Воинские части
Центрального участка линии Абакан-Тайшет

Строителями центрально участка железнодорожной линии «Абакан-Тайшет», а вместе с ней и станции Саянской, были советские железнодорожные войска. Не много собрано информации об этих годах, о воинских подразделениях и о людях, которые несли службу на нашей земле.

Центральный участок линии Абакан-Тайшет

Учитывая большую важность линии Абакан-Тайшет, ЦК ВЛКСМ объявил эту стройку Всесоюзной ударной комсомольской. Однако центральный участок трассы, пролегавший по наиболее трудной горно-таёжной местности, пересекавший хребет Восточных Саян, было поручено покорить воинам-железнодорожникам.

Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 1995 год

Задачу раздвинуть Саянские горы и проложить в них стальную дорогу решали две бригады целого ряда соединений и воинских частей четвертого железнодорожного корпуса. Первым из них руководил полковник Иван Сергеевич Матвейков, а вторым — полковник Иван Николаевич Егорушкин. Между этими двумя бригадами центральная часть строящейся магистрали разделялась на два участка. На запад от будущей станции Саянской вели работы подчиненные полковника Матвейкова, а на восток — полковника Егорушкина.

На участке Тайшет-Абакумовка вёл строительство трест «Ангарский» под управлением В. С. Бондарева. Участок Абакумовка-Унерчик строило подразделение 17-й железнодорожной бригады (17-й ОЖДБр) полковника И. Н. Егорушкина. Участок Унерчик-Крол — подразделение 19-й железнодорожной бригады (19-й ОЖДБр) полковника И. С. Матвейкова. Участок Крол-Абакан – строил «Абаканстройпуть», которым руководил Д. И. Коротчаев.

Содружество «Абаканстройпути» и 19-й ОЖДБр, а так же строительного треста «Ангарский» и 17-й ОЖДБр стало первым опытом совместного использования в транспортном строительстве подрядных гражданских организаций и специализированных воинских частей. До этого все железные дороги в Советском Союзе строили заключенные Главного управления лагерей железнодорожного строительства НКВД-МВД СССР. Когда после смерти Сталина упразднили ГУЛЖДС МВД СССР, то одни строительства прекратились (железнодорожная магистраль на Крайнем Севере Тюменской области…), другие были законсервированы (западный и восточный участки БАМа), третьи перевели в новый экономический формат. Таким образом заключенные лагерей на трассе Абакан-Тайшет продолжили работу вольнонаёмными строителями, а лагерную молодёжь призывного возраста направили через местные военкоматы на пополнение путевых и мостовых батальонов железнодорожных бригад.

Управление 19-й ОЖДБр (в/ч 48856) полковника Матвейкова дислоцировалось на станции Саянской. Его воинские подразделения были рассредоточены по участку Унерчик-Крол:

  • на станции Кой — 105-й отдельный мостовой железнодорожный батальон (в/ч 61334), которым командовали офицеры Тесленко и Толстов Михаил Амбросимович. В этом батальоне служил будущий полковник запаса Панкратов Владислав Дмитриевич;

Воспоминания Владислава Дмитриевича Панкратова
Статьи из газеты «Военный железнодорожник» за 1995 год

Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 2003 год

  • на станции Мана — 74-й отдельный мостовой железнодорожный батальон (в/ч  41658) под руководством майора Мостовича, потом капитана Бакарева;
  • в селе Вершино-Рыбном — 222-й отдельный батальон связи, под командованием подполковника Савоськина, а потом — Васильева Дмитрия Михайловича, и 57-й отдельный путевой железнодорожный батальон (в/ч 83233), которым командовал подполковник Сердюк;

Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 2003 год

Фотография из газеты «Военный железнодорожник» за 2003 год

Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 1995 год

  • на станции Саянской — 223-й бригадный лазарет, 372-я отдельная железнодорожная рота минёров, 896-я база материально-технического снабжения (в/ч 56662), 44-й отдельный путевой железнодорожный батальон (в/ч 05635), 17-я отдельная железнодорожная рота эксплуатации (в/ч 61422), 47-й отдельный технический железнодорожный батальон (в/ч 01573), 372-я отдельная железнодорожная рота водоснабжения (в/ч 49452), 443-й отдельный железнодорожный батальон механизации (в/ч 48415), отдельные автомобильные батальоны железнодорожных войск (в/ч 83298 и в/ч 83283).

Штаб 17-й ОЖДБр (в/ч 17490) полковника Егорушкина дислоцировался в городе Красноярске. Его воинские подразделения были рассредоточены по участку Абакумовка-Унерчик:

  • на станции Клюквенной (потом на станции Унерчик) — 247-й отдельный путевой железнодорожный батальон, в котором служил Гассан Владимир Александрович;
  • на станции Ирбейской — отдельная железнодорожная рота эксплуатации (в/ч 31962);
  • на станции Саянской — 32-й отдельный путевой железнодорожный батальон и 1-й железнодорожный учебный полк (в/ч 11300), о котором писал Юрий Иванович Филатов, а также отдельная железнодорожная рота эксплуатации (в/ч 31962), где служил Виктор Анатольевич Самойлов.

Станция Саянская

Основные работы на трассе развернулись ранней весной 1959 года. Центром управления основных сил была избрана будущая станция Саянская. Дорог к ней не было. И потому строительство 56-километровой ветки, соединяющей трассу с действующей магистралью, стало первоочередной задачей. Одновременно железнодорожные подразделения вступили в действие на главном направлении.

С 1959 года по 1965 год на станции Саянской стояло 11 воинских частей. Об этом рассказывал Куликов Виктор Леонидович — солдат-срочник, призванный в армию и привезённый на нашу станцию в 1959 году.

В/ч 05635 — 44-й отдельный путевой железнодорожный батальон (44-й ОПЖДБ). Первым на нашу землю прибыл отряд под командованием лейтенанта Шакурова — военнослужащего 44-ого отдельного путевого железнодорожного батальона (в/части №05635). Это произошло 4 марта 1959 года. Вслед за отрядом Шакурова в течение марта прибыла вся воинская часть №05635 — 5 эшелонов с военнослужащими и их семьями. Сначала батальоном командовал подполковник Данченко, потом майор Докучаев, которого сменил майор Соболев Николай Яковлевич. 30 марта 1959 года на нашу станцию приехала семья Старых Юрия Павловича. В документах Старых Таисы Григорьевны есть записи о её принятии на работу в в/ч 05635, входящую в состав 30-й отдельной железнодорожной бригады (в/ч 18662).

Запись из Учётной карточки члена КПСС Старых Таисы Григорьевны

Страница из трудовой книжки Старых Таисы Григорьевна

29 октября 1959 года на станцию Саянскую прибыл призывник Куликов. Виктор Леонидович прослужил в рядах воинской части №05635 три года и остался на нашей молодой железнодорожной станции на всю жизнь.

Страница из учётно-послужной карточки Куликова Виктора Леонидовича

В 44-м батальоне служил также Белозёров Анатолий Иванович — автор книги «Западно-Сибирский меридиан».

В/ч 49452 — 372-я отдельная железнодорожная рота водоснабжения (372-я ОЖДРВ). Эта рота дислоцировалась на территории воинской части 44-ого железнодорожного батальона и занимала одну из казарм.

Статья из газеты «Экспресс» за 1995 год

223-й бригадный лазарет. Летом 1960 года из города Тырны Украинской ССР на станцию Саянскую перебросили военный лазарет (так в железнодорожных войсках называют госпитали), командиром которого был Вержба Илья Владимирович. Об этом нам написал его сын Вержба Михаил Ильич. К сожалению, документы Ильи Владимировича не сохранились, и номер военного госпиталя нам узнать пока не удалось.

В/ч 48856 — 19-я отдельная железнодорожная бригада (19-я ОЖДБр). Станция Саянская должна была стать опорным пунктом центрального участка строительства трассы Абакан-Тайшет и местом для штаба 19-й железнодорожной бригады (в/ч  №48856), которая с 1954 по 1960 годы выполняла задание правительства по электрификации железнодорожной магистрали Москва-Байкал. Комбригом в это время был полковник Матвейков. На станцию Саянскую Управление бригады передислоцировалось в феврале 1961 года. В его состав входил политотдел и редакция газеты «На боевом посту». В августе 1961 года на должность корректора этой газеты была принята Старых Таиса Григорьевна.

Запись из трудовой книжки Старых Таисы Григорьевны

372-я отдельная железнодорожная рота минёров. Эту роту ещё называли ротой подрывников, которой командовал капитан Олейник. Начальниками служб заграждения бригады были майоры Лукашевич и Неустроев.

В/ч 56662 — 896-я база материально-технического снабжения. База материально-технического снабжения под руководством майора Коваленко расположилась в огромном помещении, которое впоследствии заняли склады Саянского ОРСа, а рядом с ней в западной горловине станции Саянской расстелился военный городок. В этой части служил Рябинин Борис Петрович. Его супруга и учительница саянской школы Тамара Николаевна не раз рассказывала, как жила в доме офицеров-строителей за железнодорожной линией со стороны Усть-Кандыги и каждое утро по пути на работу наблюдала строительство нового здания школы.

В/ч ? — 32-й отдельный путевой железнодорожный батальон (32-й ОПЖДБ). Вслед за Управлением 19-й бригады, осенью 1961 года на станцию Саянскую прибыл 32-й отдельный путевой железнодорожный батальон, который переехал из Омской области и вошёл в состав 17-й железнодорожной бригады. Вместе с ним на станцию Саянскую прибыл солдат-срочник роты шофёров — рядовой Копылов Владимир Иванивоч. Этот батальон разместился в восточной горловине станции Саянской, за железнодорожной линией в сторону Усть-Кандыги.

В/ч 61422 — 17-я отдельная железнодорожная рота эксплуатации (17-я ОЖДРЭ). В 1962 году на строительство трассы Абакан-Тайшет приехал машинист паровозного депо станции Иланской Майков Николай Филиппович. Его сразу приняли в отделение временной эксплуатации центрального участка линии Абакан-Тайшет воинской части №61422.

Страница из трудовой книжки Майкова Николая Филипповича

В/ч 83298 и в/ч 83283 — отдельные автомобильные батальоны железнодорожных войск. Одним из них был 143-й автомобильный батальон, которым командовал подполковник Топтунов. В 1963 году на сверхсрочную службу в воинскую часть №83298 был призван Калинушкин Василий Алексеевич. На станции Саянской он начал службу в должности начальника подвижной авторемонтной мастерской (ПАРМ) автомобильного батальона.

Страница из учётно-послужной карточки Калинушкина Василия Алексеевича

Однако на всех своих фотографиях 1965 года Василий Алексеевич пишет: «командир взвода ПАРМ в/ч 83283». Это указывает на то, что на нашей станции стояло два автомобильных батальона, имеющих подвижные авторемонтные мастерские.

Из альбома Калинушкина Василия Алексеевича

В/ч 31962 — отдельная железнодорожная рота эксплуатации. Рота входила в состав 17-й бригады. Сначала она дислоцировалась на станции Ирбейской, а в 1969 году под командованием Пархоменко переехала на станцию Саянскую с целью достроить склад ОРСа и устранить недостатки в работе других воинских подразделений. В этой роте служил Самойлов Виктор Анатольевич.

На станции Саянской дислоцировалось ещё два воинских подразделения — батальон механизации и технический батальон. Разница между ними была в том, что одно подразделение отсыпало железнодорожное полотно, а другое занималось его техническим обслуживанием:

В/ч 48415 — 443-й отдельный железнодорожный батальон механизации (443-й ОЖДБМ).

В/ч 01573 — 47-й отдельный технический железнодорожный батальон (47-й ОТЖДБ). Им командовал подполковник Прохоров.

В/ч 11300 — 1-й железнодорожный учебный полк, который существовал в советское время и в августе 1996 года был переименован в 857-й учебный центр железнодорожных войск. Этот полк участвовал в строительстве нескольких линий железных дорог: Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут и БАМа. Возможно, в составе формирований этого полка летом 1964 года на станцию Саянскую попал студент 5-го курса Новосибирского института инженеров железнодорожного транспорта — Юрий Иванович Филатов.

С 1961 года железнодорожные войска на станции Саянской отмечали советские праздники всей бригадой. Воинские подразделения собирались на стадионе и участвовали в параде. Зрителями были все жители военного городка от мала до велика. Это были годы больших трудовых побед и мирной счастливой жизни.

Послесловие

К сожалению, это ещё не достаточно полная информация о воинских подразделениях, которые участвовали в строительстве трассы Абакан-Тайшет. Очень мало сведений о подразделениях 17-й железнодорожной бригады. Если кто-то может дополнить или поправить собранную информацию, пожалуйста, напишите в комментариях к этой статье.

Марина Пряжникова

Источники:

Первые военные строители центрального участка трассы Абакан-Тайшет:
Куликов Виктор Леонидович (Саянская),
Белозёров Анатолий Иванович (Новосибирск),
Панкратовы Владислав Дмитриевич и Тамара Георгиевна (Екатеринбург),
Гассан Владимир Александрович (Красноярск)

857-й учебный центр железнодорожных войск (в/ч 11300)// Войсковые Части России

Старостенков Н.В. и др. Железнодорожные войска России. Кн. 4. В период мирного строительства: 1945–1991./Под ред. Г. И. Когатько. — М.: ООО «Русь-Стиль XXI век», 2002.

Петрушин А. Дважды орденоносная: Журналистское расследование// Честное слово

Крюков А.М. Покоренные Саяны: Пути и тревоги: Записки военного железнодорожника. — Петрозаводск: Карелия, 1979

85 лет ОКЖДВ и 1-ой отдельной ордена Александра Невского Кёнигсбергской железнодорожной бригады: Материалы Военно-исторической конференции». – Петергоф: ВИ ЖДВ и ВОСО, 2017.

Столяров А. Эта стройка — великая кузница кадров// Военный железнодорожник. — 1995. — август. — №32(291). — С.8

Лавренов И. Соединяя берега и годы// Военный железнодорожник. — 1995. — октябрь. — 44(303). — С.14

Лавренов И. Мелодии молодости// Военный железнодорожник. — 1995. — август. — №32(291). — С.9

Лавренов И. Главный в жизни праздник: К 30-летию трассы Абакан-Тайшет// Военный железнодорожник. — 1995. —  44(303). — С.14

Левченко А. Абакан-Тайшет: К предгорьям Восточных Саян// Военный железнодорожник. — 2003. — август. — №33(705). — С.12

Левченко А. Абакан-Тайшет: Большие мосты Маленького Коя// Военный железнодорожник. — 2003. — август. — №35(707). — С.4