Шакуров Владимир
Строитель трассы Абакан-Тайшет

В 1959 году, ровно 60 лет назад, взвод под командованием лейтенанта Шакурова первым прибыл на место строительства станции «Саянская». С тех пор рождение нашей станции навсегда связано с именем этого человека.

О жизни Владимира Шакурова мы, к сожалению, знаем очень немного. Всё, что удалось собрать, известно со слов первых строителей Центрального участка трассы Абакан-Тайшет Старых Таисы Григорьевны и Куликова Виктора Леонидовича.

«Когда я познакомилась с Володей Шакуровым и Юрием Старых, — вспоминала Таиса Григорьевна, — им было по 21-22 года. Значит, Володя был где-то с 1935-1936 года рождения. А вот отчество его я не помню»

Владимир Шакуров закончил Ленинградское училище военных сообщений (ВОСО) и был распределён в войсковую часть №05635, которая дислоцировалась в Курганской области и строила железную дорогу на целинные земли в Северный Казахстан Курган-Пески. В сентябре 1957 года в звании лейтенанта железнодорожных войск Владимир Шакуров вместе со своим другом по училищу Юрием Старых прибыл в войсковую часть, которая дислоцировалась в районном центре Половинное. Службу Володя нёс исправно, принимал активное участие в жизни комсомольской организации. Юрий Старых почти сразу был избран секретарём комсомольской организации части, и ему приходилось тесно сотрудничать с инструктором от райкома комсомола — Таисой Кудиновой.

«Юра, Володя и ещё один их сокурсник Альберт всегда были вместе, — рассказывала Таиса Григорьевна, — на танцы тоже вместе ходили. Когда мы с Юрой дружили, они меня до дома провожали все трое. Мама спрашивала: «Тая, с кем ты дружишь?» А я ей отвечала  — со всеми».

В январе 1958 года Юрий и Таиса поженились. Она переехала жить к мужу в офицерский городок. Дружба между семьёй Старых и Володей Шакуровым длилась многие годы, была очень близкой и искренней.

«В конце 1958 года пошли разговоры, что наша часть должна переехать в другой регион, — вспоминала Таиса Григорьевна, — а в феврале 1959 года согласно Постановлению Правительства о строительстве железнодорожной линии Абакан-Тайшет началась передислокация в Красноярский край».

Первым эшелоном на новый строительный объект был отправлен взвод лейтенанта Шакурова. Задачей его было — найти в заснеженной сибирской степи первый колышек, который указывал место опорного пункта Центрального участка строительства линии Абакан-Тайшет — будущей станции «Саянская».

«Володя тогда ещё не был женат. Может потому его и отправили первым. Сказали: «Давай, Шакуров, поезжай!» Несемейным проще быстро сняться с места и куда-то поехать, — размышляла Таиса Григорьевна. — Они выехали в конце февраля 1959 года, где-то в 20-х числах. По моим подсчётом в Саянскую они должны были приехать ещё в последних числах зимы».

Все документальные источники свидетельствуют о том, что на нашу землю взвод Владимира Шакурова прибыл в начале марта 1959 года.

«Я оформлял Красный уголок своей части и знаю, что 4 марта 1959 года — это первый день, когда на нашу будущую станцию приехали военные строители во главе с лейтенантом Шакуровым, — рассказывал Куликов Виктор Леонидович, — а 10 марта считается первым рабочим днём».

О том, как добирались первые строители, было подробно описано в статье И.Лысенко, опубликованной в 1965 году в специальном выпуске газеты «Красноярский рабочий».

Отрывок из статьи в газете «Красноярский рабочий» за 1965 год

В этом же выпуске имеется прекрасная фотография Владимира Шакурова. На ней он выглядит, как настоящий герой своего времени с прямой осанкой, открытой (почти гагаринской) улыбкой , со взглядом, устремлённым в даль…

«Но в жизни Володя был совсем другой, — рассказывала Таиса Григорьевна, — он был очень скромный, даже застенчивый, спокойный и молчаливый. Возможно, потому что рядом со своими товарищами был значительно выше ростом, он смущался этого, сутулился, щурился, стараясь стать как можно менее заметным. Он мало что о себе рассказывал, был очень замкнутый, но вместе с тем —  улыбчивый и добросердечный».

По приезду в Саянскую семейных офицеров разместили в Переясловке, а несемейные — первое время жили в палатках вместе с солдатами. Семья Старых в скором времени переехала на квартиру в деревне Усть-Кандыге. Сюда стали приходить друзья Юрия Павловича и Таисы Григорьевны. Неоднократно их дом посещал и Володя Шакуров.

По правую руку от Таисы Григорьевны Старых стоит Володя Шакуров

Осенью 1959 года вокруг воинской части выросли щитовые дома и бараки для офицеров. Семья Старых въехала в деревянный барак, который находился по сегодняшним меркам на улице Строителей.

«Дом разделялся на две половины: в одной было офицерское общежитие на 5-6 человек, в другой располагалось две квартиры для офицерских семей. После новогодних праздников, в январе 1960 года, мы въехали в одну из этих квартир, с окнами на улицу Строителей, и прожили в ней около двух лет. А Володя жил в этом же доме, но с другой стороны — в офицерском общежитии», — вспоминала Таиса Григорьевна.

В одном из трёх таких домов по улице Строителей жил Володя Шакуров

«Где бы мы ни жили, мы всегда плотно общались с Володей, — продолжала она. — Видели его в части, я ведь тоже работала там при штабе. Видели его дома, жили через стенку с общежитием молодых офицеров. Они бывало прибегут к моей маме, которая жила с нами: «Бабушка капустки бы нам или огурчиков!» А мама всегда так вкусно готовила! Капусты квасила целую бочку! И вот они: «Бабушка, нам побольше рассольничка». Она смеётся: «Где вы вчера опять гуляли?» А они в ответ: «Ой, интересно было! Ой, весело!»

Все семь лет строительства трассы Абакан-Тайшет Владимир Шакуров был командиром взвода у Куликова Виктора Леонидовича, однако он помнит его очень мало, так как по состоянию здоровья вынужден был работать на территории части, когда весь взвод во главе с командиром выходил на строительные работы. Офицеры жили в отдельных бараках, которые находились за территорией части, поэтому солдаты видели их только в рабочее время.

«Владимир Шакуров был командиром нашего первого взвода роты мостовиков. Под его командованием состояло 48 человек. Когда я только прибыл в Саянскую на службу, он находился в звании лейтенанта. Потом я на год уезжал учиться в Полковую школу, а когда вернулся он уже был старшим лейтенантом. По состоянию здоровья я не ходил на строительные работы, поэтому видел своего командира в основном только утром во время развода — так у нас называли построение перед трудовым днём. А потом меня назначили нести службу в школе, и я тоже с ним мало сталкивался», — рассказывал Куликов Виктор Леонидович, бывший командир отделения 1-ого взвода роты мостовиков.

Рота мостовиков занималась плотнично-мостовыми и монтажно-мостовыми работами, а также строила первые жилые дома и здания железнодорожных организаций на нашей станции. Как командир взвода солдат-срочников, Владимир Шакуров постоянно курировал их работу.

«Полигон, на котором возглавлял строительную деятельность своего взвода Юрий Павлович Старых дислоцировался в районе села Стойба. А Володя в основном работал в Саянской, — вспоминала Таиса Григорьевна, — но я помню, что он тоже выезжал со своим взводом на полигоны, которые размещались по всему Центральному участку линии Абакан-Тайшет. Обычно взвод выезжал из Саянской и неделю жил на полигоне, выполняя поставленную задачу по укладке пути. Он располагался возле какого-нибудь населённого пункта: летом — в палаточном лагере, зимой — в свободном помещении. На выходные военные строители возвращались в Саянскую, где их ждал отдых и баня, а семейных офицеров — ещё жёны и дети».

После окончания строительства трассы Абакан-Тайшет Владимир Шакуров, скорей всего, уехал в составе основной части 19-ой бригадой железнодорожных войск в Тюменскую область. Женат он тогда ещё не был.

«Я точно знаю, — закончила свой рассказ Таиса Григорьевна, — что со стройки Абакан-Тайшет Володя Шакуров уехал в звании капитана».

Послесловие

Чтобы получить более полную информацию о Владимире Шакурове редакция газеты «Саянский вестник» обратилась в Центральный архив министерства обороны Российской Федерации. К сожалению, нам ответили, что личные дела на курсантский состав не оформлялись, а из иных источников информацию могут получить только родственники.

Просим откликнуться родственников Владимира Шакурова, и рассказать саянцам о человеке, с которого началась история нашей станции.

Марина Пряжникова

Источники:

Рассказы Старых Таисы Григорьевны и Куликова Виктора Леонидовича

Знакомьтесь: станция Саянская (Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет)// Красноярский рабочий. — 1965. – С.8-9. – Спецвыпуск

Фотография из архива Старых Таисы Григорьевны

Фотография из спецвыпуска газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год