Максимова Татьяна Даниловна
Жёны офицеров и первые учителя нашей школы

О своей маме — первой учительнице Саянской средней школы и о жизни на нашей станции в первые годы её строительства вспоминает дочь офицера — Максимова Людмила Юрьевна.

Наша мама родилась 20 февраля 1930 года в селе Муратовка Челябинской области Миньярского района. Во время войны семья сменила место жительства, переехав в город Ашу Челябинской области. Там мама закончила 7 классов в 1946 году и поступила в Давлекановское педучилище. Окончила его в 1950 году с отличием. Была комсоргом курса. Сразу поступила в Башкирский педагогический институт на заочное отделение филологического факультета. В Белебеевском педучилище прошла курс по подготовке учителей в 5-7 классах по русскому языку и литературе. После окончания была направлена в Улу-Телякское РОНО и назначена преподавателем русского языка и литературы в школу. 12 июня 1951 году вышла замуж. 17 января 1952 года уволилась из школы в связи с переездом мужа на место службы в Иркутскую область.

1960 год
Папа и мама

Маме нравился фильм «Сельская учительница» с Марецкой в главной роли, и она стала педагогом. Мама много знала о декабристах, их женах, поехавших за мужьями в Сибирь, разделить их тяжёлую судьбу. Она восхищалась ими и также отправилась в Сибирь вслед за папой, не раздумывая,  и именно в то место, где жили декабристы со своими жёнами.

Многие вещи из быта армейской жизни папы и мамы один в один похожи с увиденным в фильмах. Так в художественном фильме «Офицеры» есть сцена, когда молодую семью героев фильма поселяют в казарму, выделив им уголок. Щели в перегородке мама и папа заделывали тоже сами, а вот от запаха солдатских портянок, избавиться было нечем.

Работать в школе в 1952-1954 годах не было возможности по вполне понятным причинам. Места жительства всё время менялись: Квиток, Топорок, Большой Луг, Верхне-Удачное. Если где и были школы, то штат учителей был укомплектован.

В мае 1954 года папу перевели в Алзамай и мама с 25 августа 1954 года по 12 января 1957 года занималась своей любимой педагогической деятельностью.

1955 год
Мамин класс в Алзамае

В Алзамае у нас появилась Олечка. Папу в феврале 1957 года переводят на новое место службы, в Иркутск-13. Мама опять не работала, но уже из-за нас. Не могли меня устроить в детский сад, а Олю в ясли.

В 1960 году папу переводят в Красноярский край на станцию Авда.

Станция Авда

К 1 сентября папа перевозит семью на станцию Саянскую (я должна была пойти в школу). Сам он, вместе с частью, приехал на Саянскую в начале января 1961 года.  В Саянах школы не было. Ближайшая школа находилась в деревне Усть-Кандыга. Штат учителей в ней был полностью укомплектован, поэтому у мамы не было возможности устроиться на работу в 1960 году. Она очень переживала, что её педагогическая работа опять откладывается на неопределенное время.

Было бы очень хорошо, если бы папа и мама могли рассказать о своей жизни и работе на станции Саянской, но это невозможно. А наши воспоминания, маленьких девочек, не могут дать полной картины всего происходящего в то время. И все же нам удалось найти немного информации из первых уст.

Описание жизни в Саянской из письма мамы от 28 октября 1960 года:

«У нас всё благополучно, только папа наш до сих пор ещё в Авде, и когда переедут (имеется в виду часть) неизвестно. Праздник тоже будем встречать отдельно: он там, а мы здесь, и праздник у нас не радостный ожидается. Людочка учится на пятёрки, изредка в тетрадях бывают четвёрки, тогда она очень огорчается. Оля целыми днями на улице, встает с Людой, выходит её провожать и почти до её приезда гуляет. Погода стоит не холодная. Был мороз, снег, но сейчас растаял. Я же целые дни вожусь по хозяйству: топишь, готовишь, чистишь, стираешь и занимаюсь детьми. По выходным ходим в кино в часть. А я так скучаю по работе в школе».

1960-1961 учебный год мама не работала. А я, вместе с другими ребятами – первоклассниками, ездила в Усть-Кандыгинскую начальную школу №51 Рыбинского района Красноярского края. Первая моя учительница – Черняева Н. Возили нас на телегах, зимой на санях, бывало, что они переворачивались. С нас стряхивали снег, поднимали сани, «водворяли» нас на место… И снова в путь! С приключениями интереснее было. Для местных учеников, да и для взрослых, наверно, прибытие саянского «десанта» учеников было событием, к которому они проявляли неподдельный интерес. Мы присматривались друг к другу на первых порах. Они от нас набирались нового, а мы, в свою очередь, от них.

Вот и ещё одно описание нашей саянской жизни в мамином письме от 17 января 1961 года:

«У меня было несчастье с рукой. Носила воду, подскользнулась и упала на руку. Она в течение месяца болела, нельзя было ничего делать. Спасибо помогали соседи. А сейчас я ей все делаю, хоть временами бывает больно. У нас есть новости. Самое важное – наш папа с нами. Наконец-то он перебрался со своей частью из Авды к нам. Хотя в данное время его здесь нет, уехал в командировку в Иркутск. Новое ещё и то, что к нам в Саянскую, прибывают новые люди. Здесь со временем будет, по-видимому, городок, сюда стягиваются для строительства железной дороги Абакан-Тайшет части Иркутской бригады и сама бригада. Люди прибывают, а селиться негде. К нам (семьям военных) теперь вселяют ещё по одной семье. У нас пока нет, но скоро вселят. Уплотняют нас на время постройки домов для новоприбывших семей. У нас становится многолюдно. Будут строить школу, клуб, ясли, магазин и так далее. А пока молока для детей не можем достать. Военторг работает плохо, зачастую закрыт, ходим в деревню Усть-Кандыгу. Пройдешь из конца в конец и возвращаешься с пустым бидоном. Остальные продукты выписываем в части. Вот так и живем. Людочка закончила первое полугодие на пятерки. К Новому году ставили ёлку дома. Дети её сами украшали. Ходили в часть на утренник. Готовила им костюмы: Людочке снежинку, а Олечке – гусёнка. Получили призы – по книжке каждой. К Новому году приезжал из Аши мой отец. В обществе его и детей встретила Новый год, а Юра был в Авде. К Рождеству проводили дедушку домой. Не понравилось ему у нас: кругом степь, ветра, временами завывает с такой силой, что на улицу не выйдешь. Морозы были 40-46 градусов, а сейчас отпустило, тепло, воздух какой-то разряженный».

Вот Вам, от первого лица, очень конкретная информация о нашем быте, событиях, праздниках, погоде и даже впечатление гостя – нашего дедушки – Данилы Григорьевича. От себя добавлю, что мама солила ещё очень вкусную капусту на зиму. Она стояла в подъезде в деревянной кадке. Всем соседям очень нравилась наша капуста. Всегда всех ею угощали. Жили дружно. Была общность людей. Воду нам привозили во двор. И все выходили из домов с ведрами, и наполняли ею свои бочки. Когда мамы дома не было, то воду носила я.

В феврале, когда на станцию Саянскую приехало много офицерских семей к нам подселили семью майора. У них была девочка, ходила она в 3 класс. Жили дружно. Наши папы целыми сутками были на службе и в командировках.

Устройство на работу, к большой радости мамы, состоялось в 1961 году. Вот, что она писала в июле 1961 года, вернувшись из отпуска всей семьей, в письме к родителям:

«В Клюквенную приехали в 3 часа ночи 15 июля 1961 года, нас ждала дрезина и в 6.00 часов утра мы были уже дома, отдохнули, а вечером пошли в поле на картошку, которая очень плохая нынче, взошла редко и заросла травой. Пропололи, окучили, теперь какая уж вырастет. Девочки встретились со своими друзьями и целые дни проводят на улице. Здесь открывают школу, учителей уже набрали без меня, я опоздала, хоть и подавала заявление, но надежды на работу мало, что меня очень огорчает. Погода стоит пасмурная, дожди, ветер. Из овощей, ягод здесь нет ничего, даже зелёного лука».

А вот выдержка из письма родным в октябре 1961 года:

«Я тоже работаю. Мне посчастливилось поступить на работу в школу, которая открылась для детей военных. Когда я приехала, уже было подано заявлений больше, чем требовалось, подала ещё раз, и вот попала в число учителей начальных классов».

Мне после её слов остается сказать, что в трудовой книжке мамы появилась запись: 15.08.1961 года «назначена учителем начальных классов в Саянскую школу», а с 1.01.1963 года «принята переводом в прежней должности в среднюю школу №5 ст. Саянская».

Педагоги Саянской школы №5
Слева направо: Астахова Л.М., Рябинина Т.Н., Максимова Т.Д.

Педагоги: Максимова Т.Д., Смирнова Э.А., Астахова Л. М., фамилии 2-х других не знаем ( 3-я и 5-я слева)

Педагоги: Астахова Л.М., Рябинина Т.Н., Трухан Н.А., Куликов В.Л., Максимова Т.Д.

Ещё до Саянской, когда мама не работала в школе, она закончила курсы шитья, вышивания. У нас есть многие её работы того периода, очень красивые. Это: салфетки, шторы на двери, подзорники на кровать, коврики на стены, всевозможные вышивки… Мама получила Почётную грамоту за высокие художественные достижения в области рукоделия от воинской части.

На стене у моей кровати висел коврик: на обычной белой ткани были вышиты три поварёнка, занимающихся приготовлением пищи за столом. Я ела плохо, видимо, поэтому такой сюжет мне выбрала мама. А у Оли был другой сюжет: девочка кормит лебедя на пруду. Одежду, которую мы носили, мама шила сама, а фасоны платьишек выбирали мы, из журналов мод, те, которые нам нравились. Фартуки: чёрный повседневный и белый праздничный для школы — тоже мамина работа. На Новый 1962 год мама мне сшила красивое платье солнце клёш, с пуговичками, с тесьмой.

1962 год
Слева направо — Люда и Оля Максимовы, Оля и Галя Крысь
На этой фотографии я в новом платье, мы с Олей находимся в гостях на ёлке у соседей Крысь — все нарядные, довольные, счастливые. Галя Крысь моя одноклассница, подруга, соседка. На ней тоже новое платье, которое ей сшила её мама

В воинской части всегда были Женсоветы. Дел у них было много. Держались они одной большой офицерской семьёй, были в курсе возникающих проблем, в стороне от них не стояли, когда надо, обращались к руководству части за помощью. Мама принимала активное участие в его работе. Чаще всего ей поручали подготовку детей части к праздникам (Новый год, 8 марта, 7 ноября, Первомай). Дети с нетерпением ходили на репетиции, учили стихи, песни, разучивали танцы. Мы во всем этом активно участвовали. У меня с подружками был танец «Снежинок».

Мой третий класс на Новогодней ёлке в школе №5
На фотографии мои школьные друзья:
Крысь Галя, Деева Оля, Габеева Валя, Милёшкина Ира, Медведева Лена, Миронова Наташа, Цюрик Оля, Митрохина Ира, Горбаткина Наташа, Карпенкова Тома, Астахов Гена (сын учительницы Астаховой Л.М.), Николаев Слава, Бартошек Валера, Дрофа Миша и наша учительница Афанасьева А.С. Я стою слева во втором ряду, передо мной девочка с белым бантом, на голове у меня поднятая на лоб маска белки

1963 год
Люда Максимова — ученица 3 класса Саянской школы
Снимали для Доски почёта. Это тоже заслуга мамы

Помнится нам, как мы любили получать посылки от родных. В посылках всегда находились гостинцы и для нас – шоколадки, конфеты, игрушки. Мама заказывала родным то шаль, то валенки, то пряжу овечью. Зимы были морозные, с ветрами и без теплой одежды было не обойтись.

В письме от 16 октября 1961 года мама пишет:

«Погода стоит настоящая зима, снега по колено и резкий ветер. Меня продуло, сейчас болит ухо. У меня к Вам большая просьба, купить мне пуховую шаль, деньги я сразу вышлю.» В январе 1962 года она её получила, а в феврале 1962 года в письме  родителям она пишет: «Дорогие мама и папа. Спасибо вам за валенки и пряжу, за ваше беспокойство о нас. Теперь надвяжу носки Юре и детям. А от детей спасибо за подарки. Они очень довольны шоколадками, так как любят их».

Мама вязала нам всем носки, штопала, надвязывала. Коль мы коснулись, какая была тогда погода, то приведём выдержку из письма папы от 4 апреля 1963 года:

«Погода здесь стоит сейчас морозная, несколько дней морозы были до 30 градусов, но сейчас потеплело и, видимо, таких морозов больше не будет. Зима у нас стояла на редкость теплая, поэтому в апреле было некоторое напоминание от зимы, что она есть». Такие вот погодные сюрпризы.

Воспитывала нас, большей частью, мама. Мы были при ней неотлучно, не считая тех моментов, когда она ездила на конференции в Рыбинский район от школы. А с папой нам приходилось видеться в разы меньше. Он уходит – мы ещё спим, он приходит – мы уже спим. Он с головой был погружён в армейскую службу (от зори до темна). Те редкие моменты, когда всё же удавалось побывать вместе с ним, были наполнены огромной радостью: играли с ним, верхом на него садились, кувыркались, баловались, пока не уставали. Любили смотреть и помогать ему (он разрешал нам участвовать в этом), когда он начищал свои пуговицы на кителе, на шинели, звёзды на погонах – это нас завораживало, этого мы не пропускали. Там было такое приспособление, в котором все пуговицы собирались в кучку и щёточкой с пастой натирались до блеска. Папа сам пришивал к воротничку кителя белую полоску, делал всё очень аккуратно. Брюки свои он гладил сам не только в армии, но и на гражданке. Папа баловал нас и своими подарками. Из командировок он привозил игрушки, сладости и мы становились их счастливыми обладателями. Однажды он привез нам две фигурки девочек в сарафанчиках, при фартучках, в платочках, в сапожках. Они покачивали головой и раскачивались из стороны в сторону от легкого прикосновения. Они как будто танцевали, выступали перед нами и очень нам обеим нравились. Хорошо запомнилось и другое. В папином нагрудном кармане всегда был особенный маленький блокнот, в котором Олечка и я оставляли свои рисунки – каракули. Держал он его у своего сердца, как какую-то драгоценность, среди своих документов и рабочих записей.

Приказом по Саянской средней школе № 5 от 30 июня 1963 года маме была объявлена благодарность за хорошую постановку учебно-воспитательной работы в классе. Директор Н.А. Трухан.

Мамин саянский класс:
Смирнов Слава, Мозгачев Сергей, Кольцова Галя, Гашина Оля, Шурмина Оля, Докучаева Оля, Клевцов Коля, Овсянникова Галя, Затынайко Саша, Карамышев Витя, Федорова Галя, Ахметов Игорь, Темиргалеев Р., Казакова Наташа, Фондова Таня, Ерохеев, Французов Саша, Ахметов Игорь, Петухов Федор, Мещерякова М., Пушкарь Саша., Зонов Коля, Гударьян Алик, Калитин Сережа, Рябинин Валера, Дмитрик Валерий

1 августа 1963 года мама увольняется из школы в связи демобилизацией папы и с переездом. Её уговаривали остаться в школе, не хотели отпускать, жалели, что уезжает.

1963 год
На этом снимке первая слева моя учительница Афанасьева А.С., а первая справа – мама. Она задумчива и грустна – предстояло расставание с учениками, родителями, учителями, школой, которые ей стали близкими и родными

1963 год
Мамины ученики 4 класса и их родители на выпускном вечере. Ребята устроили для родителей концерт, потом было чаепитие. Можно видеть на фотографиях, что стоит на столах. Было и весело, и грустно одновременно

1963 год
Выпускной вечер 4-го маминого класса

1963 год
Родители выпускников за столом

1963 год
Выступление мамы на выпускном

8 марта в школе мы поздравляли свою учительницу с праздником и подарили ей альбом на память о нас. Наверно, он сохранился в её семье. В нашей семье тоже есть очень красивый бархатный альбом, подаренный маме её приятельницами, подругами, жёнами офицеров, членами Женсовета Буториной Ниной и Шаповаловой Людмилой, их фотографии есть в этом альбоме.

Летом 1963 года мы уехали со станции Саянской. В Уфе жить остановились у родных, стеснили их, ведь нас было четверо. 15 августа 1963 года мама устроилась учителем начальных классов в школу № 69, которая была расположена рядом с их домом. А в конце ноября нам дали квартиру в другой части города, поэтому с нового учебного года, она переводом, оформилась в школу № 116 по месту жительства.

Мама проработала в школе № 116 26 лет и летом 1989 года вышла на пенсию. Она была лучшим педагогом школы (без преувеличения). Все открытые уроки районного, городского уровня доставались только ей. Многие родители ходили к директору с просьбами отдать ребёнка в класс мамы.

Когда мама выпускала своих учеников, педагоги старших классов, всегда «боролись» за право взять классное руководство в её классе и продолжить обучение её учеников.

Мамин труд отмечен многими наградами:
-медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.»;
-медаль «Ветеран труда»;
-медаль «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И. Ленина»;
— юбилейные медали «50.60,65,70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г»;

Многочисленные Почетные грамоты за успешный творческий многолетний труд в обучении и воспитании учащихся и активное участие в общественной жизни за разные периоды времени:

— от Министерства просвещения БАССР и Башкирского Обкома профсоюза работников просвещения, работников высшей школы и научных учреждений;
— от Городского отдела народного образования и Райкома профсоюза работников просвещения;
— от исполкома райсовета г. Уфы;
— от имени дирекции школы, председателя местного комитета и парторганизации школы.
Почетные грамоты от Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры.

В 1968 году на местном телевидении была передача, в которой речь шла о методах её работы, достижениях и её учениках.

Были публикации в прессе:
— в «Учительской газете» статья «Добрая слава» от 11.10.77 г.;
— в «Вечерней Уфе» статья «Школа пришла домой» от 1.10.77 г.;
— в «Вечерней Уфе» статья «У истоков всех чудес» от 21.04.76 г..

Приведем небольшую выдержку: «Когда мы говорим о качестве обучения, в первую очередь имеем в виду личность учителя, которую не могут заменить никакие методические разработки, никакие технические средства обучения. Такой личностью является Максимова Т.Д.».

В статье говорится о её высоких достижениях в работа, что её классы остаются (теперь уже были) самыми лучшими в школе по полученным знаниям, по дисциплине, по организованности и по прилежанию. И любая задача им под силу. В статье много лестных слов о работе мамы и автор статьи сожалеет о том, что такие учителя являются редкостью. Дома хранятся её награды, грамоты, газетные публикации.

Приводим выдержку из школьной газеты администрации школы о работе мамы:

«Главное в работе Максимовой Т.Д. продуманная система, в которой всё направленно на развитие самостоятельности, интереса к учению. Методы её работы самые разнообразные. Она постоянно занимается педагогическим самообразованием. Всех, кто побывал у неё на уроках, внеклассных мероприятиях, кто знаком с системой её работы, удивляет её исключительное умение красиво работать. Максимова Т.Д. в совершенстве овладела искусством индивидуального подхода к учащимся. Она умеет организовывать детей, открыть в них врождённые задатки и, опираясь на лучшие стороны их характера, безупречно ведёт воспитательную работу. На протяжении многих лет в классах Максимовой Т.Д. нет второгодников, нет сколько-нибудь значительных проступков. Учащиеся приучены работать в высоком темпе, организованно и чётко. С первого класса старается дать детям основательные, глубокие знания и создать хорошую базу для познания нового материала. Более 50% учащихся её класса заканчивают весной учебный год на 4 и 5, у них отлично развита речь, широк их кругозор, богаты их эстетические впечатления о природе, окружающей обстановке. Внеурочная работа помогает ребятам пополнить свои знания, интересно проводить свободное время, готовиться к различным массовым мероприятиям. Авторитет Максимовой Т.Д. велик, но завоеван он в результате большого и честного труда, глубокого понимания своего педагогического долга перед детьми и обществом».

Мама поддерживала связь со своими учениками и после окончания ими школы, радовалась их успехам и огорчалась  при неудачах. Они обращались к ней за советами и просто говорили «за жизнь», как говорится. Хочу привести несколько примеров длительной  и постоянной переписки со своими учениками:

— Кайткуловым, когда он служил в армии в Монголии и когда потом жил в другом городе Кирове, а когда вернулся жить в Уфу, встречались не по переписке;
— Багмановой, когда она училась  в аспирантуре в Москве;
— Мулюковой, когда та после окончания института, была распределена в город  Тюмень…

Этот список можно продолжать. Писали маме не только взрослые ученики, но и маленькие. Случалось, что семьи некоторых её учеников, переезжали на новое место жительства и тогда мама начинала получать письма от своих питомцев. Мама всегда отвечала. Она обладала какой-то притягательной силой. Была строгим педагогом, но это не мешало ученикам её любить и обожать. Дома мама всегда много рассказывала о своих ребятишках, поэтому мы знали очень многих из них не только по фамилиям, но и в лицо. Я помню многих маминых саянских учеников: Докучаеву, Шурмину, Французова, Смирнова, Клевцова и др.

Мамина ученица выпуска 1971 года, ставшая педагогом – математиком, каждое 1 сентября в школе начинает с рассказа о своей первой учительнице Максимовой Т.Д.

Недавно знакомые педагоги передали нам содержание одного разговора. Закончился выпускной экзамен. Группа педагогов, наблюдателей и родителей вели разговор о школе (учителях, обучении, учениках…). Один из наблюдателей, представитель службы безопасности, рассказал о своей учительнице и назвал её лучшим педагогом на свете. Его, конечно, попросили назвать фамилию. Он ответил: Максимова. Тогда наши знакомые учителя уточнили, не Татьяна ли Даниловна? Он ответил, что да. Нам было очень приятно, что её помнят, любят, ценят, говорят о ней и сегодня с большой благодарностью.

Поколение мамы и папы в большинстве своём было сознательным и трудолюбивым, не меркантильным и не инфантильным, одним словом – героическим, вложившим много сил, усилий, знаний в свой самоотверженный труд на протяжении всей своей жизни.

Скоро наступит Новый год, надо будет наряжать красавицу ёлку. И любимыми почётными игрушками на ней до сих пор остаются те, которые мы привезли из саянского детства. Конечно многие игрушки разбились. А самая главная фигура праздника остаётся с нами — наш старенький Дед Мороз, важный, ещё сверкающий остатками слюды, и помнящий, как и мы, годы жизни в далёкой Сибири.

Как жаль, что наши мама и папа не дожили до того времени, когда смогли бы по компьютеру, сидя у стола, никуда не выезжая, посмотреть, какой стала сейчас ст. Саянская, как изменилась с того времени, когда они, молодые, жили и работали здесь, и оставили навсегда, частицу своего труда и души в этих местах.

Людмила Юрьевна Максимова