Памятник паровозу

В 2009 году, ко Дню Железнодорожника, на привокзальной площади железнодорожной станции «Саянская» завершилась установка памятника паровозу Л-3864.

Памятник представляет собой установленный на постаменте паровоз Л-3864. Локомотивы модели «Л», названные по первой букве фамилии конструктора Льва Сергеевича Лебедянского, выпускались в СССР с 1945 по 1955 год. Советский магистральный грузовой паровоз «Л», разработанный в конце Великой Отечественной Войны, считается одним из лучших советских паровозов, который мог эксплуатироваться на всей сети железных дорог СССР.

История паровоза

В книге Николая Грамоты «Лебедь» представлена легенда. Однажды конструктору Лебедянскому поставили задачу построить новый универсальный паровоз, который водил бы всякие составы, имея мощность 2000 лошадиных сил и вес 80 тонн. Конструктор ответил, что при таких характеристиках, паровоз не сможет весить 80 тонн, но его возражения приняты не были. В 1945 году новый паровоз вышел на испытания. Красивый, мощный, быстрый! За это дали ему гордое имя «Победа», а модель локомотива стали обозначалась буквой «П». Однако в процессе испытаний силовые конструкции паровоза стали давать трещины: слишком он оказался облегченный. Конструктор сумел доказать, что предупреждал о такой возможности, и ему позволили реабилитироваться. Лебедянский доработал машину. Она стала весить 92 тонны, и проблемы исчезли. За свою разработку конструктор Лебедянский получил много наград: ордена, медали, Сталинскую премию, но лучшей своей наградой он считал присвоение новому паровозу серии в честь его фамилии – «Л».

Среди железнодорожников и любителей железных дорог за этим паровозом закрепились прозвища «Лебедянка» и «Лебедь».

История установки паровоза
на станции «Саянская»

В 2007 году в местной газета «Саянские вести» появилась заметка, что «по распоряжению начальника дороги на привокзальной площади будет установлен памятник паровозу». Сразу началась большая работа: около вокзала стали выпиливать густые деревья и выкорчёвывать пни…

Вырезка из газеты "Саянские вести"

Вырезка из газеты «Саянские вести»

Установка паровоза на постамент началась в июне 2008 года общими усилиями почти всех железнодорожных организаций станции. Силами НГЧ был вырыт котлован размером 23х4 метра, полтора метра глубиной. «Бамтоннельстрой» сделал фундамент и постамент из блоков, высотой два метра.

Работники ПЧ-11 уложили рельсы. После этого началась самая тяжёлая работа. Многие жители посёлка, наблюдая за ней со стороны, говорили: «Неужели нельзя взять кран и водрузить паровоз на постамент, и времени и труда затратилось бы намного меньше?!» Но стоимость крана, который бы смог проделать эту работу, 250 тысяч рублей в сутки, а средств на кран выделено не было и поэтому бригаде путейцев пришлось расшивать и зашивать по 2-3 решётки в день.

Одновременно завозили грунт и выкладывали его рядом с постаментом, образуя плавную насыпь для укладки железнодорожной ветки непосредственно на постамент.

Паровоз пришлось разворачивать на 180 градусов. Потребовалось полторы недели, чтобы развернуть и выставить его к трассе.

IMG_0152

25 ноября 2008 года всё было готово к установке. Вначале обзвонили все станции, где уже устанавливали паровозы, чтобы в последний раз уточнить детали.

Руководителем установочных работ был назначен начальник ВП Николай Коростылев. Попробовали сдвинуть паровоз одним маленьким бульдозером, но он даже не шелохнулся. Тогда при помощи двух бульдозеров – первый спереди, а второй сзади для страховки, чтобы паровоз не «спрыгнул» вперёд, — за 30 минут затащили и закрепили его на постаменте.

После этого бригада ПЧ-11 разобрала решётку, ПМС-257 в течение 2-х суток разобрал ветку с повышенной платформы, Восстановительный поезд большим бульдозером разровнял площадку и провёл благоустройство площади.

Вот так, благодаря всем предприятиям посёлка, которые выделяли технику и людей, 1 декабря 2008 года паровоз-памятник занял своё почётное место. Особенно хотелось бы выделить: ПЧ-11, ПМС-257, НГЧ-1 и Восстановительный поезд.

Ксения Березина

Летом 2009 года, ко Дню Железнодорожника, паровоз был окончательно приведён в порядок. Большой вклад в это дело внёс работник локомотивного депо — Галушка Александр Мирчевич, который практически в одиночку в течение нескольких дней очищал корпус машины при помощи пескоструя.

Галушка Александр

 

Затем женскими руками работниц депо паровоз был аккуратно выкрашен.

В то время, когда на привокзальной площади велись установочные работы, газета «Саянские вести» объявила конкурс на лучшую надпись на корпусе паровоза. Этот призыв нашёл отклик в сердце саянской поэтессы Татьяны Клёниной, и в №16 газеты «Саянские вести» за 2008 год появилось прекрасное стихотворение :

Работяга, первопроходец,
В голове состава в пути,
Не один километр — миллионы,
Накрутили колеса твои.

Помнят люди его заслуги —
Он начало эпохи стальной! —
Как водил эшелоны и грузы
Для победы страны родной.

И теперь вот на пьедестале
Отдыхает заслуженно он.
Паровоз из чугуна и стали
Украшает саянский перрон.

Ещё до установки паровоза житель посёлка и редактор газеты «Саянские вести» Коптев Сергей Михайлович вынужден был побывать в городе Кемерово, где случайно увидел такой же паровоз, как наш. На нём он прочитал замечательные слова. По приезду домой, Сергей Михайлович предложил написать их на нашем паровозе. Слова понравились всем содержательностью и краткостью, и летом 2009 года, когда покрасочные работы были завершены, на стенке кабины саянского паровоза-памятника появилась надпись:

Пусть стоит он в ореоле славы,
Горделивый и родной до слёз,
В благодарность от родной Державы,
Наш любимый, старый паровоз!

После установки всю заботу о паровозе, украшающем саянский перрон, стало осуществлять локомотивное депо станции Саянская. Оно следит за его исправностью и эстетическим состоянием.

Памятник паровозу

2009 год

2015в

2013 год

2016 год

2016 год

DSC_0040я

Галерея самых красивых фотографий нашего памятника:

Марина Пряжникова

Источники:

Для создания этой статьи были использованы фотоматериалы Коптева Сергея Михайловича, а также — его описание производимых работ

Памятник паровозу// Саянские вести. — 2007. — 5 ноября. — №24(27). — С.1

Поступило предложение от Клёниной Татьяны// Саянские вести. — 2008. — 31 декабря. — №16(47). — С.2

Гулиманова Н. Лебедь (паровозы великой страны)// Pikabu.ru