Россихин Николай Никифорович
Семья строителя трассы Абакан-Тайшет

Долгое время в нашем посёлке проживала семья военного железнодорожника и строителя трассы Абакан-Тайшет Россихина Николая Никифоровича. Имя этого офицера и ветерана Великой Отечественной войны прочно вписано в летопись строительства трассы и нашей родной станции.

Малая Родина

Россихин Николай Никифорович (25.05.1926 – 08.02.2004) родился в старинном русском селе Нижнее Казачье Задонского района Липецкой области в семье крестьянина. Семья была многодетной, Николай родился последним, седьмым ребёнком в семье.

«По словам моего  отца, село было основано в конце XVII века тремя елецкими казаками — друзьями, пришедшими в эти места из Ельца — Кочегаровым, Россихиным и Филатовым. Позже в их честь в селе были названы порядки, как говорят казаки, то есть улицы. Семьи Россихиных проживали на улице Россихина».

К началу двадцатого столетия роды Кочегаровых и Россихиных сильно выросли. Можно считать, что в это время в селе проживало порядка 11-ти сотен человек. Если учесть, что в войну на фронт ушло не менее 35-ти бойцов из рода Россихиных, а средний размер семьи состоял из 5-ти человек, то Россихиных в селе было более 170 человек — около 15% от общей численности населения.

Защитник родного Отечества

21 апреля 1943 года в возрасте 16-ти лет, Николай Никифорович ушёл защищать Отечество, приписав себе один год. На сборном пункте в городе Елецке при погрузке в вагоны их эшелон был подвергнут бомбежке с немецких бомбардировщиков. Погибло много призывников. Николай со своим другом остались невредимы, так как после первых же упавших снарядов прыгнули в ближайшую воронку и там переждали бомбежку. Из Ельца к месту учебы на трехмесячных курсах артиллериста его отправили только через несколько дней.

«В учебке отцу было очень тяжело из-за чрезмерной требовательности сержанта, обучавшего военной науке артиллериста. Командир стремился, чтобы все действия в бою выполнялись «на автомате» быстро и с умом. «От этого, — говорил сержант, фамилия которого со временем, к сожалению, стерлась в памяти, — будет зависеть ваша жизнь». К освоению молодыми бойцами науки «выживать» в боевой обстановке и побеждать противника, сержант относился очень ответственно, часто жёстко и очень скрупулезно заставляя их повторять упражнения особенно сложные и крайне тяжёлые. Тогда, в учебке, отец очень злился на этого сержанта, но потом, участвуя в боевых действиях, был благодарен и всегда считал, что выжил на фронте только благодаря ему».

По окончанию учебки Николай Никифорович был отправлен служить в войска противовоздушной обороны (ПВО). 24 июля 1943 года он приступил к службе в 340-ом зенитном артиллерийском полку Особой Московской армии ПВО в качестве прибориста (потом — прибориста-наводчика). В 1943 году данный полк прикрывал объекты Московского военного округа – город Москву, промышленные районы, коммуникации, прифронтовые объекты. На вооружении полка были в основном зенитные орудия среднего калибра «52-К» (или КС-12) — 85-миллиметровая зенитная пушка. Расчёт зенитной пушки возглавлял командир, а Николай Никифорович был наводчиком орудия. Он именовался первым номером расчёта и являлся заместителем командира. Другие номера расчёта выполняли функции замкового, заряжающего, снарядного и так далее.

В боевых действиях в период Великой Отечественной войны Николай Россихин участвовал с 24 июля по 31 декабря 1943 года и с 27 марта по 9 мая 1945 года. Перерыв в боевых действиях связан с лечением после тяжёлого ранения и контузии.

«Во время боя 31 декабря 1943 года рядом с пушкой отца разорвался вражеский снаряд. Отец был контужен и тяжело ранен в голову. Тело засыпало землей, оставив на поверхности только ноги. Находившиеся рядом солдаты, заметили шевеление, откопали его и доставили в медсанбат. Оттуда отца направили в тыл. Основное лечение он прошёл в Кисловодске, после чего был допущен к прохождению дальнейшей службы с некоторым ограничением».

Повторно в свой 340-ой зенитный артиллерийский полк, но уже в составе 82-й дивизии Западного фронта ПВО Николай Никифорович попал 27 марта 1945 года. В 1945 году этот полк прикрывал объекты 1-го Белорусского фронта.

«Окончание войны отец встретил в Польше, и ещё некоторое время служил в этой стране. Однажды в конце лета, возвращаясь из штаба с донесением, он попал под огонь уцелевших фашистов и чудом выжил. Благодаря высоким зарослям подсолнуха ему удалось уйти и вернуться уже со своими однополчанами. Они преследовали и уничтожили эту группу фашистов».

За свой ратный труд в 1943 году Николай Россихин был награжден медалью «За боевые заслуги» (№ 1111269), а в 1945 году медалью «За победу над Германией».

Строитель «Трассы мужества»

Россихин Николай
Начало 50-х годов

После окончания срочной службы Николай Никифорович остался служить в армии. В войсках ПВО он служить не мог после перенесенного в 1943 году ранения, и был определён в другие войска. В декабре 1952 года его назначили на должность командира мостового взвода. С этого времени он стал служить в железнодорожных войсках. В 1954 году закончил курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС) при Ленинградском военном училище, а в 1957 году закончил КУОС железнодорожных войск в городе Петрозаводске. В 1964 году его направили на курсы усовершенствования офицерского состава тыла при Ярославском военном училище, которые он также успешно закончил, а полученные там знания пригодились впоследствии при строительстве станции «Саянская».

Николай Россихин служил в разных регионах нашей страны и прошёл путь от младшего лейтенанта до звания капитана железнодорожных войск. Основная часть его службы прошла в войсковых частях Уральского корпуса железнодорожных войск на развитии железных дорог Урала, Сибири, Забайкалья, Дальнего Востока, Казахстана. Именно в этом корпусе Николай Никифорович достиг больших профессиональных успехов в деятельности воина-железнодорожника и военного строителя.

«После войны, в 1951 году, во время службы в городе Избербаш мой отец познакомился с девушкой Александрой, которая проживала по соседству с ним. В 1953 году они поженились, а в январе 1954 года на родине отца, в селе Нижнее Казачье, у них родился сын Анатолий, то есть я».

В 1955 году Россихина Николая перевели на новое место службы – в город Изюм. Потом были другие города, куда его направляли как командира мостового взвода: Ленинград, Петергоф, Ярославль… На Ставрополье, в сентябре 1957 года, в семье Россихиных родилась дочь Вера. А в 1958 году они уже жили в городе Слюдянка Иркутской области, и Николай Никифорович служил в железнодорожных войсках на развитии Слюдянской железнодорожной станции.

Слюдянка. На Байкале.
Россихин Николай с женой Александрой справа

В середине 1959 года вместе с войсковой частью № 61334 Николая Никифоровича перевели на строительство железнодорожной линии Абакан-Тайшет. Его мостовой взвод сначала базировался у будущей станции «Илей» (рядом с деревней «Новопокровка»), а потом — у будущей станции «Кой» в укромном ущелье живописной деревеньки с одноимённым названием. Весной 1961 года на 374-ом километре трассы Абакан-Тайшет Николай Россихин вместе с командиром другого мостового взвода Николаем Макеевым руководил работами по строительству невиданной по размерам для тех лет уникальной железобетонной трубы, которая была сдана раньше намеченного срока.

Отрывок из спецвыпуска газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год

«По соображениям секретности тех времён в юбилейном выпуске газеты «Красноярский рабочий» от 1965 года отец значится как бригадир бетонщиков, и его рисованный портрет представлен в гражданской одежде».

Рисованный портрет из газеты «Красноярский рабочий»

До 1963 года Николай Никифорович командовал мостовым взводом железнодорожных войск, который прокладывал трубы под насыпью и возводил мосты через водные препятствия на центральном строительном участке трассы Абакан-Тайшет от разъезда «Конок» до станции «Мана».

Командир мостового взвода старший лейтенант Россихин Н.Н.
У строящегося моста в районе деревни Кой

Станция Саянская
Россихины Николай и Александра

По завершению работ по прокладке труб и строительству мостов через реки и речушки в районе станции Кой, весной 1963 года, Николая Никифоровича перевели служить на узловую станцию «Саянская» в войсковую часть № 41002 под командованием капитана Пыленко, которая занималась строительством жилья, инженерных коммуникаций, теплотрасс, водопровода, а также производством сантехнических и других работ по жизнеобеспечению данного посёлка первых строителей и эксплуатационников дороги. Здесь он прослужил три года, встретив со всеми окончание строительства магистрали и участвуя в дальнейшем развитии станции Саянской.

9 мая 1965 года
Участники Великой Отечественной войны около штаба бригады на станции Саянской
Россихин Н.Н. стоит крайний слева

9 мая 1965 года. Станция Саянская
В колонне офицеров, 4-ый в крайнем ряду с чуть опущенной головой, шагает Россихин Н.Н.

«Следующие фотографии сделаны во время парада на станции Саянской мной лично. Слева бежит мальчик с фотоаппаратом — это мой одноклассник Жора, сын офицера Назаряна. В том году нам подарили фотоаппараты, и мы пытались сфотографировать офицеров — участников Великой Отечественной войны, которые обычно шли за знаменосцами. К сожалению, за исключением этих снимков у меня больше ничего не получилось».

9 мая 1965 года
Парад в Саянской

«Почти все офицеры, стоявших в гарнизоне войсковых частей, имели детей. Детьми занимались жёны, а у отцов была очень напряженная работа. Они сутками пропадали на службе, и дети не каждый день их видели. Однако каждый ребёнок гордился своим отцом и стремился сам бывать у отца на работе. В Саянской для этого не было никаких преград. Дети понимали, что в рабочие дни весь личный состав был очень загружен, но по воскресеньям такие посещения были массовыми. Многие дети были дружны с солдатами, которые служили у отцов и были для них как старшие братья. Отцы такому общению не противились и даже по-своему поощряли. В воскресенье вместе с солдатами дети строем шли в столовую и «наворачивали» солдатскую пищу, как будто всю неделю не ели. Вечером вместе с ними смотрели фильмы. Впереди всегда были места для детей, но дети стремился сидеть с отцами. Если отцов не было, садились рядом с солдатами, младшие залезали на колени. По праздникам были представления художественной самодеятельности. Первым выступал хор, состоящий из жён офицеров. Потом выступали солдаты. Когда могли подготовиться женщины, было понятно, но вот когда солдаты находили на это время – было совершенно неясно. Такие концерты всегда отличались художественными номерами, и мы их не пропускали. В рабочие дни школьники со всей старательностью приобретали знания. Я не помню, чтобы кто-то из нас в начальных классах учился на тройки. Казусы, конечно, случались, но мы их сразу исправляли. Классы были дружными, делились всем, чем могли. Помнится, как мы были влюблены в нашу классную руководительницу — молодую, стройную и такую хорошую, что шкодничать на её уроках не хотелось. А ещё она была женой офицера, и когда уезжала из Саянской на новое место службы мужа, мы всем классом без исключения ходили её провожать. Все были растроганы. Девчонки плакали. А потом мы долго-долго махали вслед увозившей её машине. Она уезжала днём, но обычно все переезды происходили ночью. Мама с вечера предупреждала, что ночью нужно будет быстро встать и одеться, потом ей нужно было только сказать: «Толя, вставай». Этого для меня было достаточно. С нового места службы мужа наша учительница писала нам — на школу, на класс. Мы читали хором и обязательно отвечали. Писали, конечно, девчонки. Но пришло время, когда все дети офицеров стали уезжать друг за другом из Саянской на новые места службы своих отцов. Переписка прервалась. Тогда мне думалось, что имя этой учительницы я запомню на всю жизнь. Но, увы! В свободное от учёбы время мы играли во множество игр: отгадывание кинофильма по первым буквам названия, жмурки, пряталки… Однако «войнушка», скакалки, классики, выжигало и особенно лапта были самыми любимыми. Времени у нас было много, но сначала требовалось выучить уроки, а потом убежать подальше от дома и не возвращаться до позднего вечера. В лапту играли на поле, которое располагалось за теперешним клубом.

Январь 1965 года. Саянская
Одноклассники на моём Дне рождения. Я — в белой рубашке. Первой справа стоит моя сестра Вера. В центре четвертая слева – Майкова Галя – дочь первых эксплуатационников дороги. Третий слева – Назарян Жора. Остальных точно не помню, боюсь ошибиться

Саянская быстро росла. На наших глазах было построено много жилых домов и производственных помещений. Жителей становилось всё больше и больше. Мы радовались за друзей, которые переезжали в новые благоустроенные квартиры. А когда время подошло к массовому отъезду военных, стало грустно. Но на их место приехали семьи первых эксплуатационников дороги. Начались новые знакомства, появились новые друзья».

В 1966 году Россихина Николая Никифоровича перевели в Тюменскую область на строительство новой железнодорожной линии Тюмень-Тобольск и развитие станции Войновка вблизи города Тюмень.

Россихин Н.Н. беседует с подчиненными у здания штаба

Офицеры части
Справа – Россихин Н.Н.

Россихин Н.Н. с солдатом

10 декабря 1969 года, отслужив в Вооруженных силах СССР 26,5 лет, по выслуге лет и состоянию здоровья Россихин Николай Никифорович вышел в отставку в звании капитана, присвоенного ему в декабре 1968 года. За период военной службы он был награждён: орденом Отечественной войны II степени; медалями: «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг», медалью Жукова, «За безупречную службу II степени», «Ветеран Вооруженных сил»; а также нагрудным знаком «Ветеран Железнодорожных войск».

Моторостроитель авиационной и ракетной техники

На заслуженном отдыхе Николай Никифорович находился недолго — 7 месяцев. 25 августа 1970 года он приступил к трудовой деятельности в оборонном секторе страны, устроившись работать на Тюменский моторный завод (ТМЗ). Работал на различных должностях — завхозом, слесарем, сборщиком. Сразу по приходу его избрали секретарем партийной организации механосборочного цеха № 37, на этой должности он заслужил большое уважение своих товарищей.

22 июля 1985 года Россихин Николай Никифорович перешёл работать в ревизорское подразделение завода, а через некоторое время его выбрали Председателем группы народного контроля. На заводе в общей сложности он отработал почти 19 лет.

Выступление Председателя группы народного контроля Россихина Н.Н. перед руководством Тюменского моторостроительного завода

4 января 1989 года по состоянию здоровья Николай Никифорович уволился с авиамоторного завода и посвятил себя семье, воспитанию подрастающих внуков и правнуков, общению с друзьями, сослуживцами и коллегами по работе.

Россихина Александра Евтихнеевна

Жена Николая Никифоровича Александра, 1933 года рождения, была уроженкой села Мизово Волынской области. Её отец Силюк Евтух Пахомович был призван в армию 24-25 июня 1941 года, а уже 27 июня попал в плен. Он прошёл несколько концлагерей, умер 20 июня 1942 года и захоронен в братской могиле города Бенсхайм в 60-ти километрах от города Франкфурт-на Майне. Его судьба стала известна только после рассекречивания в нашей стране в 2015 году материалов из госпиталя для военнопленных, находившегося в городе Хеппенхайм.

20.06.2017 год. Германия
75 лет со дня смерти Силюка Е.П.
Анатолий Николаевич Россихин возлагает цветы на могилу деда

Мать Александры умерла в июне 1945 года, и она осталась без родителей, не имея ни одного класса образования. В школе ей так и не пришлось учиться, а вот работать пришлось с малолетства. К трудовой деятельности она приступила весной 1947 года в возрасте 14-ти лет — надо было помогать старшим братьям и сестре зарабатывать на жизнь для их многодетной семьи, оставшейся без родителей. Сначала Александру взяли в колхоз на должность землемера, а в 1952 году она переехала в город Избербаш и устроилась на службу стрелка в 42 отряд военизированной охраны. Однако службу пришлось оставить. После замужества молодая чета Россихиных уехала на родину мужа в село Нижнее Казачье Липецкой области.

Будучи замужем за офицером и проживая в местах, где работу для женщины с малыми детьми найти было невозможно, она всецело посвятила себя воспитанию.

Александра с сыном и дочерью у барака в Коях

Весной 1963 года Александра вместе с мужем переехала на станцию «Саянская», а уже через год, в мае 1964 года, была принята в отдел рабочего снабжения (ОРС). Для женщины это была очень престижная работа. Дети учились, быт налаживался и ехать с мужем на пустыри новых строек, чтобы начинать всё с начала ей уже не хотелось.

Перед завершением строительства трассы и отъездом воинских частей супруги Россихины расстались. Александра Евтихнеевна осталась в Саянской, продолжая работать в Саянском ОРСе в 1964-1992 годах: поваром, буфетчицей, продавцом, рабочей газ-цеха, пекарем и мастером хлебопечения.. Всюду имела положительные отзывы, многократно поощрялась за отличную работу и перевыполнение плана. В 1971 году её даже наградили орденом «Знак почета», а когда она уходила на пенсию, начальник Халуёв долго уговаривал её поработать ещё, сказав напоследок, что такого работника у них больше не будет.

Александра со вторым мужем Алексеем, своими детьми, их супругами и внуками

Дети Николая Никифоровича Россихина остались с мамой и закончили Саянскую среднюю школу №5.

«Я поступил в Томский институт автоматизированных систем управления и радиоэлектроники, закончил его в 1976 году и на три года уехал по распределению в город Бийск Алтайского края работать в научно-исследовательском институте для нужд подводного флота. В 1979 году я переехал в город Краснодар и вышел на работу в научно-исследовательский институт гражданской авиации. В 1987 году закончил аспирантуру при Киевском институте инженеров гражданской авиации с присвоением учёной степени кандидата технических наук, а через 5 лет — получил ученое звание доцента. В середине 90-х годов мне присвоили квалификацию лётного испытателя воздушных судов. В данном НИИ я занимался различными видами исследований и заслужил звание «Отличник воздушного транспорта». За период деятельности я выполнил 42 программы летных испытаний на 19-ти экспериментальных образцах летательных аппаратов и их модификациях. Получил звание «Почетный работник транспорта России».  В 2012 году забрал маму к себе в город Краснодар.

Анатолий Николаевич Россихин

Сестра Вера поступила в училище связи. После его окончания по распределению уехала в город Назарово Красноярского края, где жила и работала по специальности, а в 2005 году тоже переехала в Краснодарский край».

Россихин Н.Н. со второй женой, сыном Анатолием, невесткой Зинаидой и внуками Таней и Юрой

Россихин Н.Н. со второй женой, дочерью Верой, зятем Володей и внуками Сашей и Ирой

«Кроме моего отца в строительстве станции «Саянская» принимали активное участие следующие офицеры: Пыленко Николай Васильевич (капитан), Гусев Иван Васильвич (ст. лейтенант), Трясин Петр Петрович, Болотин Леонид Осипович, Кузьмин Петр, Назарян, Кирюшкин, Карасёв, Реутов.  Также участвовали Поляков Николай Иванович (старшина), Подойница Николай Иванович (старшина), солдаты Слепченко Алексей Алексеевич, который в 1965 году был награждён значком «Абакан-Тайшет», и Каминский Иван Петрович».

Анатолий Николаевич Россихин

Всю свою дальнейшую жизнь Россихин Николай Никифорович прожил в Тюмени, где закончил военную службу. Но станция Саянская так и осталась в его сердце вместе с детьми, которые выросли на нашей земле и спустя годы сохранили любовь к ней и гордость за отца, ставшего первым строителем нашей станции.

2001 год. Тюмень
Юбилей – 75 лет

Источники:

Советские железнодорожные: Военно-исторический очерк/ Авторы: С.С. Косович, А.М. Филимонов. — М.: Воениздат, 1984, — С.252

Люди. События. Факты// Красноярский рабочий. — 1965. — октябрь. — С.6 (Спецвыпуск)

Фотографии из архива Россихиных