Лебедев Сергей Фёдорович
Строитель трассы Абакан-Тайшет

В 2011 году исполнилось 160 лет Железнодорожным войскам. В канун этой даты на страницах общественно-политической газеты «РИСК» появилась статья Сергея Фёдоровича Лебедева, в которой он рассказывает о своей службе в 1959-1961 годах на станции Саянской при строительстве трассы Абакан-Тайшет.

В этом 2011 году 6 августа исполняется 160 лет Железнодорожным войскам. Военные железнодорожники – главные участники Министерства транспорта России и Железнодорожных войск отмечают свой знаменательный день. Настала возможность оценить пройденный путь отцами и дедами в становлении железных дорог. А нынешнему поколению своей безупречной службой отдать дань уважения тем, кто созидал нашу необъятную Родину.

Служба в железнодорожных войсках объединяет людей самых разных возрастов, убеждений, национальностей. А настрой является основой успешного продвижения вперед.

Ровно 50 лет назад, в 1961 году, я ушёл в запас как воин-железнодорожник в звании ефрейтора, отслужившего срочную службу в три года. С гордостью вспоминаю непосредственное участие с самого начала строительства железной дороги «Абакан-Тайшет» в 1959-1961 годах на центральном участке станции Саянская и подъездной ветки от города Уяра «Клюквенная-Саянская».

Войсковая часть, переброшенная в товарных вагонах в марте месяце с Урала, находилась в палатках. Станция Саянская рождалась в 1959 году в чистом поле, покрытым слоем снега. И для меня это время службы в Железнодорожных войсках было самым интересным моментом в жизни. До сих пор, не смотря на тяжёлые бытовые условия во всех вопросах, помню свой командирский состав, где много офицеров были участниками Великой отечественной войны. Так, например, мой командир 2-ой роты путейцев седовласый капитан Радзиевский пользовался заслуженным уважением среди всех военнослужащих своим отношением к солдату или сержанту в любой ситуации. Или, например, начальник снабжения части подполковник Коротков. Где он находился, там всегда было интересно. Военные награды украшали его грудь.

Я гордился своей службой. Добросовестно выполнял любые задания. Тогда сначала думали о Родине, а потом о себе. Знал боевой путь своей воинской части 05635, которую, к большому сожалению, расформировали в 1998 году…

Писатель, герой Советского Союза, полковник Владимир Карпов в своей книге «Генералиссимус», напечатанной в Роман-газете №1 за 2004 год тепло отозвался о военных железнодорожниках в годы Великой отечественной войны. Привожу один из примеров – когда было принято решение окружить и уничтожить 330-тысячную армию Паулюса под Сталинградом, то без рокардной железной дороги, построенной в самые сжатые сроки воинами-железнодорожниками по левому берегу Волги на Баскунчак, Урбал не состоялось бы ни окружение, ни уничтожение немецкой армии.

С июля 1942 года по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами.

А Нарком Управления военных путей сообщения генерал-лейтенант И.В. Ковалёв говорил: «И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, где весомый вклад внесли военные железнодорожники для развёртывания контрнаступления невиданной силы».

Все мы знаем, с этой крупнейшей в истории битвы, стратегическая инициатива с этого момента перешла на сторону советского командования.

Помимо боевого пути был и трудовой. Сразу же после войны часть укладывала второй железнодорожный путь на Кавказе Махачкала-Баку. Позже строила железную дорогу на целинные земли в Северный Казахстан Курган-Пески.

Железная дорога Абакан-Тайшет является грандиозной и масштабной стройкой. Названа трассой мужества. Ведь при -40 мороза на болотах, например, строили железнодорожный мост с опорами у села Партизанское. А в тёплое время – главное полотно железной дороги со всякими коммуникациями. И тогда уже мы подготавливали опоры для будущей электрификации.

В строительстве железной дороги Абакан-Тайшет принимали участие целый ряд соединений и воинских частей четвертого железнодорожного корпуса.

Во многих изданиях, посвящённых железнодорожным войскам, отражены трудовые подвиги военных железнодорожников той поры.

Командованием железнодорожных войск принимаются все усилия для того, чтобы боевые и трудовые подвиги воинов-железнодорожников на долгие годы остались в памяти подрастающих поколений.

В железнодорожных войсках в каждой воинской части имеются комнаты боевой и трудовой славы. В каждом подразделении имеются стенды с информацией об истории воинской части.

Газета «Военный железнодорожник» ежегодно публикует исторические материалы и воспоминания участников «трассы-мужества».

При активной помощи ветеранов железнодорожных войск в 2009 году выпущено юбилейное второе издание «Западно-Сибирский железнодорожный меридиан действует», где достойное место отведено железнодорожным войскам.

Ведется работа по подготовке к выпуску книги, посвященной 200-летию Минтранса, где также будет рассказываться о воинах-железнодорожниках, в том числе и участниках строительства участка железной дороги «Абакан-Тайшет»…

Этот Юбилей ЖДВ несёт в себе огромное мобилизирующее и познавательное значение. И быть незамеченным не может. На этом своё обращение заканчиваю.

С уважением ко всем, Сергей Федорович Лебедев

От редактора

Просим откликнуться родственников Сергея Фёдоровича и рассказать жителям посёлка Саянского о человеке, который принял непосредственное участие в строительстве центрального участка линии «Абакан-Тайшет», стал свидетелем рождения нашей станции.

Источник:

 Лебедев С.Ф. 160 лет железнодорожным войскам!// Газета «РИСК». — 2011. — 3 августа. — №25