Саянская дистанция электроснабжения
(ЭЧ-7)

Саянская дистанция электроснабжения немного моложе Абаканской — создана в апреле 1965 года, но история её, пожалуй, и побогаче. В историческом очерке Абаканского отделения Красноярской железной дороги описывается состояние её развития на 2003 год.

Сложным и обширным был район, который обслуживала Саянская дистанция электроснабжения, — 670 км контактной сети, 9 тяговых подстанций, 9 районов контактной сети, сетевой район, ремонтно-ревизионный и ремонтно-наладочный цеха, штат — 440 человек. Границы дистанции — от разъезда Стофато до Тайшета.

Первым начальником ЭЧ-7 был назначен молодой инженер, выпускник ОмИИТа Владимир Дмитриевич Семененко, заместителем – Николай Васильевич Жулай. Именно эти руководители заложили фундамент слаженного, работоспособного коллектива, установили высокую трудовую планку, которой саянские энергетики придерживаются до сих пор. Им пришлось не только руководить подготовкой устройств к работе, формированием и оснащением подразделений, подбирать кадры, но и организовывать завершение строительно-монтажных работ. Эксплуатационники трудились вместе со строителями новой магистрали. 30 октября 1965 года было подано рабочее напряжение на тяговую подстанцию Саянская для опробования коммутационного обслуживания, в начале ноября подстанция была включена полностью, а через несколько дней из Уяра в Саянскую пришёл первый электропоезд. Трасса, оборудованная новейшими по тем временам устройствами, перешла в распоряжение эксплуатационников, а всё энергетическое хозяйство на определённом ему участке — коллективу ЭЧ-7.

В январе 1966 года был полностью укомплектован штат предприятия. Всю кадровую работу выполнял бывший фронтовик, человек крепкой закалки Иван Решетило, принятый в апреле 1965 года на должность помощника начальника энергоучастка. Человек дисциплинированный и аккуратный, он проводил огромную воспитательную работу, формировал здоровый и сильный коллектив.

В 1974-1979 годах коллектив возглавил Владимир Андреевич Цыбанков, ставший почётным железнодорожником. Это звание было заслужено напряжённым трудом. Под его руководством совершенствовалась материально-техническая база дистанции. Были построены механические мастерские с кузнечным, токарным и столярным цехами, много других важных объектов технического назначения. Непрерывно проводились мероприятия по усилению надёжности и модернизации устройств энергоснабжения: усиливалась трансформаторная мощность тяговых подстанций, заменялись старотипные масляные выключатели, аккумуляторные батареи, изоляторы, устройства релейной защиты и автоматики, системы телеуправления. В результате к 1976 году почти все цеха стали «цехами высокой культуры производства». Саянскому энергоучастку было присвоено звание «Предприятие коммунистического труда».

Статья из газеты «Восточно-Сибирский путь» за 1977 год

Страница газеты «Восточно-Сибирский путь» за 1977 год

А 1 апреля 1979 года Саянский участок энергоснабжения №13 в связи с разукрупнением Восточно-Сибирской железной дороги был отнесён к Красноярской магистрали и переименован в Саянский участок энергоснабжения №7 (ЭЧ-7).

Потом началось строительство вторых путей, и коллектив дистанции занимался их электрификацией. Развёрнутая длина подвески контактной сети приросла на 186 километров. Этой работой непосредственно руководил заместитель начальника ЭЧ-7 Ю.В. Ребриков, награждённый за свой труд знаком «Почётному железнодорожнику».

Совершенствуя энергоснабжение железной дороги, энергетики дистанции вместе с этим обеспечивали и энергоснабжение районов края. Под руководством заместителя начальника ЭЧ-7 В.И. Давыдова специалисты дистанции установили более мощные трансформаторы на Саянской. Расширены линия, питающая нефтеперекачивающую станцию, линии, питающие Саянский и Партизанский районы, оборудованы новые ячейки для питания Переясловского угольного разреза, Красногорьевского транссовхоза, смонтированы линии на станции Мана для леспромхоза и золотодобывающих предприятий. Мероприятий по совершенствованию электрохозяйства на самой дороге не перечислить.

Руководил коллективом Саянской дистанции электроснабжения в это время Василий Дмитриевич Мартыненко, ставший потом главным инженером отделения дороги. Затем начальниками ЭЧ-7 были Анатолий Фёдорович Бужин, Василий Иосифович Давыдов, Владимир Семёнович Золотухин, Александр Феофанович Бородин.

Оборудование тяговых подстанций и контактной сети было переведено на управление системы ЭСТ-62, для раздела питания первых и вторых путей на тяговых подстанциях, на станциях Крол, Мана, Кравченко, Саянская смонтированы дополнительные фидера контактной сети, расширялось и усиливалось питание сетевого района.

Параллельно решались вопросы участия общественных организаций в деле управления производством. Создан совет инспекторов по безопасности движения. О деятельности председателя совета ОИБД Саянской дистанции энергоснабжения Виктора Григорьевича Овчинникова писал «Красноярский железнодорожник»:

5631

Энергично решались и социальные вопросы. Собственными силами энергетики ЭЧ-7 построили 12-квартирный, 6-квартирный, три 8-квартирных дома, двадцать 2-квартирных коттеджей.

В 1985 году Саянская дистанция электроснабжения отметила свой 20-летний юбилей.  В связи с этим событием в «Красноярском железнодорожнике» появилась статья «Этих дней не смолкнет слава», где представлена краткая летопись наиважнейших событий в жизни Саянского энергоучастка:
Безымянный6а

По заслугам была и честь. 92 работника дистанции были награждены орденами и медалями. Среди них кавалеры ордена Трудового Красного Знамени Василий Иосифович Давыдов, машинист автомотрисы Михаил Васильевич Степанов, награждённый орденом Трудовой Славы, машинист автомотрисы Владимир Константинович Гейс, награждённый орденом «Знак Почёта», начальник района электроснабжения Владимир Николаевич Диденко.

Кроме В.А. Цыбанкова и Ю.В. Ребрикова, почётными железнодорожниками стали Василий Иосифович Давыдов, начальник участка Анатолий Анатольевич Афонюшкин, старший электромеханик Николай Яковлевич Косинов. Сегодня их традиции продолжаются. В сложных экономических условиях коллектив дистанции работает над совершенствованием технологических процессов, обеспечивает устойчивую работу энергосетей под девизом «Меньшим количеством — высокое качество».

Сегодня традиции, заложенные руководителями и передовиками предприятия на протяжении его истории, получают своё продолжение. Здесь постоянно работают над совершенствованием технологических процессов, обеспечивают устойчивость энергосетей и безопасность движения поездов, решают сложнейшие задачи по техническому обслуживанию и текущему ремонту устройств контактной сети, электроснабжения СЦБ, нетяговых потребителей и тяговых подстанций. В настоящий момент в дистанции трудятся 230 профессионалов, которые постоянно улучшают свой уровень, демонстрируя отличные производственные показатели, и это при том, что 50% коллектива составляют молодые работники до 35 лет. Начальник дистанции Алексей Стёпин вырос, как профессионал, именно здесь, он работал электромехаником, энергодиспетчером, затем семь лет – главным инженером, а в должности начальника стал призёром престижного конкурса «Лучший руководитель структурного подразделения инфраструктурного комплекса ОАО «РЖД» за 2018 год в номинации «Лучший руководитель дистанции электроснабжения».

– Наш коллектив не раз становился победителем сетевых соревнований ОАО «РЖД». Так, во втором квартале 2018 года дистанции было присуждено первое место, в четвёртом квартале прошлого года – третье место, – рассказывает Алексей Стёпин. – Установленные компанией целевые показатели выполняются благодаря слаженной, командной работе и высокой производительности. Отдельно хочу отметить работников, получивших высокое признание по результатам своего труда. Это начальник района контактной сети Ирбейская Сергей Бураков, награждённый знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» за добросовестный труд, высокий профессионализм и проявленную инициативу в работе. Начальник района контактной сети Мана Николай Гончаров за большой личный вклад в обеспечение безопасности движения поездов получил знак «За безупречный труд на железнодорожном транспорте 20 лет».

В дистанции работает талантливая молодёжь.

– Сейчас на предприятие пришло новое поколение энергетиков. Молодые специалисты успешно перенимают опыт старших коллег, вносят новаторские предложения, добиваются успехов в своём деле, – говорит инженер по организации и нормированию труда Дарья Лямзина. — Среди них электромеханик группы по защитам, контрольно-измерительным приборам Роман Котов, который является активным рационализатором. Его технические решения неоднократно подавались на смотр-конкурс изобретений и рационализаторских предложений «Идея», а в 2018 году Роман стал победителем в номинации «Лучшее техническое или технологическое решение молодого рационализатора в области электроснабжения».

Сегодня главная задача, которую решает коллектив, – подготовка к обеспечению устойчивой работы в зимний период 2019-2020 годов и безопасного движения поездов на вверенных участках.

– В планах – провести сертификацию системы менеджмента безопасности движения на соответствие корпоративным требованиям, – рассказывает главный инженер Денис Побегайло. – Предстоит установка более 600 новейших приборов учёта электроэнергии на станции Саянская для снижения потерь. Мы задействованы и в работах по реализации программы увеличения пропускных способностей на участке Междуреченск – Тайшет. Планируется реконструкция тяговых подстанций Щетинкино, Крол, Мана, Кравченко и Саянская. Многое предстоит сделать в условиях развёрнутых и ожидаемых объёмов строительства 96,4 км вторых путей и двухпутных вставок на участках Джебь – Кравченко и Унерчик – Тайшет, реконструкции существующих устройств контактной сети и тяговых подстанций. Трудовой коллектив готов выполнять эти планы и дальше вносить свой вклад в совершенствование энергоснабжения магистрали.

2019 год
Руководители и инженерно-технические работники Саянской дистанции электроснабжения

Марина Пряжникова

Источники:

Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек: Исторический очерк. — Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. — С. 105-107

В Саянском коммунистическом: Статьи// Восточно-Сибирский путь. — 1977. — 14 июля. — №81(5351). — С.1-2

Этих дней не смолкнет слава //Красноярский железнодорожник. — 1985. — 9 апреля. — С.2

Зуева Н. В числе первых// Красноярский железнодорожник. — 2019. — 16 августа