Саянская

Своим рождением Саянская обязана трассе мужества Абакан-Тайшет

В труднейшее военное время 1942 года, когда шли бои за Сталинград, было принято решение о проектировании конечного звена Южно-Сибирской магистрали. Железная дорога, берущая начало в Хакасии, должна была пройти через горы и равнины, плодородные степи и обширные пастбища, через места залегания полезных ископаемых, пересечь малодоступный район Восточных Саян.

Об этой местности до революции писали: «Глухая тайга с массой поваленных ветром стволов, с травами выше человеческого роста, без топора летом и осенью непроходима, нет ни дороги, ни даже троп. Колебания отметок поверхности так причудливы и резки, что прокладка дороги согласно техническим условиям невозможна».

На болотистом месте, на стыке трёх районов (Партизанского, Рыбинского, Саянского) недалеко от деревни Усть-Кандыга был забит столб с надписью, сделанной чёрным углём: «Станция Саянская». Этот столб с надписью и пыталась разыскать группа строителей во главе с Владимиром Шакуровым. В стужу по степи медленно двигалась крытая машина. Перед сугробами машина останавливалась. Из-под брезента выскакивали люди и лопатами расчищали дорогу. А в те приятные минуты, когда машина шла, а не буксовала в снегу и не нужно было её толкать, ребята разговаривали о будущем, далеком и близком, о работе, о стройке. Ехали весь день, но только к вечеру добрались до места. Остановились. Все, кто был в машине, высыпали наружу. Кругом — голая степь, только вдали виднелись снежные шапки Саянских хребтов.

— Что-то я тут не вижу гостиницы, — притопывая валенками и ёжась от холода, пошутил Илья Пулькевич. — Такой приём меня не устраивает.
— Гостиницу сам будешь строить, — отозвался Владимир Шакуров.

Когда они, наконец, разыскали крохотный столбик в степи и смогли оглядеться, на лицах отразилась некоторая растерянность. Клонилось к закату неяркое солнце. Степь лежала безмолвная и белая. И лишь на краю её чернела полосочка старых, засыпанных снегом избушек — деревенька Усть-Кандыга. В деревне ребятишки осенью перешли учиться в новую школу, а старую первые строители станции Саянской сделали своим временным домом.

Началось строительство станции Саянская, а вместе с ней строительство центрального участка трассы Абакан-Тайшет. По проторенному группой Шакурова пути день за днём шли машины с людьми и техникой, одинокая колея в глубоком снегу вскоре превратилась в наезженный тракт. Не прошло и восьми месяцев, как старая Усть-Кандыга, поглощаемая новым посёлком, услышала в этих местах свисток паровоза.

Усть-Кандыгинские охотники и оглянуться не успели, как начал расти в степи посёлок и, конечно же, не в одну улицу, как в Усть-Кандыге. А по трём лучам: на север — к Клюквенной, на восток — в сторону Тайшета, на запад — к Саянскому хребту всторону Абакана поползли 3 гигантские змеи — насыпи. В октябре 1959 года молодой машинист Василий Кутали привёл на Саянскую первый поезд из Клюквенной. Это событие было итогом славной ударной работы сотен строителей. Маленькая, всего 56 км, но огромного значения для всей стройки ветка. Они в шутку называли эту ветку «дорогой жизни». И, как во всякой шутке, в ней тоже была доля правды. По этой дороге с Транссибирской магистрали пошли потоком грузы, позволявшие в полную силу развернуть строительство основной трассы в обе стороны — на восток и на запад.

В 1960 году на Саянской развернулось строительство восьмиквартирных домов. Кирпич для них возили из Заозерного. Потом начали возводить крупнопанельные 36-квартирные дома. Первый дом собирали около двух месяцев. Затем дело наладилось. Второй дом смонтировали уже за 25 дней. К весне 1962 года он был сдан в эксплуатацию с отличным качеством. Спасибо монтажникам из бригад Михаила Гофмана — таким парням, как электросварщик Василий Сердцев. К февралю 1961 года на Саянскую приехало столько людей что для размещения новоприбывших уже не хватало деревенских домов. Пока монтажники собирали крупнопанельные дома, рядом каменщики возводили 36-квартирные кирпичные. На строительных площадках в то время своим мастерством прославили себя комсомольцы Донцов, Алиев, Ананьев. Но, пожалуй, наибольший вклад в строительство Саянской внёс уральский паренёк Николай Жуйков. Его руками выложен не один этаж жилых домов, водонапорная башня.

Трудности. Особенно много их выпало на долю отряда сантехников, руководимого Николаем Васильевичем Пыленко. Водопровод, теплотрассу не просто было проложить в мёрзлых зимой и вспученных от воды летом грунтах. А среди жилых домов выросли интернат, детский сад. Дом связи, магазины, средняя школа на 520 мест со светлыми классами, спортивным залом, учебными мастерскими, лабораториями. Построены: больничный городок, котельная. Вступили в строй вокзал, тяговая подстанция, дом локомотивных бригад. Завершалось строительство Дворца культуры…

Маленькая железнодорожная ветка принесла в тайгу новую жизнь. Ведь по этой ветке поступали механизмы, панели для домов, оборудование для котельной, сантехника. Но самое главное — она бесперебойно снабжала всем необходимым строителей трассы Абакан-Тайшет, тех, кто уходил всё дальше в горы и леса, кто вставал лицом к лицу к суровой природе, кто оставлял обжитые посёлки, чтобы вести дорогу дальше.

Шесть лет упорного труда. И вот 20 декабря 1965 года отправился первый пассажирский поезд со станции Тайшет, он назывался «Байкал», и ехали в нём лучшие строители восточного участка. Навстречу ему из Абакана шёл пассажирский поезд под названием «Енисей». В нём ехали строители западного плеча дороги. Поезда встретились в центре, на станции Саянская. А встречали их наши «саянские первооткрыватели и выдвиженцы» — так сказал о них Владимир Сергеевич Махов, первый начальник станции.

Светлана Марченко

Источник:
Саянская (С.Марченко) // Земля моя Рыбинская. Очерки истории. — Зеленогорск: Изд-во «Зеленогорская типография», 2002 г., С.113-116