Последний путь
первых военных строителей станции Саянская

Первыми жителями нашего посёлка и первыми его строителями были военнослужащие 44-ого строительного батальона железнодорожных войск. В его состав входили военные офицеры, солдаты-сверхсрочники, но больше всего было молодых мальчишек — призывников, волей судьбы попавших в войска стройбата.

В конце октября 1959 года солдатом-срочником строительного батальона железнодорожных войск прибыл на станцию Саянская старожил нашего посёлка Куликов Виктор Леонидович. Он рассказывал, что за время строительства трассы Абакан-Тайшет 44-ый батальон потерял трёх солдат и одного офицера.

С первым военнослужащим попрощались зимой 1959-1960 года. О причинах его гибели Виктор Леонидович тогда не знал, как и не успел узнать самого солдата.

Второго солдата в батальоне знали многие. Слабый здоровьем, он не раз проходил лечение в медсанчасти, был определён на лёгкий труд, и работал в пищеблоке на хлеборезке. Неожиданное обострение болезни не оставило ему шансов на выздоровление.

Третий солдат-срочник, Балахонов А., проходил службу в роте мостовиков и был хорошо знаком рядовому Куликову. Сохранилась фотография, на которой они стоят вместе — трое земляков из Чусовского района Пермского края.

5 декабря 1959 года Клуб 44-ого батальона

5 декабря 1959 года
Клуб 44-ого батальона
Слева Куликов В. из Калино,
В центре Нефёдов Л. из Кусьи,
Справа Балахонов А. из Утёса
Чусовского района Пермского края

Рядовой Балахонов погиб ранней весной 1962 года при строительстве здания школы. Его гибель стала трагедией для 44-ого батальона, особенно — ребят роты мостовиков, вместе с которыми он каждый день работал на стройке. Техника безопасности была соблюдена, строительная техника — исправна, и всё же произошла трагическая случайность…

Моросил мокрый снег. Солдаты по кирпичику выкладывали стены будущей школы. Подъёмный кран поднимал строительную бадью с цементным раствором, а рядовой Балахонов принимал её на строительной площадке вместе с другими военнослужащими. Он первый схватился за края железной ёмкости… Из-за пробития электропроводки подъёмного крана она оказалась под большим напряжением. Молодой солдат получил смертельный удар током.

С родителями рядового Балахонова связались через местный военкомат и приняли совместное решение осуществить его захоронение по месту прохождения службы. Родители были уже очень старенькие, не могли приехать за сыном, и денег на похороны у них не было.

Прощаться с рядовым Балахоновым собрался весь батальон: солдаты срочники, сверхсрочники и офицеры, их жёны и дети. В этот траурный день все работы были остановлены.

Похороны 5

Перед штабом

Военнослужащие выстроились перед штабом, откуда должны были выносить тело рядового. В назначенный час началась траурная церемония.

Похороны 4 Штаб

Штаб 44-ого батальона

Впереди похоронной процессии несли траурные венки, шёл военный оркестр, потом ехала машина. По территории батальона гроб несли на руках в сопровождении военного караула. За гробом шли офицеры, затем — рота мостовиков и прочие военнослужащие. Процессию сопровождал траурный марш военного оркестра.

Похороны 2

Территория батальона

Похороны 1

Траурная прецессия двигалась в направлении автотрассы Рыбное-Агинск. Наконец, гроб с телом погибшего поставили на машину, уложили венки. К траурному кортежу присоединилось ещё несколько машин: одна — для оркестра, другие — для офицеров и солдат. Машины двинулись дальше, в направлении станции Клюквенная (Уяр), а пешая колонна отправилась в расположение части.

Похороны 3

На уярском кладбище под траурный марш военного оркестра гроб опустили в могилу. Караул дал прощальный залп.

Это была необычная траурная церемония. Обычно похороны военнослужащих осуществлялись «в вагон» — так в батальоне называли отправку на родину. Разница была в том, что траурный кортеж  двигался не к автотрассе, а к железнодорожной станции. Под музыку духового оркестра гроб с телом погибшего устанавливали в специальный вагон. Затем караул давал прощальный залп. Так в мае 1965 года проходило прощание с героически погибшим офицером-подрывником 44-ого батальона железнодорожных войск Борисом Ивановичем Лукашевичем.

Воинам, павшим на саянской земле, вечная память!

Марина Пряжникова

Источники:

Рассказы Куликова Виктора Леонидовича

Фотоархив Куликова Виктора Леонидовича