Армия в жизни мужчины
Защита Отечества

В 2017 году на районной научно-практической конференции школьников «Молодежь и наука» под руководством учителя истории и обществознания Лунёвой Екатерины Сергеевны выступил ученик 7Б класса Саянской средней школы №32 Пашкеев Дмитрий. Он представил исследование на тему «Армия меняет людей в лучшую сторону: правда или миф?» и убедительно доказал, что армия оказывает положительное влияние на молодых людей, прошедших срочную службу.

Цель работы заключалась в выявлении положительного влияния воинской службы на жизнь человека. Основным методом проведенного исследования стал социологический опрос жителей нашего посёлка. В результате были сделаны выводы по вопросу полезности армейской службы.

Введение

Примером верности Родине для меня является мой прадед Никандр Никифорович Николаев. В семье прадедушки было восемь детей, шестеро из которых были сыновья. Все они служили в армии. Братья-близнецы – во внутренних войсках. Один сын служил на военном корабле, другой – на подводной лодке. Сын Анатолий был ликвидатором аварии на Чернобыльской АЭС, получил большую дозу облучения и умер. Самый младший из них  — мой дедушка Михаил. И даже когда стоял вопрос о том, что ему можно не ходить служить в армию, так как родители уже являлись пенсионерами, на семейном совете было решено: «Как это ты не будешь служить? Иди, служи!»

При изучении темы «Защита Отечества» по обществознанию в данном учебном году я задался следующим вопросом: бесспорно, что армия  — это важный социальный институт, созданный для защиты безопасности государства, но является  ли служба в армии для самого военнослужащего нужной, эффективной? Если  — нет, то какой тогда смысл идти мне в армию?

Проблема исследования заключается в том, что современная молодежь считает, что служить в армии нужно, но  бесполезно.

Цель исследовательской работы:  выявление положительного влияния армии на человека, прошедшего военную службу.

Задачи:

  • Изучить соответствующую литературу по данной теме.
  • Составить опросник по данной теме.
  • Провести опрос среди служивших в армии мужчин в посёлке Саянский.
  • Проанализировать результаты опроса.
  • Оформить результаты исследования графически.

Объект исследования: мужское население призывного возраста п. Саянский.

Предмет исследования: отношение мужского населения призывного возраста п. Саянский к воинской службе.

Гипотеза исследования: армия не меняет людей в лучшую сторону.

Тему данной исследовательской работы, мы считаем актуальной, так как многие молодые люди не желают служить в рядах Российской Армии в силу разных причин: наличие неуставных отношений в армии, отсутствие престижа армии в обществе, нежелание тратить время на службу и так далее. Многие понимают значимость армии для общества и государства. Но в то же время сегодня образ армии в глазах молодого поколения скорее негативный, чем позитивный.

Постоянный поток негативной информации в СМИ серьезно подрывает престиж и авторитет армии. Эта тенденция ярко проявляется в отношении к армии молодежи, для основной массы которой в настоящее время престижным стало «отмазаться» от армии, найти способ избежать воинскую «повинность». Данная исследовательская работа направлена на выявление отношения людей к воинской службе на основании её полезности.

Для того,  чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу исследования, было проведено социологическое исследование в виде опроса. По результатам опроса можно будет сделать определенные выводы по данной теме, являющейся одной из важнейших тем в наше время.

Теоретическая часть

Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает охрану независимости страны, её территории, населения, материальных и духовных ценностей.

Защита Отечества – это не только закрепленная в законе обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека. «У нас у всех, — говорил писатель И.С. Тургенев  — есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвёшься: чувство долга». Чувством долга защищать Отечество обладают люди с волевым мужественным характером.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан нести военную службу в Вооруженных силах и защищать Отечество.

Воинская обязанность гражданина РФ заключается в постановке гражданина на воинский учёт по достижении им 17 лет. Он обязан состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате.

На военную службу, призываются граждане РФ от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете.

Получив повестку из военкомата, гражданин обязан явиться на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии для отправки в воинскую часть для прохождения службы. Срок военной службы по призыву составляет сейчас 12 месяцев, но в разное время были другие сроки (1,5; 2 года; 3 года 8 месяцев).

Практическая часть

Для проведения социологического исследования был выбран такой метод, как опрос. В данном исследовании опрос проводился посредством анкеты. Опрашиваемые самостоятельно отвечали на вопросы предложенной им анкеты, причем это происходило анонимно, что позволило получить действительно искренние ответы и, как следствие, наиболее достоверную информацию. Всего в данном методе социологического исследования принимало участие 7 человек. Опрашивалась именно мужская часть населения п. Саянский, так как именно они призываются к воинской службе.

После проведения опроса мы аналитически и графически определили, в каком соотношении ответили респонденты на те или иные вопросы. Аналитическая обработка результатов производилась путем подсчёта ответов респондентов, после чего определялось их процентное соотношение. Графическое же определение ответов было необходимо для более наглядного, более удобного их восприятия.

Для данной обработки результатов, сначала приведена сама формулировка вопроса, а затем построен соответствующий график.

1.Служили ли Вы в армии?

Все опрошенные  служили в армии.

2. Каков был срок Вашей службы?

43 % опрошенных служили 12 месяцев, а также 43 % проходили срочную службу 24 месяца, 14 % опрошенных служили 3 года 8 месяцев.

3. Что изменилось в Вашем характере после военной службы?

29 % респондентов считают, что взгляды на жизнь стали более осознанными, 14 % считают, что стали умнее, расчётливее, изворотливее, у 14 % опрошенных появилась готовность к принятию и решению сложных жизненных ситуаций, 14 % опрошенных считают, что армия не пошла им на пользу ввиду подорванной психики, 14 % осознали весь ужас военных действий и 14 % стали ценить близких.

4. Какие знания, умения и навыки Вам дала армия?

Все опрошенные получили различные знания, умения и навыки, при прохождении военной службы. Таких респондентов, которые бы считали, что армия им ничего не дала, — не оказалось.

5. Считаете ли Вы службу в армии полезной?

100 % опрошенных считают службу в армии полезной.

Заключение

Проведённое социологическое исследование позволило разобраться в том,  действительно ли армия меняет людей в лучшую сторону. Поставленная гипотеза, о том, что армия не меняет людей в лучшую сторону, была опровергнута в ходе исследования.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что армия является одним из важнейших социальных институтов, в современном российском обществе между армией и обществом сложилась ситуация взаимной обиды, недоверия и опасения. Армия обижена на общество за то, что она в обществе воспринимается как жестокий монстр. Призывники и их родители воспринимают предстоящую службу в армии в лучшем случае как бесполезную трату времени, а в худшем — как серьезную угрозу физическому и психологическому здоровью. У каждой стороны «своя правда», сама ситуация достаточно болезненна как для общества, так и для армии и государства.

Если бы слова: «Служить надо, и мы обязательно пойдем» встречались чаще у молодых людей, тогда мы точно могли быть уверены и спокойны за границы нашей Родины и за благополучие всех её граждан.

Памятка будущего защитника Отечества:

Дмитрий Пашкеев

Список литературы:

Голиков В.Д. Прикладная социология. Учебно-методический комплекс. Уфа: НОУ «Межотраслевой институт», 2006. – 134с.

Горшков Михаил Константинович, Шереги Франц Эдмундович

Прикладная социология: Учебное пособие для вузов.—М., 2003. — 312 с.