Капитуров Виктор Андреевич
От солдата до старшего офицера

Работая над материалами об истории 1-ой отдельной ордена Александра Невского Кёнигсбергской железнодорожной бригады, познакомился с многими ветеранами, вершившими её славу в мирные послевоенные годы. Среди них, воины-железнодорожники, начинавшие свою службу в частях бригады рядовыми, а в последующем занимали должности офицеров в различных структурах войскового организма…

Среди тех, кто начинал службу солдатом в нашей бригаде был и подполковник Виктор Андреевич Капитуров, призванный в армию в 1960 году. Это был период  активного железнодорожного строительства и участия в нём военных железнодорожников. Мы трудились на  Всесоюзных ударных стройках: Ивдель-Обь, Абакан-Тайшет, Тюмень-Сургут на которых, пришлось потрудиться и рядовому, а затем ефрейтору В. Капитурову.  Это было время, когда призывников отправляли на службу в армию воинскими эшелонами из различных регионов страны. Почти десять суток везли призывников для укомплектования частей бригады. Прибыв на станцию Московку эшелон завершил свой путь, призывники выгрузились и направились в мостовой батальон. Утром прошло распределение их по частям бригады и вновь В. Капитурову предстояла поездка, теперь уже в город Ишим Тюменской области, где находился в ту пору путевой батальон. Пройдя курс молодого бойца, приняв присягу, предстояло продолжить службу в роте, выполнять работы, связанные со строительством пути. Учитывая, что до армии он приобщался к поварской работе, его вызвал заместитель командира батальона по тылу майор Зильберт и приказал приступить к выполнению обязанностей ночного повара в солдатской столовой. Было трудно готовить сразу на 800 человек, ежедневно отваривать мясо или разделывать рыбу, приготовить порционные блюда. Хозяйственный взвод был в составе штабной роты, куда входили писаря штаба, повара, кладовщики, связисты и прочая «интеллигенция» части. Весной батальон из Ишима в полном составе передислоцировался под Омск в Тавричанку, но и здесь он долго не задержался. Такова была кочевая жизнь военных железнодорожников. Впереди их ждала новая стройка Абакан-Тайшет. В Тавричанке, на зимних квартирах, осталось человек 50, которых так же было необходимо кормить. В. Капитурову, уже как старшему повару, доверили кормить их. Часть строила объекты в г. Саянск (станция Саянская) и осенью она полностью переехала туда. Сразу по приезду к новому месту службы рядовой В. Капитуров был назначен на должность главного повара батальона, расширяется круг обязанностей, кроме солдат, возлагается обязанность готовить пищу офицерам и сврхсрочнослужащим батальона, но и здесь он справлялся с честью, готовил вкусно и качественно. Ему объявляются поощрения, благодарности, присваивается звание «ефрейтора». Срочная служба близится к концу. Весной 1963 года ему, имеющему среднее образование, предлагается продолжить обучение в училище ВОСО. Всех, кому предстояло поступать в училище, собирают на сборы в Свердловском полку, а затем направляют в Ленинград. Закончив училище в 1966 году, лейтенант Виктор Капитуров вновь продолжил службу в частях родной бригады.  Вновь путешествие по объектам Сибири, Монголии, Карелии и Северо-Запада.  Завершил свою службу в Железнодорожных войсках Виктор Андреевич Капитуров подполковником, секретарем партийной комиссии при политотделе бригады в Ленинграде.  Таких историй в наших войсках достаточно много.

Из воспоминаний полковника в отставке
Азарнова Валентина Васильевича

Источники:

85 лет ОКЖДВ и 1-ой отдельной ордена Александра Невского Кёнигсбергской железнодорожной бригады: Материалы Военно-исторической конференции». – Петергоф: ВИ ЖДВ и ВОСО, 2017.