Саянская дистанция электроснабжения
(ЭЧ-7)

Саянская дистанция электроснабжения немного моложе Абаканской — создана в апреле 1965 года, но история её, пожалуй, и побогаче. В историческом очерке Абаканского отделения Красноярской железной дороги описывается состояние её развития на 2003 год.

Сложным и обширным был район, который обслуживала Саянская дистанция электроснабжения, — 670 км контактной сети, 9 тяговых подстанций, 9 районов контактной сети, сетевой район, ремонтно-ревизионный и ремонтно-наладочный цеха, штат — 440 человек. Границы дистанции — от разъезда Стофато до Тайшета.

Первому начальнику ЭЧ-7 Владимиру Дмитриевичу Семененко пришлось не только руководить подготовкой устройств в работе, формированием и оснащением подразделений, подбирать кадры, но и организовывать завершение строительно-монтажных работ. Эксплуатационники трудились вместе со строителями новой магистрали. 30 октября 1965 года было подано рабочее напряжение на тяговую подстанцию Саянская для опробования коммутационного обслуживания, в начале ноября подстанция была включена полностью, а через несколько дней из Уяра в Саянскую пришёл первый электропоезд.

Трасса, оборудованная новейшими по тем временам устройствами, перешла в распоряжение эксплуатационников, а всё энергетическое хозяйство на определённом ему участке — коллективу ЭЧ-7.

В 1974-1979 годах коллектив возглавил Владимир Андреевич Цыбанков, ставший почётным железнодорожником. Это звание было заслужено напряжённым трудом. Совершенствовалась материально-техническая база дистанции. Были построены механические мастерские с кузнецким, токарным и столярным цехами, много других объектов технического назначения.

Потом началось строительство вторых путей, и коллектив дистанции занимался их электрификацией. Развёрнутая длина подвески контактной сети приросла на 186 километров. Этой работой непосредственно руководил заместитель начальника ЭЧ-7 Ю.В.Ребриков, награждённый за свой труд знаком «Почётному железнодорожнику».

Совершенствуя энергоснабжение железной дороги, энергетики дистанции вместе с этим обеспечивали и энергоснабжение районов края. Под руководством заместителя начальника ЭЧ-7 В.И.Давыдова специалисты дистанции установили более мощные трансформаторы на Саянской. Расширены линия, питающая нефтеперекачивающую станцию, линии, питающие Саянский и Партизанский районы, оборудованы новые ячейки для питания Переясловского угольного разреза, Красногорьевского транссовхоза, смонтированы линии на станции Мана для леспромхоза и золотодобывающих предприятий. Мероприятий по совершенствованию электрохозяйства на самой дороге не перечислить.

Руководил коллективом Саянской дистанции электроснабжения в это время Василий Дмитриевич Мартыненко, ставший потом главным инженером отделения дороги. Затем начальниками ЭЧ-7 были Анатолий Фёдорович Бужин, Василий Иосифович Давыдов, Владимир Семёнович Золотухин, Александр Феофанович Бородин.

Оборудование тяговых подстанций и контактной сети было переведено на управление системы ЭСТ-62, для раздела питания первых и вторых путей на тяговых подстанциях на станциях Крол, Мана, Кравченко, Саянская смонтированы дополнительные фидера контактной сети, расширялось и усиливалось питание сетевого района.

Параллельно решались вопросы участия общественных организаций в деле управления производством. Создан совет инспекторов по безопасности движения. О деятельности председателя совета ОИБД Саянской дистанции энергоснабжения Виктора Григорьевича Овчинникова писал «Красноярский железнодорожник»:

5631

Энергично решались и социальные вопросы. Собственными силами энергетики ЭЧ-7 построили 12-квартирный, 6-квартирный, три 8-квартирных дома, 20 двухквартирных коттеджей.

В 1985 году Саянская дистанция электроснабжения отметила свой 20-летний юбилей.  В связи с этим событием в «Красноярском железнодорожнике» появилась статья «Этих дней не смолкнет слава», где представлена краткая летопись наиважнейших событий в жизни Саянского энергоучастка:
Безымянный6а

По заслугам была и честь. 92 работника дистанции были награждены орденами и медалями. Среди них кавалеры ордена Трудового Красного Знамени Василий Иосифович Давыдов, машинист автомотрисы Михаил Васильевич Степанов, награждённый орденом Трудовой Славы, машинист автомотрисы Владимир Константинович Гейс, награждённый орденом «Знак Почёта», начальник района электроснабжения Владимир Николаевич Диденко.

Кроме В.А.Цыбанкова и Ю.В.Ребрикова, почётными железнодорожниками стали Василий Иосифович Давыдов, начальник участка Анатолий Анатольевич Афонюшкин, старший электромеханик Николай Яковлевич Косинов. Сегодня их традиции продолжаются. В сложных экономических условиях коллектив дистанции работает над совершенствованием технологических процессов, обеспечивает устойчивую работу энергосетей под девизом «Меньшим количеством — высокое качество».

Марина Пряжникова

Источники:

Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек: Исторический очерк. — Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. — С. 105-107

Этих дней не смолкнет слава //Красноярский железнодорожник. — 1985. — 9 апреля. — С.2