Летопись
Саянской дистанции сигнализации и связи
(1965 — 1970)

Доклад начальника ШЧ товарища Булдакова А.С. от 4 июня 1970 года «Итоги работы коллектива Саянской дистанции сигнализации и связи ст. Саянская по выполнению мероприятий и соцобязательств по достойной встрече 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

Организовать дистанцию в границах от ст. Кошурниково до ст. Тайшет и от ст. Саянская до ст. Клюквенная управлением дороги было поручено Булдакову А.С. – первому начальнику Саянской дистанции сигнализации и связи. С выходом в свет приказа о назначении ШЧ, зам. ШЧ по СЦБ Письменного А.М. и зам.ШЧ по связи Демчука Б.М. начался этап организации дистанции. В мае месяце 1965 года на всём участке в границах дистанции ряд строительно-монтажных поездов. Электрическую централизацию на станциях и автоблокировку на перегонах строили:

СМП-4 на участке Агул-Тайшет,
СМП-10 на участке Агул-Крол,
СМП-8 на участке Крол-Кошурниково,
СУ-675 на участке Клюквенная-Саянская и ЭЦ на ст. Саянская строило полуавтоматическую блокировку.

Укладку других стволов магистрального кабеля связи выполняли:

СМП-16 на участке Мана-Саянская, Саянская-Абакумовка, Саянская-Клюквенная;
СМП-13 на участке Мана-Джебь,
Связьрем 28 на участке Кошурниково-Джебь.

Монтаж аппаратуры домов связи и усилительных пунктов производился силами СМП-13.

Управление дороги поручило руководству дистанции набрать штат, обеспечить контроль за качеством ведения строительно-монтажных работ, обучить поступающих на дистанцию людей и после сдачи железной дороги обеспечить её эксплуатацию.

Устройства вводились в эксплуатацию по мере их готовности.

Пуск устройств СЦБ на станциях:
20 октября – ст. Саянская,
11 ноября – ст. Кошурниково,
21 ноября – Ст. Илей, Конок, Кравченко, Лукашевич,
25 декабря – ст. Аргиджек, Джётка.

Закончен пуск автоблокировки последним перегоном Джётка-Крол – 20 апреля 1966 года.

В конце октября и начале ноября 1965 года введены связи:

1. Поездная диспетчерская;
2. Энергодиспетчерская;
3. Линейно-путевая;
4. Служебная и другие связи;
5. АТС на 200 номеров ст. Саянская.

Ввод в эксплуатацию: 4, 5, 6 каналов ВЧ Абакан-Кошурниково — I системы, 8 канал Саянская-Кошурниково – II системы.

Работа по организации поездной радиосвязи, парковой, маневровой, связи громкоговорящего оповещения начались с 5 января 1966 года и закончились 28 января того же года.

К 1 мая 1966 года был полностью завершён ввод в эксплуатацию всех обустройств.

В настоящее время на дистанции работает: монтёров 64, телефонисток – 21, электромехаников – 93, старших электромехаников – 17, телеграфистов – 13, аккумуляторщиков – 14. Из них техников – 40, инженеров – 13. Всего на дистанции работает 278 человек.

Границы дистанции

Дистанция граничит с Абаканской, Тайшетской, Клюквенской дистанциями сигнализации и связи. На всём протяжении дистанции главного хода уложено два ствола магистрального кабеля связи и один ствол на ответвление Саянская-Клюквенная, 7 усилительных пунктов, 3 дома связи. В пределах дистанции 18 станций и разъездов. Из них 3 станции оснащены электрической централизацией с самостоятельным управлением стрелками и сигналами. 14 станций и разъездов включены в диспетчерское управление, разъезд Авда оборудован ключевой зависимостью с установкой замков Мелентьева на стрелках, перегоны в обе стороны – полуавтоматической блокировкой системы ГТСС.

По главному направлению на перегонах автоблокировка двухсторонняя. Все переезды оснащены автоматической переездной сигнализацией, один переезд – автошлагбаумом. Имеется 6 тоннелей также оборудованных оповестительной тоннельной сигнализацией и заградительными сигналами. Имеются 2 телефонно-телеграфные станции, 1 АТС на 300 номеров, 1 АТС на 200 номеров, 4 АТС на 50 номеров. Вокзалы ст. Кошурниково и ст. Саянская имеют связь громкоговорящего оповещения. На станциях Щетинкино, Кошурниково, Саянская – парковая связь.

Из автомоторельсового транспорта имеем:
мотовозы – 2,
дрезины:
АС-1 – 1,
ГАЗ-51 – 2,
ГАЗ-69 – 2,
ГАЗ-63 ИСК – 1,
ЗИЛ-157 – 1,
ГАЗ-47 – 1

Неплохо оснащены мастерские дистанции. Имеем токарный станок 1К62, сами сделали циркулярную пилу, сверлильный станок, другой электроисполнительный инструмент. Организованы 2 мастерские по зарядке аккумуляторов и ремонту электрофонарей; КИП по ст. Саянская с филиалами на станциях Мана и Кошурниково.

Что сделано дистанцией за время её существования к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина:

1. В первую весну 1966 года мы имели серьёзное поражение, когда вешними водами залило групповые муфты и релейные шкафы на ряде разъездов и перегонов. Летом пришлось собирать людей с околотков и производить выноску муфт и шкафов из затопляемых мест. Вся территория дома связи была заставлена покилометровым запасом магистрального кабеля связи, релейными шкафами. Пришлось рассредоточить кабель по линии, а в Саянской построить специальный склад.

2. Часты были случаи перекрытий сигналов. Используя рекомендации ГТСС и опыт Куйбышевской железной дороги на всех сигнальных реле установили замедление, что обеспечило нормальную работу сигналов при кратковременном шунтировании рельсовой цепи и перепаде напряжения в питающей сети.

3. Для более надёжной работы локомотивной сигнализации, особенно где рельсовая цепь имеет ряд трансляций, делаем на отдельных трансмиттерных реле замедление на отпадание, выравниваем код и циклографом убеждаемся в качестве кода, подаваемого в рельсовую цепь.

4. Бедствием для дистанции был выход из строя импульсных путевых реле типа ИМВШ. Используя рекомендации ГТСС и опыт Абаканской дистанции, несколько изменили схему включения повторителей. Сейчас импульсные реле работают устойчиво.

5. Много было случаев остановки кодовых путевых трансмиттеров. Этот недостаток также устранён.

6. Работниками дистанции в 1967 году был разработан проект и смонтирована электрическая централизация нечётной горловины по ст. Авда, в результате чего штат стрелочников по станции сократился на 4 человека.

7. Летом 1969 года был массовый выход из строя конденсаторов МГБО к преобразователям частоты. В основном много выполнено и других мероприятий, что позволило дистанции в целом уменьшить число отказов в работе автоматике по сравнению с 1967 годом в два раза.

8. Выполняя обязательства по приведению производственных помещений в состояние, отвечающее требованиям производственной эстетики, 70% всех наших помещений перевели на освещение лампами дневного света. 50% полов в помещениях покрыли полихлорвиниловой плиткой и произвели покраску стен, потолков оконных проёмов и дверей.

Здание конторы

Построен 2-ой этаж здания конторы

Фрагмент строительства 2-ого этажа дистанции

1967 год
Вход в контору дистанции

9. Проводится работа по приведению всех обустройств и в техническом, и в эстетическом отношении в опрятный, культурный вид (планировка, покраска, увязка монтажа). На посту электрической централизации ст. Кошурниково оборудовали технический кабинет.

10. В 1969 году своими силами построили гараж на 2 автомашины и специальное помещение для технической учёбы шофёров. Туда же завели служебную связь, и этот контингент работников имеет возможность слушать селекторное совещание.

1969 год
Рабочие моменты строительства гаража

11. Своими силами полностью демонтирована линия связи от ст. Клюквенная до ст. Кошурниково. От реализации части траверс, изоляторов и другой оснастки накопили средства для строительства второго этажа дистанции. На ст. Мана построили навес для хранения кабеля.

12. Все помещения НУПов перевели на электроводяной обогрев, а НУП ст. Конок – на электробойлерный обогрев. Из-за некачественной изоляции (паранит) обогрев существовал всего месяц. Сделали новый бойлер. Перевели на электробойлерную систему обогрева ещё 3 НУПа.

13. Самое серьёзное внимание уделялось и будет уделяться озеленению. Хорошо озеленены дом связи и КИП на ст. Мана, пост ЭЦ и дом связи ст. Кошурниково, дом связи и пост ЭЦ на ст. Саянская.

Перед конторой посажены две сосны
Одна сосна была посажена Тюбаевым А.В., а вторая Демчуком Б.М.

Вид на контору ШЧ-17 и дом связи
Парк только посажен

Всего 5 лет назад здесь не было ни одного деревца, ни одного кустарника. Наши связисты приняли активное участие в создании парка на ст. Саянская, в озеленении территории клуба. Забетонированные дорожки тоже также выполнены работниками ШЧ. В НУПе ст. Кравченко сделали для набора воды местную скважину.

1968 год
Митинг
Закладка парка на ст. Саянская

14. Для линейных работников создаются льготы: за проживание и питание детей в интернатах все расходы берёт на себя дистанция. Для подвоза дров и сена бесплатно выдаётся машина. На разъездах, где нет возможности иметь приусадебный участок, за счёт средств дистанции для работников закупаются овощи: картофель и капуста.

15. Однако на дистанции ещё не все меры использованы для повышения трудовой дисциплины – имеют место прогулы, опоздания и даже пьянки в рабочее время.

16. Основной трудностью является неукомплектованность кадрами целого ряда околотков, особенно по связи. Велик процент сменяемости людей ведущих профессий – электромехаников и монтёров. Ощущаем значительные затруднения в вопросах поездки людей на линию и возвращения обратно. На станциях Саянская и Кошурниково не хватает жилья. На дистанции есть автотранспорт, а шофёров не хватает. Те, кто устраивается на работу, просят квартиру. А обеспечить их квартирами нет возможности.

17. Имеется большой недостаток в защитных средствах таких, как диэлектрические перчатки, коврики, лестницы-стремянки. Дистанция возлагает надежду на товарищей из Дорпрофсожа и Райпрофсожа, что по мере возможности они помогут нам в решении хотя бы некоторых вопросов.

Руководство дистанции считает необходимым убирать групповые кабельные муфты с междупутий на обочины пути на малых особо заснеженных станциях и разъездах, так как нередки случаи механических повреждений муфт и их срезание при работе снегоуборочной техники. Имеют место случаи, когда снежным валом после прохода снегоочистителя полностью засыпает релейных шкаф и даже ломает. Такие места взяты на учёт, но нужно думать о перенесении этих шкафов на другие места.

Плакат на конторе: «Верной дорогой идёте, товарищи — это сегодня сказал бы Ильич!»

Анатолий Сергеевич Булдаков

Источники:

Летопись дистанции. 1965-1980. Фотоальбом

Летопись Саянской дистанции сигнализации и связи в фотографиях. 1965-1999-2000г. ШЧ-6