Давыдов Василий Иосифович
Руководители предприятий
Почётные железнодорожники

В 2007 году в местной газете «Саянские вести» были опубликованы воспоминания старожила нашего посёлка Давыдова Василия Иосифовича. В них он рассказал саянцам о первых годах нашей станции и прилегающего к ней посёлка, о жизни строителей трассы Абакан-Тайшет и замечательных людях, которых он здесь встретил.

Шёл 1965 год. Страна заканчивала легендарную стройку века — электрифицированную железнодорожную магистраль Абакан-Тайшет. На станции Саянская приказам начальника Восточно-Сибирской железной дороги Головатого А.Т. от 01.04.1965 года был образован Саянский энергоучасток №13 (позднее ему был присвоен №7) с границами от станции Стофато до станции Тайшет.

Я с группой энергетиков со станций Иланская и Клюквенная (Уяр) после окончания Красноярского железнодорожного техникума по рекомендации управления дороги прибыл в Саянскую. Мы были оформлены работать в Саянский энергоучасток, начальником которого был тогда 27-летний выпускник ОМИИТА Владимир Дмитриевич Семененко (ныне проживает в городе Абакане).

Само здание энергоучастка в то время ещё только строилось. А контора его с небольшим помещением на восемь коек для жилья находилась в «финском» панельном домике, который был расположен на перекрёстке улиц Кравченко и Лукашевича. Как сейчас помню, в одной из комнат этого домика располагался «штаб» руководства ЭЧ-13. Запомнилась мне на всю жизнь встреча с опытнейшими, на мой взгляд, руководителями того времени, хотя им ещё было только по 40 лет. Это заместитель начальника ЭЧ-13 Жулай Николай Васильевич и помощник начальника по кадрам Решетило Иван Павлович. Мне приятно сообщить всем жителям Саянской, что именно этим людям я обязан всей дальнейшей трудовой и бытовой жизнью. Это были люди, прошедшие Великую Отечественную войну, закалённые в труде. Это были настоящие наставники. Под их руководством коллектив энергоучастка добился больших производственных успехов, и этому коллективу в 70-х годах одному из первых предприятий узла станции Саянская было присвоено высокое по тем временам звание «Предприятие коммунистического труда».

А теперь хочется вспомнить, каким был посёлок Саянский в 1965 году. Жилья было мало: восемь 36-квартирых домов и достраивался девятый. Квартиры освобождали офицеры и в них вселялись специалисты всех служб. Мне до получения квартиры пришлось 7,5 месяцев жить в вагончике масленого хозяйства на тяговой подстанции. Многие железнодорожники жили в ветхих домиках и в солдатских казармах. Жизнь была тяжёлая. Многие не выдерживали, бросали производство и уезжали. Но основной контингент работал и жил, наводил порядок в посёлке. Общими вопросами благоустройства посёлка первое время руководил начальник станции Махов Владимир Сергеевич совместно с руководителями железнодорожных предприятий.

Зима 1965-1966 годов была очень многоснежная и суровая, морозы доходили до 57ºС, а весна было активная и ранняя — посёлок был весь в воде. Помню к вокзалу было невозможно подойти, вокруг него стояла вода. И, как следствие, весной в Саянской была сплошная грязь. Но мы работали и благоустраивали свой посёлок. Помню кинофильмы смотрели в гараже НГЧ-6 (клуб ещё не был построен) и ноги поднимали горизонтально, так как на полу в гараже  везде была вода.

Всего не опишешь в одной статье. Мне приятно вспомнить многих руководителей и простых работников, ныне ветеранов труда ещё живых и тех, кого уже нет с нами. Ведь это было время испытаний человеческих способностей — работали мы тогда 6 дней в неделю. Не могу не отметить того, что многие работы на предприятиях и в посёлке проводились и давали хорошие результаты в коммунистические субботники. Тогда была полная взаимосвязь предприятий с органами советской власти, многие руководители избирались депутатами поссовета. Они вносили свои личные инициативы в дела и решения поселковых проблем.

А что сегодня? Посёлок вырос, похорошел, но многие вопросы и проблемы остались. Нам с вами, жители посёлка Саянского, надо понять одно: времена меняются. Сегодня все руководители предприятий озадачены прежде всего безопасностью движения поездов, за нарушение которого они могут «вылететь» из своего кресла, это во-первых. Во-вторых, XXI век принёс в нашу страну Евроремонт, и все теперь благоустраивают свои офисы и здания предприятий, прилегающие территории. В-третьих, ОАО «РЖД» постаралось отделить всю «социалку» от производства, что, конечно же, осложняет взаимосвязь поссовета с руководством предприятий. И лично мне не понятно, почему сегодня в депутатском корпусе нет ни одного руководителя предприятий. Ведь они же всё равно являются жителями нашего посёлка, и я уверен, что душа их болит за него. У руководителей железнодорожных предприятий есть возможности оказывать помощь по благоустройству посёлка. Сегодня приятно прийти в любую организацию и пройти по её территории: чисто, всё блестит… И там ведь работают наши жители! В то же время сегодня можно увидеть возле домов новогодние ёлки, сброшенные с верхних этажей. И кто в этом виноват?

Хочу высказать своё мнение: одно в обвинение председателя поссовета Ларисы Владимировны Медведевой, а другое — в её защиту. Мне не один год приходилось быть депутатом и председателем административной комиссии. Все вопросы должны решаться на исполкоме поссовета. Я вспоминаю один факт, когда наши жители написали жалобу в редакцию «Красноярского рабочего» о том, что Саянский поссовет разрешает строить гаражи во дворах, прилегающих к жилым домам. А разве лучше видеть из окон домов дохлых кошек в разрушенных сарайных постройках?

Хочу, пользуясь случаем, поприветствовать всех ветеранов, всех работников второго поколения и молодёжь, с кем пришлось мне работать в Саянском энергоучастке на протяжении 33 лет. А всем остальным жителям Саянской я желаю добра и вдохновения. Нашей местной газете — долгой жизни.

Ветеран труда,
Почётный железнодорожник,
Кавалер ордена Трудового Красного Знамени,
член КПРФ с 1976 года,
Давыдов Василий Иосифович

Источник:
Воспоминания старожила //Саянские вести. — 2007. — 3 апреля. — №10