Городок военных строителей

Посёлок и станцию Саянскую строили воинские подразделения Центрального участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет. Они были первыми жителями пристанционного военного городка. Некоторые щитовые сооружения барачного типа сохранились до сих пор, стараясь приютить людей, желающих жить и работать в нашем посёлке.

Первые строители ступили на нашу землю 4 марта 1959 года. Это были военнослужащие 44-ого отдельного путевого железнодорожного батальона 30-ой отдельной железнодорожной бригады.

Отрывок из статьи в газете «Красноярский рабочий» за 1965 год

В том месте, где стоял первый колышек, зародилась железнодорожная станция, а напротив него развернулся лагерь первого железнодорожного батальона (в/ч 05635).

Экскурсия по Саянской
На месте первого колышка
Галина Борисовна Лукашевич, Виктор Леонидович Куликов, Яна Лукашевич, Светлана Евгеньевна Марченко

Территория в/ч 05635

Вход в воинскую часть осуществлялся со стороны улицы Транспортной и располагался на пустыре напротив основного здания ЭЧ-7. Чтобы войти или въехать на территорию воинской части необходимо было преодолеть контрольно-пропускной пункт — КПП.

23 марта 1998 года
Здание КПП

8 ‎января ‎2019 года

Здание КПП было небольшое. С правой стороны располагалась будка дежурного. Левая половина здания была без окон и предназначалась для гауптвахты. А в центре — размещался маленький универсальный магазин.

Магазин воинской части

За зданием КПП, справа от него, располагался штаб войсковой части.

Здание штаба

После отъезда военных строителей эти щитовые сооружения остались и долго ещё стояли. В них жили люди. Во конце 90-х годов в здании бывшего штаба произошёл пожар. Несколько лет с автотрассы виднелись его развалины, а сегодня трудно найти даже фундамент.

1998 год
Здание штаба

На фотографиях 1973 года здания КПП и штаба очень отчётливо просматриваются. А справа от них сохранились тёплые автомобильные боксы, которые до сих пор являются частью строений отдела материально-технического снабжения железной дороги — НОДХ.

6 октября 1973 года

Энергоучасток

Сразу за штабом разворачивалась большая прямоугольная площадка для строевых занятий и военных парадов — плац воинской части. Каждое утро весь батальон собирался на плацу для развода по рабочим объектам.

На плацу перед парадом
Замполит роты Николаев на фоне здания штаба

В преддверии праздников перед зданием штаба ставили деревянную трибуну. Ровными рядами проходили перед ней колонны солдат и офицеров… Сегодня, как и 60 лет назад, на месте плаца стоят ровные ряды — частных гаражей жителей нашего посёлка.

Трибуна

Вдоль плаца тянулось два ряда длинных солдатских казарм. В каждом ряду было три панельно-щитовых здания на 120 человек, с двухъярусными кроватями и печным отоплением.

Справа от плаца, прямо на проезжей части Садового переулка, стояло три казармы размером примерно 30×6 метров. В первой казарме размещалась 1-ая рота — рота путейцев. Во второй казарме — 3 рота, рота мостовиков. В третьей казарме размещались две автороты — 4-ая (водители грузовых автомобилей) и 5-ая (водители тяжёлой техники). Эта казарма была примерно на два метра шире предыдущих. С одной стороны от этих казарм находился плац, а с другой — проходила дорога, которая вела прямо в столовую.

С левой стороны от плаца, на месте жилых домов улицы Восточной, проходил второй ряд солдатских казарм. Они были примерно такого же размера. В первой от штаба казарме размещалась 2-ая рота путейцев 44-ого батальона, во второй казарме располагались две роты других воинских подразделений 19-ой бригады — рота эксплуатационников и рота водоснабженцев, а кто проживал в третьей казарме, спустя 60 лет, уже никто не помнит.

За плацем, перпендикулярно казармам проходила широкая дорога, улица Лесная. Слева она выходила за территорию воинской части на стадион, а справа тоже простиралась далеко за казармы. На этой улице, напротив плаца, стояло щитовое здание клуба. В правой части клуба располагался кинозал со сценой. В левом крыле размещалась библиотека и школа. А в центральной части клуба находились кабинеты, где проходили занятия спортом, музыкой и прочей самодеятельностью.

Духовой оркестр воинской части
Виктор Леонидович последний в правом ряду

В 1966 году военные строители перевезли щитовое здание клуба на новый строительный объект. От него остался только хороший прочный фундамент, на котором в 80-х годах из железнодорожных шпал было построено общежитие ПМС-257.

23 марта 1998 года

20 января 2017 года

Несмотря на перестройку, это здание и сегодня является памятником первых военных лет и первой саянской школы.

2015 год
Галина Борисовна Лукашевич около общежития ПМС-257,
на фундаменте которого была школа, где она училась

За зданием клуба размещался палаточный лагерь 6-ой, штабной, роты 44-ого батальона. Там стояло 3-4 палатки: караульного взвода, взвода подрывников, а также других штабных работников, а также палатка редакции газеты «На боевом посту».

Справа от клуба стояло щитовое здание солдатской столовой. Позже к нему пристроили большую кирпичную кухню, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Многие годы это здание занимал Саянский участок защитных лесонасаждений. Сегодня оно пустует и совсем обветшало.

20 ‎января ‎2017 года

8 января 2019 года

Метрах в 300-ах от столовой, по той же стороне, была построена большая баня, которая топилась каждый день, и все военнослужащие мылись по графику один раз в неделю. Сегодня это здание тоже частично сохранилось, оно достроено и обновлено.

8 января 2019 года

Напротив бани, на противоположной стороне улицы, стояло 4-5 щитовых домиков финского типа, в которых разместились мастерские: оружейная, сапожная, швейная… Их было хорошо видно от солдатских казарм. Рядом с центральной казармой роты мостовиков стоял уличный туалет.

1961 год
Виктор Куликов около казармы роты мостовиков. Позади него через дорогу хорошо виден туалет, а на заднем плане виднеются мастерские и дымится баня

За солдатским туалетом простирался большой пустырь, к которому со стороны станции тянулся железнодорожный путь, оканчивающийся тупиком. Сюда доставлялись вагоны с брёвнами, а вокруг располагалась пилорама, где проходила заготовка пиломатериала для строительных работ.

Железнодорожная ветка и тупик сохранились до сегодняшнего дня. Они хорошо видны с Садового переулка через двор НОДХ.

8 ‎января ‎2019 года

Комплекс зданий НОДХ сегодня прочно поглотил в себя тёплые автомобильные боксы, в которые военные железнодорожники ставили грузовые машины, предназначенные для перевозки людей. По обе стороны от тёплого бокса, перпендикулярно ему, стояло ещё два больших здания: холодный гараж, типа навеса, для тяжёлого транспорта и склад. На эту территорию был отдельный въезд из воинской части, который назывался КТП — контрольно-технический пункт.

8 ‎января ‎2019 года

За территорией воинской части тоже развернулось строительство щитовых домов. Осенью 1959 года было построено пять 1-квартирных домиков и четыре казармы, а всего — двенадцать щитовых домов финского типа для офицерских семей и восемь щитовых казарм барачного типа для офицеров и сверхсрочников. Они и сегодня сохранились почти полностью на улицах Зелёной и Комсомольской.

На станции Саянской дислоцировалось одиннадцать воинских частей: две части стояли за железнодорожными путями в сторону Усть-Кандыги (это 32-ой путевой батальон и база материально-технического снабжения), а девять частей составляли военный городок на территории нынешнего посёлка (это 44-ый путевой батальон, техбат, автобат…, а также штаб 19-й железнодорожной бригады и бригадный лазарет). Каждая воинская часть строила свои дома и казармы для офицеров. Они располагались, как правило, напротив воинских частей по улицам Зелёной и Молодёжной. Кроме этого для военных и гражданских специалистов строились жилые дома по всему будущему посёлку: по улице Транспортной, по улице Лукашевича, по улицам Мира, Ленина, Комсомольской и Школьной.

Карта военного городка,
нанесённая чёрным карандашом на яндекс-карту 2018 года

Станция Саянская являлась опорным пунктом Центрального участка строительства трассы Абакан-Тайшет. Здесь стоял штаб 19-ой отдельной бригады железнодорожных войск, вместе с которым приехал бригадный лазарет и политотдел.  Они расположились на пустыре между улицами Строителей и Кравченко. Напротив друг друга были построены два длинных щитовых здания барачного типа — штаб бригады и госпиталь. А рядом с ними выросли другие здания — прачечная, стационар…

Большое значение для жителей всего военного городка имел стадион, где с 1961 года проходили парады всех подразделений 19-й  железнодорожной бригады. Летом на нём простиралось футбольное поле, а зимой его превращали в огромный ледовый стадион, на котором играли в хоккей и просто катались.

Каток перед воинской частью

Быт и устройство военного городка, жизнь первых строителей, их ежедневные трудовые подвиги и многое другое всегда будут представлять исторический интерес для жителей нашего посёлка. В 1998 году под руководством учителя истории Марченко Светланы Евгеньевны ребята краеведческого кружка составили карту военного городка и первых строений, выполненных руками солдат 44-ого батальона железнодорожных войск.

После сдачи трассы Абакан-Тайшет в эксплуатацию военные железнодорожники разъехались по новым строительным объектам, но некоторые солдаты остались здесь. Одним из них является Куликов Виктор Леонидович, приехавший в Саянскую осенью 1959 года. Он всегда делился своими воспоминаниями с саянскими школьниками и сегодня, спустя 60 лет, активно помогает восстанавливать память о первых, наиважнейших годах истории нашей станции.

8 ‎января ‎2019 года
Куликов Виктор Леонидович перед лазаретом
Экскурсия по посёлку

Марина Пряжникова

Источники:

Написано по рассказам Куликова Виктора Леонидовича