День железнодорожника
История праздника

В первое воскресенье августа труженики стальных магистралей страны отмечают свой праздник. День железнодорожника по праву можно назвать одним из старейших профессиональных праздников в российском календаре. В 2016 году этот праздник отмечается 7 августа.

pamjatnik_nikolajuВ истории нашей страны император Николай I обоснованно упоминается как «основатель железнодорожного дела в России». Ведь именно при нём всё и началось: и первая прогулочная железная дорога в Царское село, и первая «всероссийская магистраль» от Санкт-Петербурга до Москвы. Кстати, Комитет министров той поры значительным большинством голосов высказывался против строительства железных дорог в стране, и только настойчивость и решительность Николая I способствовали принятию решения – приступить к сооружению магистрали между российскими столицами.

Убеждение в правоте своих суждений и понимание общественного значения железных дорог ясно проявляются в словах, сказанных императором:

«Мы терпим от избытка расстояний. Я смотрю на сближение Петербурга с Москвой как на дело великой государственной важности. И надеюсь, что потомство оправдает моё решение».

Благодаря активному железнодорожному строительству к концу ХIХ века протяжённость железных дорог России превысила 33 тыс. км.

Потомки в полной мере оценили заслуги царя-первопроходца в прокладке стальных путей на неоглядных просторах Отчизны. В 1895 году к 100-летию со дня рождения Николая I были приурочены торжественные мероприятия: состоялся праздник департамента железных дорог и управлений Царскосельской, Николаевской и Варшавско-Венской железных дорог, то есть тех, которые были созданы в период его царствования. Служащим этих дорог были пожалованы «вензельные изображения имени Императора Николая I на форму одежды». Одновременно красивыми вензелями украсили локомотивы и пассажирские вагоны перечисленных дорог. К этой же дате на Петербургском и Московском вокзалах установили прекрасные мраморные бюсты императора Николая Павловича (убраны после 1917 года).

Через год приказом №68 от 9 июля 1896 года министра путей сообщения князя М.И.Хилкова устанавливалось ежегодное празднование всеми центральными и местными учреждениями, заведовавшими железными дорогами в России:

«Государь Император в ознаменование дня рождения Императора Николая I, державной волею коего положено начало сооружения и эксплуатации железных дорог в России, по всеподданнейшему докладу нашему, 28 июня сего года Высочайше повелеть изволил: установить ежегодное празднование годовщины Императора Николая I всеми центральными и местными учреждениями, заведывающими железными дорогами в России. О таковой Высочайшей воле объявлено по ведомству путей сообщения».

Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника неотъемлемо связана с днём рождения императора Николая I, 25 июня (6 июля).

2-torzhestvaПервое празднование Дня железнодорожника проходило по всей железнодорожной сети России 25 июня 1896 года. В этот день «занятий в центральных и местных железнодорожных учреждениях» не было. На крупных станциях и вокзалах устраивали благодарственные молебствия. Особенно торжественно прошло оно на набережной Фонтанки у дома 117, где тогда располагалось российское Министерство путей сообщения. На торжество сюда пожаловали не только высшие чины МПС, но и представители железнодорожных департаментов Министерства финансов и Государственного контроля, которые работали в тесном контакте с МПС.

День железнодорожника регулярно отмечался вплоть до 25 июня 1917 года. После Октябрьской революции о профессиональном празднике железнодорожников не вспоминали почти 20 лет. И это понятно – из-за совпадения его c днём рождения императора он был просто упразднён, как и все царские праздники.

Традиция празднования Дня железнодорожника возобновилась лишь в 1936 году, в связи с выдвижением железнодорожниками предложения «…о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…» во время совещания работников железнодорожного транспорта в Москве 25-30 июля 1935 года.

Согласно постановлению ЦИК СССР от 28 июля 1936 года за подписью председателя президиума ЦИК СССР Михаила Калинина праздник решено было проводить ежегодно 30 июля:

«Удовлетворить просьбу рабочих и служащих Сталинской, Донецкой, Октябрьской, Ленинской, им. Л.М.Кагановича и других железных дорог об установлении ежегодно в годовщину приёма железнодорожников руководителями партии и правительства СССР 30 июля — Всесоюзного дня железнодорожного транспорта Советского Союза».

Этот день был выбран потому, что 30 июля 1935 года Сталин принял делегацию железнодорожников, и его стали праздновать как Всесоюзный Сталинский день железнодорожников.

День железнодорожного транспорта Советского Союза был объявлен всенародным праздником, первое его празднование было в кратчайшие сроки организовано по всей стране.

Через несколько лет постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено:

«Перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника в 1940 году на ближайший выходной день (воскресенье) — 4 августа. В будущем установить празднование Всесоюзного дня железнодорожника в первый выходной день (воскресенье) августа месяца».

С 80-х годов XX века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал опять именоваться «Днём железнодорожника».

С 2003 года День железнодорожника в России переведён в разряд корпоративных праздников ОАО «РЖД».

Источники:
День железнодорожника. Википедия
Из истории праздника День железнодорожника. КДМ