Последний путь
первых военных строителей станции Саянская
Первыми жителями нашего посёлка и первыми его строителями были военнослужащие 44-ого строительного батальона железнодорожных войск. В его состав входили военные офицеры, солдаты-сверхсрочники, но больше всего было молодых мальчишек — призывников, волей судьбы попавших в войска стройбата.
В конце октября 1959 года солдатом-срочником строительного батальона железнодорожных войск прибыл на станцию Саянская старожил нашего посёлка Куликов Виктор Леонидович. Он рассказывал, что за время строительства трассы Абакан-Тайшет 44-ый батальон потерял трёх солдат и одного офицера.
С первым военнослужащим попрощались зимой 1959-1960 года. О причинах его гибели Виктор Леонидович тогда не знал, как и не успел узнать самого солдата.
Второго солдата в батальоне знали многие. Слабый здоровьем, он не раз проходил лечение в медсанчасти, был определён на лёгкий труд, и работал в пищеблоке на хлеборезке. Неожиданное обострение болезни не оставило ему шансов на выздоровление.
Третий солдат-срочник, Балахонов А., проходил службу в роте мостовиков и был хорошо знаком рядовому Куликову. Сохранилась фотография, на которой они стоят вместе — трое земляков из Чусовского района Пермского края.
Рядовой Балахонов погиб ранней весной 1962 года при строительстве здания школы. Его гибель стала трагедией для 44-ого батальона, особенно — ребят роты мостовиков, вместе с которыми он каждый день работал на стройке. Техника безопасности была соблюдена, строительная техника — исправна, и всё же произошла трагическая случайность…
Моросил мокрый снег. Солдаты по кирпичику выкладывали стены будущей школы. Подъёмный кран поднимал строительную бадью с цементным раствором, а рядовой Балахонов принимал её на строительной площадке вместе с другими военнослужащими. Он первый схватился за края железной ёмкости… Из-за пробития электропроводки подъёмного крана она оказалась под большим напряжением. Молодой солдат получил смертельный удар током.
С родителями рядового Балахонова связались через местный военкомат и приняли совместное решение осуществить его захоронение по месту прохождения службы. Родители были уже очень старенькие, не могли приехать за сыном, и денег на похороны у них не было.
Прощаться с рядовым Балахоновым собрался весь батальон: солдаты срочники, сверхсрочники и офицеры, их жёны и дети. В этот траурный день все работы были остановлены.
Военнослужащие выстроились перед штабом, откуда должны были выносить тело рядового. В назначенный час началась траурная церемония.
Впереди похоронной процессии несли траурные венки, шёл военный оркестр, потом ехала машина. По территории батальона гроб несли на руках в сопровождении военного караула. За гробом шли офицеры, затем — рота мостовиков и прочие военнослужащие. Процессию сопровождал траурный марш военного оркестра.
Траурная прецессия двигалась в направлении автотрассы Рыбное-Агинск. Наконец, гроб с телом погибшего поставили на машину, уложили венки. К траурному кортежу присоединилось ещё несколько машин: одна — для оркестра, другие — для офицеров и солдат. Машины двинулись дальше, в направлении станции Клюквенная (Уяр), а пешая колонна отправилась в расположение части.
На уярском кладбище под траурный марш военного оркестра гроб опустили в могилу. Караул дал прощальный залп.
Это была необычная траурная церемония. Обычно похороны военнослужащих осуществлялись «в вагон» — так в батальоне называли отправку на родину. Разница была в том, что траурный кортеж двигался не к автотрассе, а к железнодорожной станции. Под музыку духового оркестра гроб с телом погибшего устанавливали в специальный вагон. Затем караул давал прощальный залп. Так в мае 1964 года проходило прощание с героически погибшим офицером-подрывником 44-ого батальона железнодорожных войск Борисом Ивановичем Лукашевичем.
Воинам, павшим на саянской земле, вечная память!
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Куликова Виктора Леонидовича, Марксаны Андреевны и Галины Ивановны Лукашевич
Фотоархив Куликова Виктора Леонидовича