Первый колышек
в истории станции Саянской

В 2019 году исполняется 60 лет с того момента, как в марте 1959 года на нашу землю приехали первые военные строители Центрального участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет. В связи с 60-летним юбилеем ученик 8В класса Саянской средней школы №32 Пряжников Никита представил свою исследовательскую работу, в которой напомнил саянцам о строительстве «трассы мужества» и о первом колышке, с которого началась история нашей станции и посёлка. 

Любая стройка начинается с первого колышка, который знаменует собой начало строительства. Эти колышки часто бывают символическими… Я решил разобраться, что представляли собой первые колышки на такой грандиозной стройке, как Абакан-Тайшет?

Цель моей работы – разработать эскиз мемориала Первому колышку и выйти к Саянскому поселковому Совету с предложением о его установке.

Чтобы достичь своей цели и наиболее точно определить место и вид будущего мемориала, я поставил перед собой следующие задачи:

1. Определиться с тем: когда был установлен первый колышек, кем, в каком месте нашей станции и как он выглядел.

  • Изучить военную и гражданскую литературу о строительстве трассы «Абакан-Тайшет», где упоминается станция Саянская.
  • Расспросить о первом колышке первых военных строителей, а также тех, кто ещё может рассказать об этом событии.
  • Обратиться за информацией о первом колышке в три музея: в Курагинский музей им. А. М. Кошурникова, созданный в феврале 1964 года по инициативе строителей трассы Абакан-Тайшет, в музей истории Красноярской железной дороги на станции Красноярск и в его филиал на станции Абакан.
  • Провести интернет-поиск в поисковой системе Яндекс.

2. Разработать эскиз мемориала: продумать форму, вид изображения и памятные слова, а также место установки.

Трасса Абакан-Тайшет

Когда под гром оркестра
забивается последний костыль на одной стройке,
на другой уже забивается первый колышек…
(Крюков А.М. – начальник железнодорожных войск Советской Армии, генерал-полковник технических войск)

Идея проложить железную дорогу через Саянские хребты инженеры вынашивали ещё в середине XIX века.

Изыскания начались  в 1935 году. В 1942 году экспедиции институтов «Сибгипротранс» и «Томгипротранс» продолжили изыскания, проработав 5 вариантов линий, из которых наиболее перспективными были трассы, берущие начало в Абакане и выходящие на Тайшет.

В 1948-1949 годах произведена аэрофотосъемка горной части местности,

В 1953-1955 годах завершена съёмка всей трассы и проведены наземные привязочные работы.

В 1958 году изыскания трассы завершены, разработан чёткий технический проект сооружения железной дороги «Абакан-Тайшет»

23 ноября 1957 года забит первый колышек, отметивший будущий мост через реку Абакан. Такие колышки были установлены на протяжении всей трассы Абакан-Тайшет. Они обозначили важные железнодорожные объекты: станции, мосты, туннели…

Геннадий Дмитриевич Колягин — последний изыскатель Жаймы

Рассказ Геннадия Дмитриевича Колягина
Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 2003 год

Станция Саянская

Строительство железнодорожной магистрали «Абакан-Тайшет» было разбито на три участка:  западный, центральный и восточный.

Центральный участок пролегал в труднодоступных районах Саянских гор и был самым сложным, поэтому его было поручено покорить воинам-железнодорожникам. Опорным пунктом основных сил центрального участка должна была стать станция Саянская.

В марте 1959 года на место будущей станции прибыл первый отряд военных строителей под командованием лейтенанта Шакурова…

У колышка с надписью «Саянская» началась история нашей станции, которая неразрывно связана с историей самого посёлка.

Чтобы узнать о том, что знают саянцы о начале строительства нашей станции, я провёл анкетирование двух небольших групп – разных по возрасту, но схожих по сфере деятельности в области образования: учащихся и учителей.

Опросный лист включал в себя три вопроса. На каждый вопрос было предложено несколько ответов:

Анализ ответов показал, что участники опроса не имеют единого мнения, которое бы опиралось на хорошее знание вопроса. Следовательно, эта тема мало изучена.

Анализ опроса учащихся 8В класса

Анализ опроса учителей

Первый колышек

Чтобы подробно и всесторонне изучить вопрос установки первого колышка, я решил прибегнуть к литературе. Авторами документальных сборников о строительстве трассы Абакан-Тайшет стали военные и гражданские журналисты, а также строители, оставившие воспоминания о своём героическом времени.

Документальная литература

Самая ранняя публикация о нашей станции, где упоминается первый колышек, вышла в октябре 1965 года в специальном выпуске газеты «Красноярский рабочий», посвящённом строительству трассы Абакан-Тайшет. В этом выпуске была напечатана большая статья И. Лысенко «Знакомьтесь: станция Саянская» с подробным описанием приезда первых военных строителей:

(Знакомьтесь: станция Саянская (Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет)// Красноярский рабочий. — 1965. – С.8-9. – Спецвыпуск)

На эту публикацию опирается Светлана Евгеньевна Марченко в статье «Саянская», напечатанной в книге «Земля моя Рыбинская. Очерки истории».

В 1976 году об истории строительства трассы Абакан-Тайшет вышла целая книга журналиста Станислава Борисовича Ильина, в которой тоже не раз упоминается станция Саянская:

(Ильин С. Дорогу осилит отважный. Москва, 1976. – С.34)

В 1979 году были напечатаны мемуары бывшего в то время  заместителя начальника железнодорожных войск Алексея Михайловича Крюкова. В них он тоже касается строительства трассы Абакан-Тайшет и станции Саянской: «Битва за первый километр новой магистрали началась ранней весной 1959 года. 10 марта в покрытую снегом скалистую землю офицер Владимир Шакуров, первым прибывший с группой солдат на трассу, вбил небольшой столб. К нему прикрепили доску с лаконичной надписью «Саянская». Поставив палатку на промерзшей и заснеженной земле, воины приступили к расчистке места под будущую станцию». (Крюков А.М. Покоренные Саяны: Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск: Карелия, 1979)

На воспоминания А.М. Крюкова ссылается в своей книге «Железнодорожные войска России» доктор исторических наук Николай Васильевич Старостенков: «10 марта 1959 года считается первым трудовым днём строителей центрального участка. Накануне в занесенную снегом долину прибыла группа воинов во главе с лейтенантом Владимиром Шакуровым. Солдаты вырыли в мёрзлом грунте яму, установили столб с надписью «Саянская» и приступили к расчистке строительной площадки». (Старостенков Н.В. и др. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002)

В 2003 году вышел исторический очерк о становлении и развитии Абаканского отделения Красноярской железной дороги, где на основании архивных документов о станции Саянской написано следующее:

(Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек. – Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. – С.28, 63)

В 2013 году станция Саянская стала столицей Дня железнодорожника, к этому событию Музей Красноярской железной дороги подготовил небольшую памятку о нашей станции: «Март 1959 года – прибыл взвод воинов железнодорожников под командованием офицера Владимира Шакурова. У столба с надписью «Саянская» началась расчистка места под будущий посёлок».

(Саянская летопись: Памятка (Информация подготовлена Музеем КраснЖД). — Красноярск: КрЦНТИБ Красноярской железной дороги. – 2013)

В 2015 году журналист газеты «Красноярский железнодорожник» Артём Евгеньевич Яковлев написал цикл статей обо всех станциях линии Абакан-Тайшет. Мы связались с ним, и он рассказал, что в статье о нашей станции тоже опирался на мемуары А.М. Крюкова: «И, наконец, нужно было выбрать еще какую-то точку в середине будущей трассы. Выбор пал на пустое место, находившееся на скрещении сразу трёх районов края — Рыбинского, Саянского и Партизанского. В марте 1959 года на этот пустырь прибыли строители, поставили палатку, и вкопали в землю первый столб будущего посёлка. Операция сия, несмотря на всю её символичность, оказалась весьма сложной — в полях ещё вовсю лежал снег, и промерзшую землю копать было не легче, чем горный камень. Наконец, столбик был вкопан, и офицер Владимир Шакуров лично прикрепил к нему табличку «Саянская». (Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4)

Изучив литературные публикации, я решил, что наиболее достоверным свидетельством событий 60-летней давности является газета «Красноярский рабочий»:

  • во-первых, она вышла всего через 6 лет после начала строительства станции (другие позже), значит воспоминания свежее и достовернее;
  • во-вторых, при написании этой статьи в 1965 году журналист мог ещё встретиться с самими военнослужащими, которые приехали на Саянскую с первым отрядом;
  • в-третьих, в этой статье много подробностей о тех событиях, есть имена и диалоги, что тоже делает её наиболее достоверной.

Свидетельства первых военных строителей

Спустя 60 лет очень трудно найти очевидцев, способных рассказать о событиях полувековой давности. Но мне повезло! В нашем посёлке проживает бывший служащий воинской части №05635 – командир отделения взвода мостовиков Куликов Виктор Леонидович, а также жена офицера базы снабжения — Рябинина Тамара Николаевна. Недалеко от нас, в городе Заозёрном живёт первая председатель Саянского сельского Совета и жена офицера в/ч 05635 – Старых Таиса Григорьевна.

«Летом 1958 года на нашу землю приезжали изыскатели. Они посмотрели всю территорию и предварительно наметили место для станции у красной горы: там повыше, а тут у Усть-Кандыги, мол, болото. Кандыжинские старожилы рассказывали, что они сюда в болотниках на охоту ходили. А зимой 1959 года приехала специальная комиссия, которая должна была принять окончательное решение: где будет посёлок, где — станция. Эта комиссия сначала работала в Забайкалье, в Читинской области, где строила линию Москва-Байкал 19-я бригада железнодорожных войск. Подполковник медицинской службы Вартан Каустович Назарян входил в эту комиссию (его жена потом в школе у нас работала, вела иностранный язык — Людмила Александровна. Сына его звали Кауст, а мы называли его Коля, он у меня учился). Комиссия осмотрела место у горы, но Вартану Каустовичу понравилась снежная равнина напротив Усть-Кандыги — зимой она казалась ровным полем — и он забил здесь колышек». (Тамара Николаевна Рябинина — жена военнослужащего базы снабжения)

«Я оформлял Красный уголок своей части и знаю, что 4 марта 1959 года — это первый день, когда на станцию Саянскую приехали военные строители во главе с лейтенантом Шакуровым, а 10 марта считается первым рабочим днём. Колышек был установлен на месте будущей станции – там и начали расчистку, а недалеко от него развернули военный лагерь. Когда я прибыл сюда на службу, осенью 1959 года, колышка уже не было, на его месте стоял двухосный вагончик – пост дежурного по станции. Это где-то напротив энергоучастка. Там тогда было два тупика, а напротив — располагалась наша часть. Колышек убрали, потому что он мешал развитию путей. Что он из себя представлял? Фанерная доска, прибитая к палке, на ней сверху было написано «ст.», а снизу — «Саянская». А ещё я слышал, что посёлок Саянский должен был стоять на горе, где сейчас орсовские дачи, а внизу должна была располагаться станция — то есть развитие путей, как в Кошурниково. Но там было много озёр, они оказались очень глубокими, да ещё речка рядом… Это мешало развитию станции, поэтому её перенесли к деревне Усть-Кандыге». (Виктор Леонидович Куликов — командир отделения взвода мостовиков в/ч 05635)

«Столбик с надписью «Саянская» находился на месте, где стоит деревянное здание возле магазина Анохина на площади по улице Лукашевича. Это было самое высокое место в окрестности (бугор) и 8-квартирные кирпичные дома по улице Лукашевича начали строить на высоком месте, рядом с бугром. Кругом была заснеженная степь. Ещё высокое место было там, где сейчас находится больница и клуб. Потом, в период строительства, территорию Саянской засыпали грунтом с карьера. Об этом мне рассказал и показал в 1974-1975 году проектировщик железнодорожной связи на участке Абакан-Тайшет, который в дальнейшем проектировал связь на БАМе». (Сергей Михайлович Коптев)

 «Володя Шакуров был моим другом, поэтому я помню, что на строительство трассы «Абакан-Тайшет» он со своим взводом уехал первым в феврале 1959 года, где-то в 20-х числах. Потом он, конечно, об этом что-то рассказывал, но я уже не помню. Мы с мужем приехали последним пятым эшелоном 30 марта 1959 года. Колышка я уже не видела, только слышала, что стоял он где-то на высоком месте». (Таиса Григорьевна Старых — жена офицера в/ч 05635)

Данные Музея истории
Красноярской железной дороги

Я обратился в три музея истории Красноярской железной дороги с просьбой, при отсутствии первого колышка со станции Саянской, предоставить мне первый колышек любого участка трассы Абакан-Тайшет.

В Абаканском отделении Музея истории КрасЖД мне сразу сказали, что по моему запросу у них ничего нет. В музее им. Кошурникова провели поиски и тоже ответили отказом. А из Красноярского отделения Музея истории КрасЖД прислали несколько фотографий с указателями из книги «По итогам строительства трассы Абакан-Тайшет».

Укрепительные работы перегона Тарамба-Хайрюзовка
ведут студенты Московского авиационного института
Срок сдачи перегона 25 августа 1965 г.
Сдадим перегон на 5 дней раньше срока!

Однако это не те первые колышки, которые были установлены до начала строительства трассы Абакан-Тайшет. Следовательно, первые колышки и их фотографии не сохранились.

Результат интернет-поиска

Тогда я решил обратиться к поисковой системе Яндекс. Первые колышки со строительства трассы Абакан-Тайшет найти не удалось, с других железнодорожных линий — тоже, но мне встретились первые колышки других больших строек советского периода.

Первый колышек Запсиба —
Западно-Сибирского металлургического комбината

Первые колышки
на строительстве Хмельницкой АЭС

Первый колышек
на строительстве города Лангепас

Первый колышек
в строительстве шахты Дрогобычская-комсомольская

Как мы видим, они выполнены максимально просто. Однако это первые колышки городов и предприятий, тогда как железнодорожная линия представляет собой комплекс различного рода объектов, таких как станции, мосты, виадуки, туннели… Следовательно, на первых колышках Абакан-Тайшета может быть указано не только название, но и вид железнодорожного объекта. Также надо учитывать тот факт, что на Центральном участке Абакан-Тайшета, и на станции Саянской, колышки ставили не гражданские, а военные строители.

Анализ собранного материала

В процессе исследования я планировал определиться по четырём вопросам: когда был установлен первый колышек, кем, в каком месте нашей станции и как он выглядел.

Беседа с Рябининой Тамарой Николаевной позволила определить кто и когда установил первый колышек:

  1. Первый колышек на нашей станции был установлен в феврале 1959 года специальной военной комиссией 19-й бригады железнодорожных войск, целью которой было утвердить место будущей станции. В состав комиссии входил подполковник медицинской службы Вартан Каустович Назарян. Он и забил первый колышек. А в марте 1959 года первый саянский колышек был найден взводом военных строителей под командованием лейтенанта Владимира Шакурова. После того, как колышек был найден и представлен командованию, он перестал представлять для строителей какую-либо ценность. А так как он мешал развитию путей, его убрали и впоследствии уничтожили.

Как выглядел первый колышек, точно определиться не удалось в связи с противоречивостью информации в разных источниках литературы. Старых Таиса Григорьевна предложила размышлять логически: «Понятно, что экспедиция Кошурникова во время Великой Отечественной войны взять с собой много не могла, но в 50-х годах к выездным работам готовились очень тщательно… Скорей всего, военная комиссия, которая передвигалась на машине, брала с собой уже готовые колышки с названиями объектов, написанными краской. Если писать наскоро ручкой, карандашом и даже углём, то на солнце, дожде, ветру надпись может быстро выгореть, а ветхий колышек — сломаться… После тщательного исследования местности, колышки прочно вбивали в землю, так чтобы они простояли до приезда первых строителей. Впоследствии, чтобы найти этот колышек, лейтенанту Шакурову выдали карту местности, на которой указали нужный квадрат. На месте колышка в данном квадрате стояла галочка, которую обычно выделяют красным карандашом. Возможно, этот факт и стал причиной заблуждения о том, что красным карандашом была написана надпись на колышке… Что касается восклицательных знаков, на которые указывают И.Лысенко и С.Ильин, то эта подробность скорей всего является художественным домыслом журналистов. Восклицательный знак – признак эмоций, которые у военных людей выражать не принято». В результате размышлений мы сделали вывод, что военная комиссия, приехавшая из Забайкалья, чтобы утвердить место расположения будущей станции Саянской (а может, и всех железнодорожных объектах Центрального участка) везла с собой уже готовый колышек, на котором сухо и кратко, по-военному, было написано только самое главное.

На основании анализа литературы, интернет-поиска, рассказов и размышлений строителей трассы Абакан-Тайшет я определился с тем, что на первом колышке, скорей всего, был указан вид объекта (станция, мост, туннель…) и его название. Вид объекта, я думаю, был написан в сокращённой форме, как принято в топографических картах и как рассказывал Куликов В.Л.:

  1. Я считаю, что первый колышек представлял собой добротный указатель в виде прибитой к деревянному столбу фанерной доски, на которой сверху было написано «ст.», а снизу — «Саянская».

Что касается места, на котором был установлен первый колышек, определённо можно сказать только следующее: он стоял на возвышенности. Далее, рассуждая логически, я признал наиболее достоверным рассказ Куликова Виктора Леонидовича:

  1. Так как колышек указывал место будущей станции, на его месте военные железнодорожники и начали её строительство, а впоследствии установили вагончик дежурного по станции. Недалеко от станции они разбили военный лагерь.

Мемориал,
посвящённый первому колышку

Целью моей работы являлась разработка проекта мемориала первому колышку, как наиважнейшему событию в жизни станции и посёлка. Для этого мне нужно было продумать форму мемориала, вид изображения и памятные слова, а также — место установки.

1. Я считаю, что самой бюджетной формой мемориала является мемориальная плита из натурального камня.

2. На мемориальной плите я предлагаю поместить следующее:

  • на переднем плане в форме барельефа изобразить сам колышек: прибитая к деревянному столбу фанерная доска, на которой сверху написано «ст.», а снизу — «Саянская».
  • на заднем плане можно изобразить дополнительные элементы: горный хребет, стаю уток…

3. Под изображением колышка предлагаю поместить следующую информацию:

Эскиз мемориала Первому колышку

4. Одной из задач моего исследования было – определить место, где был найден первый колышек. Однако я считаю, что мемориал нужно устанавливать не на станции, а на территории посёлка, в многолюдном месте, лучше – в сквере, чтобы саянцы не забывали свою историю. Я считаю самым удачным местом расположения мемориала — улицу Ленина, которая является полноценным бульваром, которой не хватает только фонтана или памятника. Между соснами, напротив самого первого 36-квартирного дома, в котором жили Лукашевичи, Жулай, Старых, Рябинины и многие другие, памятник Первому колышку будет очень уместен.

Улица Ленина

Заключение

В нашем перспективном железнодорожном посёлке очень мало достопримечательностей и памятных знаков.

В марте этого года исполняется 60 лет с начала строительства нашей станции. В своём историко-краеведческом исследовании я разработал примерный проект  мемориала Первому колышку, который определил место будущей станции, и с которого началась её история.

Я хочу, чтобы этот памятник напоминал жителям посёлка о том, что когда-то на нашей земле была заболоченная голая степь; что люди, которые строили наш посёлок, были высококлассными специалистами, а ещё – патриотами своей родной страны; что история нашей станции неразрывно связана с историей строительства железнодорожной линии Абакан-Тайшет – трассы мужества, как называли её строители.

Никита Пряжников

Источники:

Летопись трассы Абакан-Тайшет// Саянский вестник 

Крюков А.М. Покоренные Саяны: Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск: Карелия, 1979 

Старостенков Н.В. и др. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002

Марченко С. Саянская// Земля моя Рыбинская. Очерки истории. — Зеленогорск: Изд-во «Зеленогорская типография», 2002. — С.113-116

Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4

Левченко И. Последний изыскатель Жаймы// Военный железнодорожник. — 2003. — сентябрь. — №37(709). — С.13

Саянская летопись: Памятка (Информация подготовлена Музеем КраснЖД). — Красноярск: КрЦНТИБ Красноярской железной дороги. – 2013

Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек. – Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. – 160 с.

Ильин С. Дорогу осилит отважный. Москва, 1976. – 111с.

Люди. События. Факты: Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет// Красноярский рабочий. — 1965. – С. 4. – Спецвыпуск

Знакомьтесь: станция Саянская (Посвящается славным строителям центрального участка дороги Абакан-Тайшет)// Красноярский рабочий. — 1965. – С. 8-9. — Спецвыпуск

Летопись трудовой славы строителей железнодорожной линии Абакан-Тайшет: Документальный фотоальбом. — Абакан, 1966