гостей с Новым годом от имени Деда Мороза и Снегурочки.

И благодаря этим записям я могу сейчас слышать весёлый голос своего деда, молодой голос моей бабушки, детские голоса моих мамы и тёти, бой новогодних курантов наступающего 1964 года — года, который окажется таким трагическим для нашей семьи.

О человеке, муже, отце, деде Борисе Ивановиче будет помнить наша семья, об офицере Лукашевиче будут помнить люди, узнавшие о его подвиге из музейных материалов, прочитавшие о нём в газетах и в книге (авторы Косович С.С. и Филимонов А.М.) о железнодорожных войсках «Советские железнодорожные».

Путешествие по трассе Абакан-Тайшет
летом 2015 года

С теплом в сердце и огромной благодарностью вспоминаем наш недавний приезд в посёлок Саянский, на станцию Саянская. Приехать сюда, в памятные для нашей семьи места, было очень важно для нас. Ваше личное внимание и забота очень помогли нам. Спасибо за то, что Вы встретили нас, организовали наше проживание, выделили транспорт.

2015 год
70-летие победы в Великой Отечественной войне

Фотографии смотрели все вместе. Бабушка вспоминала о прошлом, снова рассказывала про свою жизнь. Память у неё хорошая несмотря на возраст. Узнала дом, в котором они жили на станции Саянской. И тётя узнала. Сейчас этот трёхэтажный панельный дом значится по улице Ленина, а тогда улиц не было, письма шли на воинскую часть.

Они жили на втором этаже в квартире номер восемь. Теперь и я это знаю, увидела, прочувствовала, по-другому посмотрела на своих родных. Представила их дружную семью. Вот моя мама – ещё маленькая девочка, школьница, смеётся беззаботно и трогательно.  Тётя – старшая сестра, тоже учится в школе, наставница в делах для младшей, активистка (какой по жизни всегда была и остаётся). Бабушка – ещё совсем молодая (ей не было тогда и сорока),  счастливая жена и мама, всегда дома, ждёт дочек из школы, мужа со службы. Дед (сложно мне так называть Бориса Ивановича, ведь он погиб, когда ему было столько лет, сколько мне сейчас, он навсегда остался молодым) – сильный и красивый мужчина, офицер, любящий муж и папа. Представила, и тем острее стала осознавать, какая страшная трагедия случилась 8-го мая 1964 года. С детства я знаю эту дату – восьмое мая, а ещё тринадцатое сентября – день рождения деда. В эти дни мы всегда ходим на кладбище, накрываем стол. А в посёлке Саянский мы пришли на улицу Лукашевича. Значит, и здесь помнят про Бориса Ивановича.

На улице Лукашевича:
Марченко Светлана Евгеньевна, Лукашевич Яна, Куликов Виктор Леонидович, Лукашевич Галина Борисовна

На следующий день после нашего приезда мы поехали на станцию Лукашевич. В девять утра пришла машина, которую нам предоставила администрация посёлка. Неспокойную, горную Ману мы увидели с высокой горы, где устроена небольшая обзорная площадка и куда привёз нас водитель.

Такие красоты открылись взгляду, что дух захватывало: небо, горы, внизу река и поезда (с высоты как будто игрушечные) шли по рельсам и вдруг скрывались в тоннеле или появлялись из него, и тогда было видно, как идут они дальше, по железной дороге, длинной чередой вагонов.

И вот мы уже на станции Лукашевич. Недалеко от здания станции стоит строгий гранитный обелиск. В память о подвиге родного нам человека, майора Лукашевича Бориса Ивановича.

Поговорили с девушкой, которая работает на станции. Она рассказала, как ходят здесь поезда, по какому расписанию. Я спрашивала про пассажирские. Потому что очень хочется приехать сюда по железной дороге, по той дороге, которую назвали трассой мужества. Важно знать историю строительства дороги Абакан-Тайшет, и так же важно проехать по ней,  увидеть те места, где более чем полвека назад трудились мужественные люди – изыскатели, строители, военные. Значит, надо вернуться сюда и в следующий раз осуществить свою мечту: сесть в поезд Абакан-Красноярск и выйти на станции Лукашевич. А потом обязательно проехать от Лукашевич до Саянской, ведь именно здесь служил мой дед. И на одном из сложных участков трассы он погиб.

Рядом со станцией ведётся строительство. Проложен новый железнодорожный путь, скоро и по нему пойдут поезда. И, наверно, машинисты проходящих составов  будут давать здесь такой же протяжный гудок, какой мы слышали сегодня. Я читала в газетах, что это гудок в память о подвиге моего деда. Но уже пятьдесят лет прошло. Может, это просто дежурный гудок. Может, не все помнят о том, что было давно. Но помним мы, помнят люди в посёлке Саянский. И есть на карте железных дорог станция имени моего деда, станция Лукашевич.

Интересной и важной была для нас встреча с Вами, Светлана Евгеньевна, как с человеком, активно занимающимся сбором материалов по истории посёлка, края, по истории строительства трассы Абакан-Тайшет, стремящимся сохранить накопленную информацию для будущих поколений. Приятно было познакомиться и с Виктором Леонидовичем Куликовым, одним из старожилов станции Саянской, который приехал сюда солдатом-срочником в 1959 году и навсегда связал свою жизнь со станцией, а также пообщаться с журналистом Ольгой Даниловой (желаем ей много интересных встреч, отличных статей, успехов в творчестве).

Встреча в администрации посёлка.
Слева-направо: Ольга Данилова, Куликов Виктор Леонидович, Галина Борисовна Лукашевич, Светлана Евгеньевна Марченко

Виктор Леонидович и Галина Борисовна

Сейчас вспоминаю, как мы все вместе ходили по посёлку. Виктор Леонидович рассказывал нам, откуда начинал строиться посёлок, где были первые дома, показал, где было первое  здание клуба, которое не сохранилось. Он пояснил, что на том фундаменте стоит теперь другое здание, сохранившее форму прежнего.

Галина Борисовна Лукашевич около общежития ПМС,
на фундаменте которого раньше была школа

Все вместе мы сфотографировались на улице Лукашевича. После прогулки Виктор Леонидович пригласил нас к себе на дачу. И мы с мамой поехали. Посмотрели его хозяйство, огород. Он нам целую лекцию о пчеловодстве прочитал. Мы фотографировались рядом с ульями, а вокруг летали  пчёлки. Слава богу, ни одна не укусила. А он, молодец, говорит, что даже защитную маску не всегда надевает. Не боится их. Спасибо ему за мёд и за цветы.

1 августа, в субботу, станция Саянская отмечала День железнодорожника. Утром мы с Вами поехали в Партизанское, в музей. Спасибо Вам, Светлана Евгеньевна, что эта поездка состоялась. И спасибо директору музея Яловик Людмиле Николаевне, что уделила нам время, показала музей, познакомила с его экспозициями. В каталоге памятных объектов Партизанского района мы нашли и фотографию обелиска со станции Лукашевич.

1989 год

Мы желаем Вам, Светлана Евгеньевна, чтобы и Ваша мечта об открытии музея  в посёлке Саянский воплотилась в жизнь. В этом музее могли бы быть собраны все материалы об истории появления станции Саянской, о строительстве дороги Абакан-Тайшет и о тех людях, которые строили её, о людях, чьими именами названы улицы в посёлке Саянский.

После поездки мы с мамой были на спортивном празднике на школьном стадионе. День был солнечный, тёплый, вокруг было много людей, играла музыка, шли соревнования. И мы тоже окунулись в атмосферу всеобщего веселья, молодого задора, спортивного азарта. Сфотографировали школу. Мама сказала, что она выглядит такой же большой и красивой, как тогда, когда только что построилась.

А вечер был просто замечательным. И торжественная часть, где звучало столько поздравлений, добрых слов в адрес работников железной дороги, почётных жителей района, и концерт, на котором выступали артисты и творческие коллективы – всё это было очень душевно, для людей, и даже официальные слова звучали со сцены тепло и сердечно. На празднике были люди всех возрастов: и пожилые, и молодые, семьи с детьми. Это действительно был праздник всего посёлка, который завершился великолепным фейерверком. Нам предоставили слово на торжественной части, и мы с мамой выходили на сцену. Мы волновались, но нам действительно хотелось  выйти и сказать всем добрые слова. Мы не ожидали такого приёма в посёлке Саянский. И мы искренне благодарим Валентину Валентиновну Леоненко, которая лично участвовала в наших делах: встретила нас на вокзале в Уяре, когда мы приехали, разместила нас, можно сказать, курировала всё наше пребывание в Саянском. Благодарим  Вас, Светлана Евгеньевна, за всё, что Вы для нас сделали, Виктора Леонидовича Куликова и всех отзывчивых людей, которые встретились нам в Саянском.

Комната в Доме отдыха локомотивных бригад

Дом отдыха локомотивных бригад

Мы жили в Доме отдыха локомотивных бригад. Вы приходили к нам и видели, в какой хороший двухкомнатный номер нас поселили. Всё наше пребывание там прошло с максимальным комфортом. Персонал тоже очень хороший. Не могу не написать про Корнееву Валентину Петровну. Душевная женщина, разговаривали с ней. Она как-то особенно прониклась к нам теплотой, сказала, что много читала про строительство железной дороги, читала и про Бориса Ивановича.

Вообще в посёлке Саянский живут люди, которые любят свой посёлок. Одна женщина, с которой мы разговорились на улице, сказала, что лучше станции Саянской ничего на свете нет,  что она приехала сюда много лет назад и уезжать не собирается – ей здесь очень нравится жить. Мы и сами увидели, что в Саянском много молодёжи, детей. Значит, здесь на самом деле комфортно жить и работать.

Нам очень понравился  посёлок. Без всякого преувеличения. Детский сад – просто сказочный дворец! Наверно, и дети чувствуют в нём себя, как в сказке.  Дом культуры, красивая привокзальная площадь с замечательным фонтаном и незабываемым паровозом (которым мы будем теперь любоваться во время чаепития,  держа в руках подаренные на празднике кружки), дворы, которые местные жители так заботливо обустраивают – разбивают цветники, создают интересные декоративные фигуры (птиц, животных, других сказочных героев) – всё нам очень понравилось. В посёлке есть все условия для мирной и счастливой жизни. И мы желаем Саянскому дальнейшего развития и процветания.

А у нас на память остались впечатления и фотографии. Моя тётя, Елена Борисовна, рассматривая фотографии, увидела Тамару Николаевну Рябинину и сказала, что помнит её. Вот так. Больше полувека прошло, а лица педагогов не забываются.

На концерте, посвящённом Дню железнодорожника
Галина Борисовна Лукашевич рядом с саянской учительницей
Тамарой Николаевной Рябининой

Марксана Андреевна сейчас смотрит фотографии с нашей поездки, смотрит и вспоминает те далёкие годы.

Марксана Андреевна с дочерьми Еленой и Галиной

1982 год
Марксана Андреевна с Еленой, Галиной и внучкой Яной

7 июля ей исполнилось 90 лет. Приехать она, конечно, уже не может. И раньше не приезжала. Сначала было слишком больно, потом не было времени – работала, растила дочек, потом помогала растить внучку, а потом уже не было сил. Мы рассказали ей, как тепло нас встретили на станции Саянской, с какими хорошими людьми мы познакомились здесь. И она передаёт сердечный привет и слова благодарности.

Яна Лукашевич

Источники:

Память о герое: Станция им. Лукашевича отмечает полувековой юбилей// Наш Красноярский край. — 2014. — 11 июля

Отзыв о поездке: Письмо Марченко С.Е. Череповец, 2015г.

Благодарственное письмо заместителю главы администрации посёлка Саянский Леоненко Валентине Валентиновне от семьи Лукашевич// Администрация посёлка Саянский

Восточно-Сибирская электрическая. — Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1972 г.