Саянская дистанция сигнализации и связи
ШЧ-6

Саянская дистанция сигнализации и связи образовалась 15 мая 1965 года и всегда сохраняла статус передового коллектива. В 1971 году ей было присвоено звание «Предприятие высокой культуры», а Иркутская телестудия сняла о ней фильм. В историческом очерке Абаканского отделения Красноярской железной дороги описывается состояние её развития на 2003 год.

Саянская дистанция сигнализации и связи берёт начало с 1965 года. Первым начальником дистанции был назначен Анатолий Сергеевич Булдаков, заместителем по связи стал Борис Михайлович Демчук, заместителем по автоматике — Алексей Михайлович Письменный, пришедший с Нижнеудинской дистанции. Главным инженером с Улан-Удэнской дистанции пришёл молодой специалист Валерий Мефодьевич Музыка, главным бухгалтером из Аскиза направили Анну Фёдоровну Куминову. Прибывали молодые специалисты из вузов, техникумов, дорожных школ. Опыта у них не было, а опыт очень был нужен. Опытных дали дистанции Уярская, Иланская, Красноярская, Нижнеудинская. К концу годав коллективе трудилось уже 309 человек.

На участке дистанции от Тайшета до Кошурниково несколько строительно-монтажных поездов вели строительство и монтаж средств автоматики и связи, прокладывая кабель, строили посты централизации и усиленные пункты, устанавливали мачты светофоров, вели монтаж релейных шкафов стативов. Всех прибывающих на дистанцию распределяли по станциям, прикрепляли к опытным специалистам, подключали к монтажным и строительным бригадам.

Проблема была в отсутствии связи. Впервые старший электромеханик Иван Дровников, занимавшийся наладочными работами в Кошурниково, дозвонился до Саянской в конце октября — с этого времени и сапожник стал с сапогами. Первым «ожившим» объектом стал пост электрической централизации на Саянскую. Умело работали на станции Мана Владимир Антонович Ильященко, специалист по кабелю Николай Герасимович Бондарев с женой Светланой Анатольевной, мастером по высокочастотной аппаратуре.

К концу года почти на всём участке от Тайшета до Кошурникова была введена автоблокировка, а в апреле 1966 года её ввели на последнем перегоне Джетка — Крол. С 1966-го года стали формировать базу для ремонта и регулировки аппаратуры, поручив дело Валентине Шихалевой, приехавшей в Саянскую из Донецка. Создание измерительной группы доверили выпускнице ленинградского института Альбине Кропачевой. Первая зима не только серьёзно проверила технику на работоспособность, но и людей на выдержку в экстремальных условиях. Люди выдержали, не спасовали. А ведь средний возраст работающих на дистанции был тогда 23 года. Но люди быстро взрослели.

В процессе эксплуатации выявилось немало изъянов проектирования и строительства. Так, на перегоне Щетинкино-Джебь на одном блок-участке оказалось по 3-4 изолирующих стыка, соответственно таким же было количество трансляций для кодового сигнального тока, в результате на приёмных катушках локомотивов сигнал воспринимался нечётко. Ещё один изъян — на станции Щетинкино поставили карликовые светофоры. В первую же зиму их так завалило снегом, что с трудом отыскали. Пришлось ставить повторители, накладывать даже на боковые пути локомотивную сигнализацию. Немало хлопот доставили релейные шкафы, многие из которых посшибали валом снега при работе снегоочистителя…

Когда рабочая обстановка стабилизировалась, коллектив занялся приведением в должный порядок и вид домов связи, постов централизации, напольных обустройств. Хорошо потрудились работники дома связи на Саянской под руководством Светланы Бондаревой, участок автоматики старшего электромеханика Николая Удалова, пост централизации в Кошурниково Валерия Гибатдинова, участок радиосвязи Алексея Гайтанова, АТС под руководством Ивана Мишуренко, многие другие.

Результат — на базе дистанции была проведена дорожная школа передового опыта. В 1971 году коллективу присвоено звание «Предприятие высокой культуры», Иркутская телестудия сняла о нём фильм. Начальник дистанции был отмечен  именными часами министра, многие специалисты получили правительственные награды, были поощрены премиями.

За всё время дважды — в 1966 и в 1979 годах — менялись границы дистанции. На 2003 год её протяжённость составляла 380 километров, а оснащённость — более 300 технических единиц.

После А.С.Булдакова руководил коллективом Владимир Иванович Кричигин, потом более четверти века его возглавлял Анатолий Стефанович Остапущенко — опытный и энергичный руководитель. Несколько лет начальником дистанции был Сергей Михайлович Степанов, потом — Игорь Александрович Паламар.

Всё время дистанция на собственные средства и своими силами строила производственные корпуса и жильё. Построены двухэтажный контрольно-испытательный пункт, второй этаж административного корпуса, мастерские с хоздвором, гараж, 12-квартирный и шесть 8-квартирных домов, шесть 2-квартирных коттеджей. Рассказывая «Красноярскому железнодорожнику» о решении своих жилищных проблем А.С. Остапущенко подчеркнул, что строительство и жилья, и базы, и переход на арендный подряд всей дистанции ни в коей мере не будет в ущерб производству, основной задаче связистов — чёткому и безопасному продвижению поездов:

004а

В 80-е годы в связи со строительством вторых путей началась реконструкция многих станций и разъездов. Построены новые посты централизации, внедрена новая аппаратура, вводились новые системы контроля буксовых узлов — сначала ПОНАБ, затем ДИСК. Дистанция стала полигоном для испытания новых систем автоблокировки.

Заслуги коллектива Саянской дистанции сигнализации и связи неоднократно отмечались переходящими Красными знамёнами, вымпелами, почётными грамотами — что подтверждало его статус передового коллектива. Однако сами работники ШЧ-6 звёздной болезни не испытывали, относясь так же строго и требовательно к своей работе. В 1987 году в интервью «Красноярскому железнодорожнику» Михаил Степанович Гук, старший электромеханик по обслуживанию системы ПОНАБ, Пётр Иванович Куликов, ведущий рационализатор, и Людмила Алексеевна Остапущенко, электромеханик ЛАЗа, поведали читателям газеты о своих многочисленных заботах:

002а

Контроль и проверка исполнения собственных решений и решений вышестоящих органов прочно вошло в практику работы партийного бюро. Секретарь партийного бюро Галина Феофановна Гук поделилась опытом этой работы со страниц «Красноярского железнодорожника»:

1983 год

1986 год

Большое значение дистанция сигнализации и связи всегда уделяла воспитанию молодёжи, и партийная организация росла  в основном за счёт комсомольцев. К ним относится Людмила Петровна Першина — отличник социалистического соревнования по отделению дороги, председатель группы народного контроля, делегат на районную отчётно-выборную партийную конференцию. О её пути к званию делегата подробно написала газета «Знамя октября», подчёркивая большую роль наставничества в овладении профессиональным мастерством:

«Овладеть профессией ей помогла Светлана Анатольевна Бондарева, а сейчас Людмила Петровна — сама наставник…»

Ударный труд многих специалистов предприятия был отмечен. Орденом Трудовой Славы была награждена старший телеграфист Ника Сергеевна Алилова, орденом «Знак Почёта» — электромеханики Игорь Александрович Филиппов, Иван Филиппович Мишуренко. Иван Филиппович Мишуренко стал и заслуженным работником транспорта, Анатолий Стефанович Остапущенко, заместитель начальника Геннадий Николаевич Тарасов, электромеханики Валентина Васильевна Камазакова и Николай Тихонович Удалов — почётными железнодорожниками.

Дистанция стала и «кузницей кадров» — из неё вышло немало начальников дистанций, отделов и служб, заместителей начальников, главных инженеров. Но главное — коллектив обеспечивал и сегодня обеспечивает надёжную работу систем сигнализации и связи на вверенном ему участке.

Марина Пряжникова

Источники:

Лещёв Т.А., Лещёва Г.Н. Сквозь тайгу, через горы, над стремнинами рек: Исторический очерк. — Красноярск: ИД «Издательские проекты», 2003. — С. 98-101

И лидерство не радует //Красноярский железнодорожник. — 1987. — 19 мая. — С.2

Радость труда //Знамя октября. — 1983. — 6 декабря. — С.2

Статьи из газет «Красноярский железнодорожник» и «Знамя октября»