Широков Борис Сергеевич
Первые машинисты депо Саянская

На строительство трассы Абакан-Тайшет приехало много военных и железнодорожных специалистов. Кто-то со временем уехал назад — на свою Родину, а кто-то остался здесь навсегда. История жизни этих людей на станции Саянская охватывает более полувека. По ней можно изучать историю страны, которая щедро отмечала их добросовестный труд.

Широков Борис Сергеевич родился в 1933 году в городе Зуевка Кировской области, окончил 7 классов, получив полное начальное образование, и в 1952 году поступил в железнодорожное училище №2 Пермской железной дороги на специальность «Помощник машиниста паровоза». По окончании железнодорожного училища устроился работать в зуевское депо — в цех паровозной бригады на должность кочегара. Через полгода он стал помощником машиниста паровоза.

003а

1954 год. Перед армией. С будущей женой

С 1954 по 1957 года Борис Сергеевич служил в Советской Армии. После армии, 8 февраля 1958 года, он женился на своей невесте Зинаиде Фёдоровне. Снова вернулся в родное депо поездным кочегаром, затем стал помощником машиниста паровоза, а в 1961 году — машинистом.

Через год его отправили учиться в Казанскую дорожную школу на курсы помощника машиниста тепловоза. Полугодовые курсы он закончил с отличием и через три месяца уже работал машинистом тепловоза.

5 сентября 1962 года
Казанская дорожно-техническая школа
Шестой слева в четвёртом ряду Широков Б.С.

1962

В 1963 году Бориса Сергеевича отправили учиться на курсы машинистов электровоза, и в 1964 году он начал работу в новой должности.

1963 год
Горьковская дорожно-техническая школа
В первом ряду третий слева Широков Б.С.

1965 год стал тревожным для семьи Широковых. Их родное депо подлежало расформированию. Борис Сергеевич уже имел маленькую дочь. Вот тогда-то его близкий друг, Акилов Сергей Митрофанович, и предложил ехать на героическую стройку Абакан-Тайшет.

В марте 1965 года друзья приехали в Локомотивное депо Абакан Восточно-Сибирской железной дороги устраиваться работать на строящуюся трассу. Их сразу приняли машинистами тепловозов и направили работать в Абакумовку. В декабре 1965 года они были зачислены в штат оборотного депо Саянская машинистами электровозов.

012ва

Встреча Нового 1969 года в Саянской.
Бирис Сергеевич держит бутылку шампанского

В 1971 году ко Дню железнодорожника за высокие показатели в социалистическом соревновании Борису Сергеевичу вручили Почётную грамоту:

1971

А в 1972 году он получил красный диплом, в котором было написано, что ему присваивается звание «Лучший по профессии машинист электровоза».

1972В 1974 году его наградили знаком «Победитель социалистического соревнования 1974 года»:

1974

Сергей Борисович принимал активное участие в жизни посёлка. Он состоял в рядах добровольной народной дружины, оказывая помощь милиции в охране общественного порядка.  С красными повязками на рукаве и с нагрудными значками, по несколько человек из разных железнодорожных организаций, они обходили улицы посёлка и следили за порядком.

Значок «Дружинник» времён СССР

В 80-х годах Борис Сергеевич работал общественным машинистом-инструктором колонны. В честь Дня железнодорожника коллектив его колонны был награждён грамотой за успехи в социалистическом соревновании:

012

Писали о нём и в газетах. В интервью «Красноярскому железнодорожнику», будучи уже  ветераном железнодорожного транспорта, Борис Сергеевич поведал о качаствах настоящего машиниста:

«Чтобы стать настоящим машинистом, необходимо воспитать в себе такие качества, как хладнокровие, внимательность, выдержка. Но самое главное для человека нашей профессии — самодисциплина, чувство ответственности, высокая требовательность к самому себе».

Сохранилась характеристика на Широкова Бориса Сергеевича, предназначенная для предъявления по месту требования:

002

За долгий и добросовестный труд на железнодорожном транспорте Борис Сергеевич  не раз награждался почётными грамотами, как написано в характеристике — «неоднократно поощрялся руководством депо, отделения и управления дороги».

Даже после ухода на заслуженный отдых Борис Сергеевич не смог сразу расстаться с железной дорогой и какое-то время продолжил работу в локомотивном депо, а потом в ПМС-257.

Управляет тепловозом машинист Широков Борис Сергеевич

Свой заслуженный отдых Борис Сергеевич провёл в родном посёлке, проживая по улице Кравченко в 100-квартирном доме №2. В 2013 году, за год до смерти, ему принесли поздравительную открытку по случаю Дня железнодорожника.

«Обыкновенная открытка, — рассказывала его жена Зинаида Фёдоровна, — прочитал молча, положил на полочку. Смотрю, а он тайком подойдёт, развернёт, почитает, пока я не вижу, и снова уберёт. Вот так ему приятно было! Он только виду старался не показывать».

Борис Сергеевич был прекрасным мужем, заботливым отцом и дедом. Всю свою жизнь он посвятил железной дороге: управлял электровозом, тепловозом и даже паровозом. А начал он свою службу на железной дороге — в должности паровозного кочегара. В далёком 1965 году он приехал работать на строящуюся ещё трассу Абакан-Тайшет и остался здесь навсегда, прожив в посёлке Саянском всю оставшуюся жизнь.

Марина Пряжникова

Источники:

Рассказы Широковой Зинаиды Фёдоровны

Архив семьи Широковых