Сыров Василий Илларионович
Первый начальник Саянского локомотивного депо

Василий Илларионович стал одним из первых начальников Саянских железнодорожных организаций, которые по зову сердца и родной страны приехали работать в Саянскую на строящуюся трассу Абакан-Тайшет.

Сыров Василий Илларионович родился на Южном Урале, под Магнитогорском — вторым по величине городе в Челябинской области. Окончил школу, отслужил в десантных войсках, где сделал 57 прыжков, женился.

«После войны родители переехали на железнодорожную станцию Субутак, где отец начал свою трудовую железнодорожную биографию, — рассказывал его сын Сыров Александр Васильевич. — Там было паровозное депо, куда он устроился работать кочегаром. Потом учился в Магнитогорске — в железнодорожной школе… И в начале 60-х годов уже работал машинистом паровоза».

В 1961 году семья Сыровых переехала в Казахстан в Пески целинные.

«Там строился город, отец работал машинистом в локомотивном депо, а мама — в столовой. Я тогда был ещё совсем маленьким. В памяти сохранилось огромное светлое здание с высокими потолками и бесплатный хлеб — белый, душистый. Помню вагончик, в котором мы жили, и как праздновали первый полёт в космос Юрия Гагарина».

В 1963 году Василий Илларионович приехал на станцию Саянскую. Дорога здесь тогда ещё строилась.

«Это вообще удивительно, как в советское время легко оставляли обжитые места и ехали неизвестно куда. Мы на Урале такое огромное хозяйство держали! У отца зарплата была, как у космонавта! Но ему всё равно чего-то не хватало. Поехал в Казахстан! Потом услышал про строительство дороги мужества Абакан-Тайшет! Рванул туда! Ехал по зову сердца, это точно. Такой уж он был человек! Одним словом — романтик!»

Во дворе Саянского локомотивного депо
Контора: бухгалтера, нарядчики, машинисты-инструктора
Слева Сыров Василий Илларионович, рядом Красинский Валентин…

С Саянской Василий Илларионович работал с 1963 по 1976 года. Сначала был главным инженером, а когда образовалось Саянское локомотивное депо стал его первым начальником. При нём обустраивалось всё электровозное хозяйство, пошли первые электровозы, сформировался штат машинистов-электровозников. По его проекту была построена локомотивная пескосушилка.

«На Саянской отца высоко ценили и уважали. Чтобы достойно руководить доверенным ему предприятием, он поступил на заочное обучение в институт. В это время Саянское локомотивное хозяйство нуждалось в пескосушилке, поэтому темой своей дипломной работы он выбрал её строительство. Диплом был успешно защищён, а в Саянской появилась большая пескосушильная установка.

Саянская пескосушилка

«Моя мама Сырова Тамара Васильевна тоже с 1964 года работала в Саянском локомотивном депо. Сначала она была нарядчиком, а потом бухгалтером и кассиром.

Помню, как в декабре 1965 года весь посёлок встречал первый электровоз. Это было зимой. Приехали корреспонденты. Мы долго ждали, но он тогда так и не появился, потому что где-то в горах сошла снежная лавина. В это время отец уже был начальником локомотивного депо».

«Сначала мы жили в одном из саянских бараков, в комнате, которую отцу дали сразу по приезду, в 1963 году. Семью он привёз в Саянскую в феврале 1964 года. После Казахстана я отметил, что здесь было очень много снега. Отец вёл нас до барака через пустырь, а вокруг простирались сугробы, пронизывая насквозь, кружила метель… Это первые впечатления от Саянской! Потом мы переехали в панельный дом на улице Ленина, потом жили на Школьной… Но жизнь в Саянской начиналась у нас с барака».

В 1976 году Василия Илларионовича перевели в Абаканское отделение дороги. Сначала он был начальником отдела кадров, а потом, в 1978-1988 годах, работал начальником Абаканского железнодорожного вокзала. Умер он в 65 лет, в 1998 году.

«Прошло более 20-ти лет после отъезда в Абакан, но всё это время в Саянской хранили об отце самые тёплые воспоминания. Мы заказывали кафе на его похороны и были приятно удивлены, когда Саянская откликнулась на наше горе многочисленными соболезнованиями, на похороны собралась ехать большая группа бывших товарищей по работе… Но с поездкой что-то не получилось. Тогда Саянская отправила в Абакан траурные венки и устроила поминки у себя на станции. Не многих бывших руководителей провожают с таким искренним уважением!»

Сыров Василий Илларионович — начальник железнодорожного вокзала станции Абакан (слева)

По стопам отца-железнодорожника пошёл его сын Сыров Александр Васильевич. Всю свою трудовую жизнь он проработал в Абаканском локомотивном депо.

«Родился я на станции Субутак, а в школу пошёл в Саянской, в сентябре 1964 года. Первая учительница у меня была из военных, но потом она уехала, и нас взяла Фроленкова Зинаида Тихоновна. В Саянской прошли мои школьные годы, все десять лет учёбы. В 1974 году я окончил школу и поступил в авиационное военно-техническое училище, а после его окончания 2,5 года проработал в Абаканском аэропорту. В 1976 году в Абакан переехали мои родители и постепенно перетащили меня на железку. С 1980 по 2012 — 32 года с лишним, я отработал на железной дороге в Абаканском локомотивном депо: машинистом, машинистом-инструктором, а шесть лет до пенсии водил пассажирские поезда до Кошурникова. В Кошурниково мы менялись с саянцами, и я с радостью встречался со старыми знакомыми нашей семьи и моими бывшими одноклассниками».

Марина Пряжникова

Источники:

Рассказ Сырова Александра Васильевича

Фотографии из семейного архива Сыровых