Первый колышек,
с которого началась история станции Саянской
В 2019 году исполняется 60 лет с того момента, как в марте 1959 года на нашу землю приехали первые военные строители Центрального участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет. В связи с 60-летним юбилеем ученик 8В класса Саянской средней школы №32 Пряжников Никита представил свою исследовательскую работу, в которой напомнил саянцам о строительстве «трассы мужества» и о первом колышке, с которого началась история нашей станции и посёлка.
Любая стройка начинается с первого колышка, который знаменует собой начало строительства. Эти колышки часто бывают символическими… Я решил разобраться, что представляли собой первые колышки на такой грандиозной стройке, как Абакан-Тайшет?
Цель моей работы – разработать эскиз мемориала Первому колышку и выйти к Саянскому поселковому Совету с предложением о его установке.
Чтобы достичь своей цели и наиболее точно определить место и вид будущего мемориала, я поставил перед собой следующие задачи:
1. Определиться с тем: когда был установлен первый колышек, кем, в каком месте нашей станции и как он выглядел.
- Изучить военную и гражданскую литературу о строительстве трассы «Абакан-Тайшет», где упоминается станция Саянская.
- Расспросить о первом колышке первых военных строителей, а также тех, кто ещё может рассказать об этом событии.
- Обратиться за информацией о первом колышке в три музея: в Курагинский музей им. А. М. Кошурникова, созданный в феврале 1964 года по инициативе строителей трассы Абакан-Тайшет, в музей истории Красноярской железной дороги на станции Красноярск и в его филиал на станции Абакан.
- Провести интернет-поиск в поисковой системе Яндекс.
2. Разработать эскиз мемориала: продумать форму, вид изображения и памятные слова, а также место установки.
Трасса Абакан-Тайшет
Когда под гром оркестра
забивается последний костыль на одной стройке,
на другой уже забивается первый колышек…
(Крюков А.М. – начальник железнодорожных войск Советской Армии, генерал-полковник технических войск)
Идея проложить железную дорогу через Саянские хребты инженеры вынашивали ещё в середине XIX века.
Изыскания начались в 1935 году. В 1942 году экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» продолжили изыскания, проработав 5 вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане и выходящие на Тайшет.
В 1948-1949 годах произведена аэрофотосъемка горной части местности,
В 1953-1955 годах завершена съёмка всей трассы и проведены наземные привязочные работы.
В 1958 году изыскания трассы завершены, разработан чёткий технический проект сооружения железной дороги «Абакан-Тайшет»
23 ноября 1957 года забит первый колышек, отметивший будущий мост через реку Абакан. Такие колышки были установлены на протяжении всей трассы Абакан-Тайшет. Они обозначили важные железнодорожные объекты: станции, мосты, туннели…
Станция Саянская
Строительство железнодорожной магистрали «Абакан-Тайшет» было разбито на три участка: западный, центральный и восточный.
Центральный участок пролегал в труднодоступных районах Саянских гор и был самым сложным, поэтому его было поручено покорить воинам-железнодорожникам. Опорным пунктом основных сил центрального участка должна была стать станция Саянская.
В марте 1959 года на место будущей станции прибыл первый отряд военных строителей под командованием лейтенанта Шакурова…
У колышка с надписью «Саянская» началась история нашей станции, которая неразрывно связана с историей самого посёлка.
Чтобы узнать о том, что знают саянцы о начале строительства нашей станции, я провёл анкетирование двух небольших групп – разных по возрасту, но схожих по сфере деятельности в области образования: учащихся и учителей.
Опросный лист включал в себя три вопроса. На каждый вопрос было предложено несколько ответов:
Анализ ответов показал, что участники опроса не имеют единого мнения, которое бы опиралось на хорошее знание вопроса. Следовательно, эта тема мало изучена.
Первый колышек
Чтобы подробно и всесторонне изучить вопрос установки первого колышка, я решил прибегнуть к литературе. Авторами документальных сборников о строительстве трассы Абакан-Тайшет стали военные и гражданские журналисты, а также строители, оставившие воспоминания о своём героическом времени.
Документальная литература
Самая ранняя публикация о нашей станции, где упоминается первый колышек, вышла в октябре 1965 года в специальном выпуске газеты «Красноярский рабочий», посвящённом строительству трассы Абакан-Тайшет. В этом выпуске была напечатана большая статья И. Лысенко «Знакомьтесь: станция Саянская» с подробным описанием приезда первых военных строителей:
На эту публикацию опирается Светлана Евгеньевна Марченко в статье «Саянская», напечатанной в книге «Земля моя Рыбинская. Очерки истории».
В 1976 году об истории строительства трассы Абакан-Тайшет вышла целая книга журналиста Станислава Борисовича Ильина, в которой тоже не раз упоминается станция Саянская:
В 1979 году были напечатаны мемуары бывшего в то время заместителя начальника железнодорожных войск Алексея Михайловича Крюкова. В них он тоже касается строительства трассы Абакан-Тайшет и станции Саянской: «Битва за первый километр новой магистрали началась ранней весной 1959 года. 10 марта в покрытую снегом скалистую землю офицер Владимир Шакуров, первым прибывший с группой солдат на трассу, вбил небольшой столб. К нему прикрепили доску с лаконичной надписью «Саянская». Поставив палатку на промерзшей и заснеженной земле, воины приступили к расчистке места под будущую станцию». (Крюков А.М. Покоренные Саяны: Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск: Карелия, 1979)
На воспоминания А.М. Крюкова ссылается в своей книге «Железнодорожные войска России» доктор исторических наук Николай Васильевич Старостенков: «10 марта 1959 года считается первым трудовым днём строителей центрального участка. Накануне в занесенную снегом долину прибыла группа воинов во главе с лейтенантом Владимиром Шакуровым. Солдаты вырыли в мёрзлом грунте яму, установили столб с надписью «Саянская» и приступили к расчистке строительной площадки». (Старостенков Н.В. и др. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002)
В 2003 году вышел исторический очерк о становлении и развитии Абаканского отделения Красноярской железной дороги, где на основании архивных документов о станции Саянской написано следующее:
В 2013 году станция Саянская стала столицей Дня железнодорожника, к этому событию Музей Красноярской железной дороги подготовил небольшую памятку о нашей станции: «Март 1959 года – прибыл взвод воинов железнодорожников под командованием офицера Владимира Шакурова. У столба с надписью «Саянская» началась расчистка места под будущий посёлок».
В 2015 году журналист газеты «Красноярский железнодорожник» Артём Евгеньевич Яковлев написал цикл статей обо всех станциях линии Абакан-Тайшет. Мы связались с ним, и он рассказал, что в статье о нашей станции тоже опирался на мемуары А.М. Крюкова: «И, наконец, нужно было выбрать еще какую-то точку в середине будущей трассы. Выбор пал на пустое место, находившееся на скрещении сразу трёх районов края — Рыбинского, Саянского и Партизанского. В марте 1959 года на этот пустырь прибыли строители, поставили палатку, и вкопали в землю первый столб будущего посёлка. Операция сия, несмотря на всю её символичность, оказалась весьма сложной — в полях ещё вовсю лежал снег, и промерзшую землю копать было не легче, чем горный камень. Наконец, столбик был вкопан, и офицер Владимир Шакуров лично прикрепил к нему табличку «Саянская». (Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4)
Изучив литературные публикации, я решил, что наиболее достоверным свидетельством событий 60-летней давности является газета «Красноярский рабочий»:
- во-первых, она вышла всего через 6 лет после начала строительства станции (другие позже), значит воспоминания свежее и достовернее;
- во-вторых, при написании этой статьи в 1965 году журналист мог ещё встретиться с самими военнослужащими, которые приехали на Саянскую с первым отрядом;
- в-третьих, в этой статье много подробностей о тех событиях, есть имена и диалоги, что тоже делает её наиболее достоверной.
В 2007 году Анатолий Иванович Белозёров, который в своё время проходил воинскую службу на строительстве центрального участка трассы Абакан-Тайшет, выпустил книгу «Западно-Сибирский железнодорожный меридиан», которую посвятил 100-летию со дня рождения выдающегося руководителя транспортного строительства Героя Социалистического Труда Д. И. Коротчаева, 30-летию со дня ввода в эксплуатацию линии Тюмень-Сургут, 40-летию открытия движения поездов до Иртыша у Тобольска, 75-летию со дня основания НИВИТа-НИИЖТа-СГУПСа — кузницы кадров для сооружения железных дорог на Тюменщине. Несколько страниц этой книги можно отнести и к строительству нашей трассы — к установке первого колышка, о которой рассказал Юрий Николаевич Докучаев:
Сведения о Докучаеве Ю.Н. тоже имеются в данной книге:
Свидетельства первых военных строителей
Спустя 60 лет очень трудно найти очевидцев, способных рассказать о событиях полувековой давности. Но мне повезло! В нашем посёлке проживает бывший служащий воинской части №05635 – командир отделения взвода мостовиков Куликов Виктор Леонидович, а также жена офицера базы снабжения — Рябинина Тамара Николаевна. Недалеко от нас, в городе Заозёрном живёт первая председатель Саянского сельского Совета и жена офицера в/ч 05635 – Старых Таиса Григорьевна.
«Летом 1958 года на нашу землю приезжали изыскатели. Они посмотрели всю территорию и предварительно наметили место для станции у красной горы: там повыше, а тут у Усть-Кандыги, мол, болото. Кандыжинские старожилы рассказывали, что они сюда в болотниках на охоту ходили. А зимой 1959 года приехала специальная комиссия, которая должна была принять окончательное решение: где будет посёлок, где — станция. Эта комиссия сначала работала в Забайкалье, в Читинской области, где строила линию Москва-Байкал 19-я бригада железнодорожных войск. Подполковник медицинской службы Вартан Каустович Назарян входил в эту комиссию (его жена потом в школе у нас работала, вела иностранный язык — Людмила Александровна. Сына его звали Кауст, а мы называли его Коля, он у меня учился). Комиссия осмотрела место у горы, но Вартану Каустовичу понравилась снежная равнина напротив Усть-Кандыги — зимой она казалась ровным полем — и он забил здесь колышек». (Тамара Николаевна Рябинина — жена военнослужащего базы снабжения)
«Я оформлял Красный уголок своей части и знаю, что 4 марта 1959 года — это первый день, когда на станцию Саянскую приехали военные строители во главе с лейтенантом Шакуровым, а 10 марта считается первым рабочим днём. Колышек был установлен на месте будущей станции – там и начали расчистку, а недалеко от него развернули военный лагерь. Когда я прибыл сюда на службу, осенью 1959 года, колышка уже не было, на его месте стоял двухосный вагончик – пост дежурного по станции. Это где-то напротив энергоучастка. Там тогда было два тупика, а напротив — располагалась наша часть. Колышек убрали, потому что он мешал развитию путей. Что он из себя представлял? Фанерная доска, прибитая к палке, на ней сверху было написано «ст.», а снизу — «Саянская». А ещё я слышал, что посёлок Саянский должен был стоять на горе, где сейчас орсовские дачи, а внизу должна была располагаться станция — то есть развитие путей, как в Кошурниково. Но там было много озёр, они оказались очень глубокими, да ещё речка рядом… Это мешало развитию станции, поэтому её перенесли к деревне Усть-Кандыге». (Виктор Леонидович Куликов — командир отделения взвода мостовиков в/ч 05635)
«Столбик с надписью «Саянская» находился на месте, где стоит деревянное здание возле магазина Анохина на площади по улице Лукашевича. Это было самое высокое место в окрестности (бугор) и 8-квартирные кирпичные дома по улице Лукашевича начали строить на высоком месте, рядом с бугром. Кругом была заснеженная степь. Ещё высокое место было там, где сейчас находится больница и клуб. Потом, в период строительства, территорию Саянской засыпали грунтом с карьера. Об этом мне рассказал и показал в 1974-1975 году проектировщик железнодорожной связи на участке Абакан-Тайшет, который в дальнейшем проектировал связь на БАМе». (Сергей Михайлович Коптев)
«Володя Шакуров был моим другом, поэтому я помню, что на строительство трассы «Абакан-Тайшет» он со своим взводом уехал первым в феврале 1959 года, где-то в 20-х числах. Потом он, конечно, об этом что-то рассказывал, но я уже не помню. Мы с мужем приехали последним пятым эшелоном 30 марта 1959 года. Колышка я уже не видела, только слышала, что стоял он где-то на высоком месте». (Таиса Григорьевна Старых — жена офицера в/ч 05635)
Данные Музея истории
Красноярской железной дороги
Я обратился в три музея истории Красноярской железной дороги с просьбой, при отсутствии первого колышка со станции Саянской, предоставить мне первый колышек любого участка трассы Абакан-Тайшет.
В Абаканском отделении Музея истории КрасЖД мне сразу сказали, что по моему запросу у них ничего нет. В музее им. Кошурникова провели поиски и тоже ответили отказом. А из Красноярского отделения Музея истории КрасЖД прислали несколько фотографий с указателями из книги «По итогам строительства трассы Абакан-Тайшет».
Однако это не те первые колышки, которые были установлены до начала строительства трассы Абакан-Тайшет. Следовательно, первые колышки и их фотографии не сохранились.
Результат интернет-поиска
Тогда я решил обратиться к поисковой системе Яндекс. Первые колышки со строительства трассы Абакан-Тайшет найти не удалось, с других железнодорожных линий — тоже, но мне встретились первые колышки других больших строек советского периода.
Как мы видим, они выполнены максимально просто. Однако это первые колышки городов и предприятий, тогда как железнодорожная линия представляет собой комплекс различного рода объектов, таких как станции, мосты, виадуки, туннели… Следовательно, на первых колышках Абакан-Тайшета может быть указано не только название, но и вид железнодорожного объекта. Также надо учитывать тот факт, что на Центральном участке Абакан-Тайшета, и на станции Саянской, колышки ставили не гражданские, а военные строители.
Анализ собранного материала
В процессе исследования я планировал определиться по четырём вопросам: когда был установлен первый колышек, кем, в каком месте нашей станции и как он выглядел.
Беседа с Рябининой Тамарой Николаевной и рассказ Докучаева Юрия Николаевича позволили определить кто и когда установил первый колышек:
- Первый колышек на нашей станции был установлен в феврале 1959 года специальной военной комиссией 19-й бригады железнодорожных войск, целью которой было утвердить место будущей станции. В состав комиссии входили главный инженер батальона майор Докучаев Юрий Николаевич и подполковник медицинской службы Вартан Каустович Назарян, которые, в числе прочих членов комиссии, забивали первый колышек. В марте 1959 года первый саянский колышек был найден взводом военных строителей под командованием лейтенанта Владимира Шакурова. После того, как колышек был найден и представлен командованию, он перестал представлять для строителей какую-либо ценность. А так как он мешал развитию путей, его убрали и впоследствии уничтожили.
Как выглядел первый колышек, точно определиться не удалось в связи с противоречивостью информации в разных источниках литературы. Старых Таиса Григорьевна предложила размышлять логически: «Понятно, что экспедиция Кошурникова во время Великой Отечественной войны взять с собой много не могла, но в 50-х годах к выездным работам готовились очень тщательно… Скорей всего, военная комиссия, которая передвигалась на машине, брала с собой уже готовые колышки с названиями объектов, написанными краской. Если писать наскоро ручкой, карандашом и даже углём, то на солнце, дожде, ветру надпись может быстро выгореть, а ветхий колышек — сломаться… После тщательного исследования местности, колышки прочно вбивали в землю, так чтобы они простояли до приезда первых строителей. Впоследствии, чтобы найти этот колышек, лейтенанту Шакурову выдали карту местности, на которой указали нужный квадрат. На месте колышка в данном квадрате стояла галочка, которую обычно выделяют красным карандашом. Возможно, этот факт и стал причиной заблуждения о том, что красным карандашом была написана надпись на колышке… Что касается восклицательных знаков, на которые указывают И.Лысенко и С.Ильин, то эта подробность скорей всего является художественным домыслом журналистов. Восклицательный знак – признак эмоций, которые у военных людей выражать не принято». В результате размышлений мы сделали вывод, что военная комиссия, приехавшая из Забайкалья, чтобы утвердить место расположения будущей станции Саянской (а может, и всех железнодорожных объектах Центрального участка) везла с собой уже готовый колышек, на котором сухо и кратко, по-военному, было написано только самое главное.
На основании анализа литературы, интернет-поиска, рассказов и размышлений строителей трассы Абакан-Тайшет я определился с тем, что на первом колышке, скорей всего, был указан вид объекта (станция, мост, туннель…) и его название. Вид объекта, я думаю, был написан в сокращённой форме, как принято в топографических картах и как рассказывал Куликов В.Л.:
- Я считаю, что первый колышек представлял собой добротный указатель в виде прибитой к деревянному столбу фанерной доски, на которой сверху было написано «ст.», а снизу — «Саянская».
Что касается места, на котором был установлен первый колышек, определённо можно сказать только следующее: он стоял на возвышенности. Далее, рассуждая логически, я признал наиболее достоверным рассказ Куликова Виктора Леонидовича:
- Так как колышек указывал место будущей станции, на его месте военные железнодорожники и начали её строительство, а впоследствии установили вагончик дежурного по станции. Недалеко от станции они разбили военный лагерь.
Мемориал,
посвящённый первому колышку
Целью моей работы являлась разработка проекта мемориала первому колышку, как наиважнейшему событию в жизни станции и посёлка. Для этого мне нужно было продумать форму мемориала, вид изображения и памятные слова, а также — место установки.
1. Я считаю, что самой бюджетной формой мемориала является мемориальная плита из натурального камня.
2. На мемориальной плите я предлагаю поместить следующее:
- на переднем плане в форме барельефа изобразить сам колышек: прибитая к деревянному столбу фанерная доска, на которой сверху написано «ст.», а снизу — «Саянская».
- на заднем плане можно изобразить дополнительные элементы: горный хребет, стаю уток…
3. Под изображением колышка предлагаю поместить следующую информацию:
4. Одной из задач моего исследования было – определить место, где был найден первый колышек. Однако я считаю, что мемориал нужно устанавливать не на станции, а на территории посёлка, в многолюдном месте, лучше – в сквере, чтобы саянцы не забывали свою историю. Я считаю самым удачным местом расположения мемориала — улицу Ленина, которая является полноценным бульваром, которой не хватает только фонтана или памятника. Между соснами, напротив самого первого 36-квартирного дома, в котором жили Лукашевичи, Жулай, Старых, Рябинины и многие другие, памятник Первому колышку будет очень уместен.
Заключение
В нашем перспективном железнодорожном посёлке очень мало достопримечательностей и памятных знаков.
В марте этого года исполняется 60 лет с начала строительства нашей станции. В своём историко-краеведческом исследовании я разработал примерный проект мемориала Первому колышку, который определил место будущей станции, и с которого началась её история.
Я хочу, чтобы этот памятник напоминал жителям посёлка о том, что когда-то на нашей земле была заболоченная голая степь; что люди, которые строили наш посёлок, были высококлассными специалистами, а ещё – патриотами своей родной страны; что история нашей станции неразрывно связана с историей строительства железнодорожной линии Абакан-Тайшет – трассы мужества, как называли её строители.
Никита Пряжников
Источники:
Летопись трассы Абакан-Тайшет// Саянский вестник
Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4
Левченко И. Последний изыскатель Жаймы// Военный железнодорожник. — 2003. — сентябрь. — №37(709). — С.13
Саянская летопись: Памятка (Информация подготовлена Музеем КраснЖД). — Красноярск: КрЦНТИБ Красноярской железной дороги. – 2013
Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек. – Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. – 160 с.
Ильин С. Дорогу осилит отважный. Москва, 1976. – 111с.
Люди. События. Факты: Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет// Красноярский рабочий. — 1965. – С. 4. – Спецвыпуск
Знакомьтесь: станция Саянская (Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет)// Красноярский рабочий. — 1965. – С. 8-9. — Спецвыпуск
Летопись трудовой славы строителей железнодорожной линии Абакан-Тайшет: Документальный фотоальбом. — Абакан, 1966
Западно-Сибирский железнодорожный меридиан: Люди, факты, события. Методы строительства сложных участков / Авт.-сост. А.И. Белозёров. — Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2007. — 684с.: ил., портр.
Молодец, Никита! Я — за! Многое забывается, а память должна быть!
Молодцы! Ребята, обращайтесь. У меня много фотографий с 1968 по 1986 гг. Пред/исполкома ст.Саянская Данилов Н.А. (1980-1986 гг.)
Вот есть же люди, которые сохраняют память! Я в поселке с 1966 года, вот иду и перед глазами бугры, ямы, холмы, и кругом вода и лужи. Поселок расцвел, отстроился. Спасибо, Никита, пусть все сегодняшние жители знают историю!
Я настаиваю на своей версии о первом колышке, о том что он был установлен на месте деревянного здания возле магазина Анохиных. Колышек поставили осенью 1958 года на возвышенности, так как между Усть-Кандыгой и Саянской на месте пескосушилки тяговой подстанции энергоучастка до здания локомотивного депо было ОЗЕРО. Кандыжинские охотники охотились на уток в этом озере. Проектировщики не могли поставить первый колышек в воду, и они его забили в нормальную немёрзлую землю. И Шакуров по карте нашел это место. Это логика военных: сперва едут разведчики, лишь потом исполнители. Мне это место показывал проектировщик дома связи. Он приезжал в Саянскую выявить ошибки проектирования устройств связи. Он делал проект устройств связи для БАМа. Я с огромной радостью поддерживаю установку памятного знака «Первый Колышек». Место установки предлагаю на площади. И можно этот вопрос вынести на обсуждение жителей Саянской.