Хозяйственные 80-е

Саянское локомотивное депо обслуживало сложную по профилю и протяжённости железнодорожную трассу, имея при этом высокие производственные показатели, поэтому интерес к его работе всегда присутствовал со стороны журналистов. Огромное количество газетных статей было напечатано в течение 80-х годов. Эти статьи подробно представляют жизнь и деятельность саянского депо в сложный период перестроечного времени: его производственные достижения и социально-бытовые проблемы, его чаяния и огорчения,  новые надежды и тревоги.

В начале 80-х годов  в локомотивном депо станции Саянская освоили вождение тяжеловесных составов электровозами ВЛ-85 и сдвоенных порожняковых составов длиной 450 физических осей. Было построено два 60-квартирных дома по улице Строителей. Но жилищная проблема всё ещё оставалась самой насущной из всех  существующих проблем.

В мае 1985 года средний вес поезда перевалил за три с половиной тысячи, проведено было 62 тяжеловесных, сэкономлено 73 тысячи киловатт-часов электроэнергии, производительность труда достигла 116 процентов.

В газете «Знамя октября» за 2 июля 1985 года вышла статья «Аргументы машиниста Красинского». С чувством ответственности и обеспокоенности говорил он о том, что сбои в движении локомотивных составов часто возникают по причине небрежной работы слесарей-ремонтников, путейцев, которые, устанавливая временные ограничения скоростей, не торопятся устранять неполадки на некоторых участках пути, диспетчеров, неоправданно долго задерживающих грузовые локомотивы при скрещении с пассажирскими.

«Следует сказать и о моих коллегах. — справедливости ради добавил машинист Красинский. — Они относятся к своим обязанностям с достаточной ответственностью. По вине локомотивных бригад Саянского депо  в этом году не было брака в работе… Вот уже второй год наши основные показатели значительно выше плановых. А запланировано немало, ибо мы выполняем почти 50% работы отделения по перевозке грузов».

Знамя октября. - 1985. - 2 июля

Знамя октября. — 1985. — 2 июля

Во второй половине 80-х годов в Саянском оборотном локомотивном депо произошли немалые изменения, улучшился моральный микроклимат, люди стали раскованы во мнениях, более активны.

«Изменения произошли в сознании людей.  — отметил машинист-инструктор, заместитель секретаря партийной организации депо Николай Павлович Горбачёв. — Сменился состав руководителей, стиль работы. У нас сменился начальник депо, машинисты-инструкторы, бригадиры… При замещении вакантных должностей использовали демократические методы. Это был шаг вперёд по сравнению с прежними застойными временами».

Однако перестройка в сознании и стиле руководства предполагала, в первую очередь, зримый результат — нормальные социально-бытовые условия для железнодорожников. В депо всё так же остро стояла проблема нехватки жилья.

001 (2)

Новое руководство в лице Виктора Ивановича Жуковского стремилось всеми силами сохранить резервы повышения производительности труда, и главным в этом направлении они считали укрепление кадров. Все отмечали, что с началом пересторойки заметно активнее стала жизненная позиция молодых, которые своими силами оборудовали спортивную комнату в подвале профилактория.

Безымянный

В 1987 году к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции за безупречную работу почётными грамотами были награждены машинисты электровоза Николай Васильевич Губернов и Александр Сегреевич Масанский, победителями социалистического соревнования стали машинист электровоза Михаил Александрович Фрасс и его помощник Виктор Иванович Леховский:

Губернов Николай Васильевич

Масанский Александр Сергеевич

Фрасс Михаил Александрович и Леховский Виктор Иванович
Статья из газеты «Знамя октября» за 1988 год

Оборотное депо станции Саянской являлось самым крупным в составе Абаканского депо, но оно не было самостоятельным предприятием, откуда вытекали ограничения в финансовой и в хозяйственной деятельности. Перестройка принесла новое веяние — переход на самофинансирование и самоокупаемость. С этим переходом депо связывало большие надежды на то, что свобода, которую даст предприятию самофинансирование, поможет решить его многочисленные проблемы, в основе которых лежала обеспеченность жильём. Поскольку депо не имело собственного счёта, то и планировать жильё сами они не могли. Из этой проблемы вытекала другая — нехватка кадров. Для того, чтобы ритмично работать и не иметь сверхурочных, нужно было ещё не менее 35 помощников машинистов. Нехватка кадров порождала напряжённый режим труда — за полугодие на одного работающего приходилось по 85 сверхурочных часов. Напряжённый режим труда, в свою очередь, тоже создавал проблему — невозможность проводить подготовку по повышению квалификации работающих, а отсюда — недостаточно высокие показатели квалификации машинистов. Одна проблема порождала другую, другая — третью, третья — четвёртую. Образовывалась цепочка проблем.

Виктор Иванович Жуковский и Совет трудового коллектива

Совет трудового коллектива

«Переход на полное самообслуживание участка Саянская-Тайшет — это реальная прибавка к планово-экономическим показателям. — Пояснил начальник депо станции Саянская Виктор Иванович Жуковский. — Насколько ощутима будет эта прибавка? Да в два раза! Так что перспектива заманчивая…»

Люди с надеждой говорили о недалёком будущем, планировали свою работу и жизнь. И по тому, как светились их лица, чувствовалась уверенность в собственных силах.

Наконец, началось строительство 60-квартирного дома.

«Прежде всего нужно привести в надлежащее состояние жилищные условия работающих. Улучшить их. — говорил Виктор Иванович Жуковский в интервью газете «Красноярский железнодорожник». — У нас до сих пор люди живут в бараках, на малой площади с детьми. А некоторые и вовсе жилья не имеют, ютятся на квартирах… Мы заканчиваем 60-квартирный дом. Нам выделяют 30 квартир. Из 135 семей улучшат условия проживания 23. Новые квартиры выделим машинисту Смагину, вдове Стригоцкой… В сентябре думаем заложить 8-квартирный дом…»

003

Интервью с начальником депо Виктором Ивановичем Жуковским
Статья из газеты «Красноярский железнодорожник»

17 августа 1989 года в «Красноярском железнодорожнике» наряду с высокими производственными показателями, впервые за несколько лет упоминается о решении жилищных проблем. За 1988 год очередь на улучшение жилищных условий продвинулась на 10 человек. Строились ещё два 8-квартирных дома.

Безымянный3

Статья из газеты «Красноярский железнодорожник» от 17 августа 1989 года

Перестроечное время породило большое количество передовиков производства. Их имена в депо на станции Саянская произносили с гордостью: Н.Д.Коростелёв, А.А.Болелов — машинисты тепловоза, Л.А.Трашков, А.С.Масанский, А.И.Мильниченко — машинисты электровоза, Ю.В.Быков, М.М.Струпенев — помощники машинистов, Н.С.Лохматова, Н.И.Курочка — экипировщицы, Н.В.Клёнина — инженер депо, М.И.Веремеенко — газоэлектросварщик, В.А.Фомина — дежурная дома отдыха, Л.С.Щеголихина — уборщица.

004

Хоняк Анатолий Владимирович и Панченко Владимир Васильевич

Шимолин Кирилл Харламович

Трудно ли стать машинистом? — спросили как-то у Кирилла Харламовича Шимолина, кандидата в члены КПСС, машиниста тепловоза станции Саянская.

«Нет, — сказал он. — Гораздо труднее им быть».

Эти люди и многие другие в саянском локомотивном депо, болеющие душой за производство, выполняющие планы, экономящие топливо и электроэнергию, умножали своим трудом славу всего коллектива.

Марина Пряжникова

Источники:

Статьи из газет «Красноярский железнодорожник» и «Знамя октября»

Безмайленко В. Из кабины локомотива — на стройплощадку// Красноярский железнодорожник. — 1989. — 17 августа