Зов памяти

В конце июля 2015 года в посёлок Саянский Рыбинского района приехали две женщины: дочь Бориса Ивановича Лукашевича и его внучка. Станция Саянская — последнее место, где уже более 50-ти лет назад жил Борис Иванович. Приехавшие Лукашевичи признаются: всё это время они хотели понять, где конкретно умер их отец и дедушка.

Есть такие люди, которые считают должным не просто хранить воспоминания о своих предках, показывая друзьям старые пожелтевшие от времени фотокарточки и рассказывая истории о подвигах и приключениях, они всё время хотят копнуть глубже, вернуться к истокам, чтобы узнать, как и чем жили десятки лет назад их родные. Они ищут тех, кто когда-то общался с их дедом или прадедом, ищут друзей или просто знакомых, ищут деревни, села и города — места, которые тоже могут что-то рассказать. Они преодолевают сотни километров, чтобы увидеть дом папы или мамы, чтобы просто зайти в него.

Такие люди встречаются не часто. Иногда мы не способны разглядеть их, но чаще ими восхищаемся. В конце июля 2015 года в посёлок Саянский Рыбинского района приехали две женщины. Одна из них, Галина Борисовна, уехала отсюда вместе с мамой и сестрой более 50-ти лет назад. Вторая — её дочь Яна — путешествует вместе с мамой в посёлок, в котором когда-то трагически погиб её дед, отец Галины Борисовны. Имя человека, ради которого они посетили посёлок, известно многим, память о нём хранит чуть ли не весь Рыбинский район и, конечно, преданная семья погибшего. Станция Саянская — последнее место, где уже более 50-ти лет назад жил Борис Иванович Лукашевич. В то время шло строительство железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет «Минёр от бога», инженер, прошедший Великую Отечественную войну, он погиб, жертвуя своей жизнью и спасая другие.

Трагедия произошла 8 мая 1964 года. Отпраздновать свой заслуженный праздник на следующий день Борис Иванович так и не успел. Но он успел спасти, быть может, сотни жизней. Газета «Красноярский рабочий» писала так о его подвиге:

«У Чёрного мыса, что вклинился на 339-ом километре трассы в строптивую Ману, образовался мощный ледяной затор. Река начала выходить из берегов. Она отрезала от Большой земли таёжный посёлок Большой Шир, затопила автостраду, связывающую глубинные районы гор, а строителей магистрали – с пунктами снабжения. Создалась угроза размыва железнодорожного пути. Вдоль берегов реки скопилось огромное количество сплавной древесины, которую вода могла увлечь за собой и бросить в слепой ярости на мосты и дамбы, на прибрежные посёлки.

По аварийной тревоге из Саянской выехал отряд подрывников во главе с майором Б.И. Лукашевичем. Борис Иванович набросал порядок работ, расставил людей. Одни занялись подготовкой зарядов, другие подносили их. Для установки зарядов Борис Иванович взял себе в помощники капитана В.И. Шмелёва.

Над рекой загремели взрывы. Они эхом перекатывались по долине и замирали далеко в горных распадках.

А лёд непрерывно надвигался. Полуметровой толщины глыбы громоздились одна на другую. Вначале подрывали накладными зарядами отдельные льдины, потом решили опускать фугасы на шестах в воду для усиления взрыва.

Вот установлен и закреплён в проране очередной шест, на этот раз с крупным зарядом. Подожжён шнур. Но в это время льдины сдвигаются, шест падает, быстрое течение увлекает его под лёд, по направлению к берегу. Туда, где река лижет тело насыпи, где виднеются опоры контактной сети. А ближе волны перекатываются через затопленный автодорожный мост и устремляются к железнодорожному мосту.

Ещё миг – и шест исчезнет под ледяным полем. А затем последует взрыв, может быть, под одним из этих мостов, там, где люди.

Для Бориса Ивановича потребовалась доля секунды, чтобы принять решение. Он бросается к проруби. Схватив конец ускользающего шеста, он ставит его на место. Шмелёв в отчаянии. Он следит за хронометром и видит – пошли последние секунды. Помочь он уже не смог. Раздался взрыв. Тело искали 18 дней. Оно было не сильно повреждено: вода в Мане ледяная. В тот трагический день его ждали дома жена и две дочки — Галочка и Леночка. Похоронили Бориса Ивановича в Череповце, на родине жены. И вот спустя более чем 50 лет его младшая дочь, Галина, приехала в посёлок, чтобы отдать дань памяти любимому и любящему отцу. Приехала и внучка, Яна, которая видела дедушку только на фотографиях».

Семья Бориса Ивановича Лукашевича:
Марксана Андреевна, Галина Борисовна, Елена Борисовна и Яна

Жена Бориса Ивановича — удивительно преданная женщина. В 38 лет она осталась вдовой и матерью двоих детей, но так и не смогла потом снова выйти замуж. Она очень тяжело переносила трагическую смерть мужа. И сейчас всё ещё переносит. Ведь она жива и здорова в свои 90 лет. Как много она могла бы рассказать! Как много она знает и помнит. Но, к большому сожалению, возраст не позволил Марксане Андреевне приехать в Саянскую после стольких лет. Сейчас они все вместе живут в Череповце, куда вернулись сразу же после трагедии: там жили тогда родной брат Марксаны Андреевны и многие одноклассники, там она родилась, там же и познакомилась с будущим мужем. Вторая дочь Лена приехать не смогла: осталась ухаживать за мамой — одну её не оставишь.

Инициаторами встречи были сами гости.

«Мы сами собрались, позвонили сюда, чтобы узнать, как можно устроиться в Саянской. Спрашивали, есть ли тут гостиницы, потому что в интернете я ничего не нашла, — рассказывает Яна, — я позвонила Валентине Валентиновне Леоненко, заместителю главы посёлка, которая оказалась очень радушной и с удовольствием согласилась нас принять: она сразу откликнулась и разместила нас в доме отдыха железнодорожных бригад, предоставив тем самым жильё. И вот мы приехали. Соответственно, она же и была организатором встречи. Мы очень благодарны ей».

image4а

Экскурсия по Саянской
Галина Борисовна Лукашевич, Виктор Леонидович Куликов, Яна Лукашевич, Светлана Евгеньевна Марченко

Светлана Евгеньевна Марченко, учитель истории и обществознания в Саянской школе №32, с радостью отозвалась встретить гостей, и в актовом зале администрации собралась наконец небольшая дружная компания: дочь и внучка Бориса Ивановича, Виктор Леонидович Куликов, один из первых поселенцев на станции Саянской (здесь он с 1959 года), живший в одно время с Борисом Ивановичем. Он признается, что по прошествии стольких лет он точно не помнит, был ли лично знаком с Борисом Ивановичем. Служили они в разных подразделениях, но лицо Лукашевича он помнит. Помнит и Леночку, потому что в то время был учителем и преподавал у неё черчение, рисование и труды.

«Лену я хорошо помню. Круглолицая была девочка, весёлая всегда, озорная. Активистка!», — с улыбкой вспоминает Виктор Леонидович.

Лена окончила в Саянской 7 классов, восьмой — в Череповце. Галина же училась здесь со второго по четвертый классы. Виктор Леонидович принёс с тобой и фотографии с тех времен. Чёрно-белые, уже старые и совсем пожелтевшие от времени, они хранятся у него вот уже более полувека.

«Это командир нашего батальона, Данченко. Это я», — показывает Виктор Леонидович.

Сейчас Лена живет в Киеве: вышла замуж.

«Причем вышла замуж за человека из военной семьи», — говорит сестра. Видимо, сложилась такая традиция в семье Лукашевичей — следовать за военными.

У Бориса Ивановича огромный военный опыт. Он прошёл всю войну с самого первого дня и до последнего практически без царапин. А уже после войны на Украине Борис Иванович разминировал шахты и мосты, всё, что осталось не взорванным после фашистов. Всё это нужно было восстанавливать. Поэтому их так и называли — «восстановительные».

7 июля Марксане Андреевне исполнилось 90 лет.

«Она всё хорошо помнит, многое может рассказать, ничего не путает», — говорит дочь Галина. Сейчас, признается она, знакомых в Саянской у них совсем не осталось.

Галина Борисовна тоже многое помнит из жизни здесь. Помнит дом, в котором они жили, соседей. Долгое время она поддерживала связь со своими одноклассниками: состояла с ними в постоянной переписке, чтобы оставить хоть какую-то нить, связывающую её с жизнью саянцев, с жизнью посёлка, который так сильно изменил её жизнь.

«Я помню, на первом этаже Ровновы жили, подарили нам очень красивую книгу. Джигутановы жили, тоже их очень хорошо помню. Наверху — Закрасняные. Рядом с Джигутановыми – Голубины. Я всех помню. С кем училась, тоже долго с девочками переписывалась», — рассказывает Галина Борисовна.

IMG_1320а

Галина Борисовна Лукашевич рядом с домом, где жила их семья в Саянской

Она и ее дочь Яна побывали во многих местах, где строили железные дороги и где когда-то Галина Борисовна жила вместе с отцом. Были в Монголии, например.

«А Чойрен я тоже помню… Помню, как отец уезжал из Иркутска в Монголию. Мне было в Монголии всего три года, но и то смутные воспоминания: юрты, верблюды…» — улыбается Галина Борисовна.

Рассказала дочка Бориса Ивановича о сплошных переездах их семьи, о кочевой жизни.

Приехавшие Лукашевичи признаются: всё это время они хотели понять, где конкретно умер их отец и дедушка?

«Мы хотели понять конкретно место гибели. Где? Должно быть, у станции Лукашевич. Потому что пишут, что она раньше называлась Отроги, а потом Лукашевич. И что именно в этом месте он погиб. На этом участке, конкретное место не определить уже. Во всех статьях пишут, что если бы дедушка шест этот не установил правильно, то заряд понесло бы течением под мост… И я хочу увидеть это место, не конкретное, потому что течение бурное, но примерно, куда она течет, ведь там рядом какой-то железнодорожный мост есть…», — поделилась Яна.

Яна у памятника Б.И. Лукашевичу

Виктор Леонидович провёл для гостей небольшую экскурсию: ходили на железную дорогу, потом до общежития ПМС, которое раньше было школой, в которой учились Галина и Лена. Посмотрели улицу Лукашевича. Дошли до дома, где когда-то жила Галина Борисовна.

Галина Борисовна Лукашевич около общежития ПМС, на фундаменте которого раньше была школа

Галина Борисовна Лукашевич около общежития ПМС,
на фундаменте которого раньше была школа

IMG_1380

На улице Лукашевича:
Марченко Светлана Евгеньевна, Лукашевич Яна, Куликов Виктор Леонидович, Лукашевич Галина Борисовна

У Бориса Ивановича немало наград: Два ордена Красной звезды и орден Отечественной войны II степени посмертно. Всё, что осталось у жены Бориса Ивановича, отдали в музей Вооруженных Сил, который находится в Москве.

«Я никогда не видела своего деда. Он погиб в 1964 году, а я родилась в 75-ом. Но с детства я знала о его подвиге, слышала рассказы о нём от своих родных – бабушки, Марксаны Андреевны, мамы, Галины Борисовны и тёти, Елены Борисовны. Рассказывают они не только о его подвиге, но и о том, каким человеком он был – находчивым, честным, ответственным, каким был любящим и заботливым мужем и отцом, о том, как возил их летом на Чёрное море, а на новогодние праздники всегда привозил живую ёлку. Гирлянды мастерил из крохотных лампочек, которые сам же и раскрашивал. Однажды сделал для Галки костюм ёлочки, с лампочками, на батарейках. И когда на детском утреннике почему-то не зажглась большая ёлка, то, под радостные крики детей «Ёлочка, зажгись!», замигала разноцветными огоньками Галочкина «ёлочка». И стояла Галочка в центре зала, рядом с большой новогодней елью, в своём удивительном костюме, который её папа сделал своими руками», — пишет о дедушке внучка Яна.

На ежегодном празднике железнодорожников внучка и дочь Бориса Ивановича были почётно представлены зрителям. Они выразили слова благодарности тем, кто помог им с устройством в Саянской, кто не остался равнодушными. А это Светлана Евгеньевна Марченко, которая занимается историей посёлка и бережно хранит все собранные ею и её учениками материалы, это старожил Виктор Леонидович Куликов, который многое рассказал приехавшим и провёл экскурсию, это Валентина Валентиновна Леоненко, которая устроила приезд и обеспечила жильём гостей.

Встреча в администрации посёлка. Слева-направо: Ольга Данилова, Куликов Виктор Леонидович, Галина Борисовна Лукашевич, Светлана Евгеньевна Марченко

Встреча в администрации посёлка.
Слева-направо: Ольга Данилова, Куликов Виктор Леонидович, Галина Борисовна Лукашевич, Светлана Евгеньевна Марченко

Как много всё-таки значит память. Как много она говорит о людях, которые бережно хранят её и передают из поколения в поколение, чтобы она не угасала, не померкла, чтобы и другие относились к ней с искренним уважением и заботой. Чтобы оберегать её, многого не нужно — одной любви уже будет достаточно. Яна доказала, что любить можно, даже никогда не видев человека, кроме как на старой фотографии, которая до сих пор стоит в бабушкином серванте и напоминает о том, что когда-то давным-давно жил вот такой человек. Так когда-то жил Борис Иванович Лукашевич, который вновь приехал в посёлок Саянский спустя более чем 50 лет. Он приехал со своей дочкой и внучкой, которые с гордостью о нём рассказывали всем остальным. Он видел старые места, видел свой дом, старую школу, видел улицу, которую назвали в его честь, и станцию с тем же названием. Он — это большая старая фотография в узорчатой рамке и с подставкой, чтобы хорошо расположиться на столе. Часть его живёт в жене, часть — в детях и внуках, которые каждый раз узнают о предке что-то новое, они хватаются за это знание и забирают его в свой багаж воспоминаний, чтобы хоть как-то восполнить утрату, чтобы родной человек жил с ними хотя бы в памяти.

Ольга Данилова