Машинисты со станции Зуевка
Первые машинисты депо Саянская

Открытие трассы Абакан-Тайшет случайно совпало с закрытием Зуевского паровозного депо, расположенного в Кировской области. Так локомотивное депо Саянская в 1965 году пополнилось зуевскими машинистами, приехавшими на героическую стройку века.

Станция Зуевка (по названию близлежащей деревни Зуи) появилась в 1898 году, когда по Царскому Указу началось строительство железнодорожной магистрали Пермь—Котлас. Вместе со станцией к моменту пуска железной дороги в пристанционном посёлке было создано паровозного депо.

К началу строительства железнодорожной трассы Абакан-Тайшет Зуевское паровозное депо имело уже более полувековую историю. В ближайших городах функционировали дорожно-технические школы, которые готовили специалистов для железной дороги. В Зуевском депо работали грамотные и опытные работники. В Казанской дорожной школе их обучали вождению тепловозов.

5 сентября 1962 года
Казанская дорожно-техническая школа
В третьем ряду третий слева Данилов Леонид Николаевич, седьмой — Частиков Пётр Фёдорович
В четвёртом ряду шестой слева Широков Борис Сергеевич

В Горьковской дорожной школе обучали вождению электровозов.

1963 год
Горьковская дорожно-техническая школа
Слева-направо:
В первом ряду второй Данилов Леонид Николаевич, третий Широков Бирис Сергеевич
Третий во втором ряду Дерягин Павел Егорович
Девятый в третьем ряду Частиков Пётр Фёдорович

В 1965 году паровозное депо, находящееся на станции Зуевка Кировской области, подверглось расформированию. Работники железной дороги в отчаянии перебирали варианты своего дальнейшего трудоустройства… Первым предложил ехать на героическую железнодорожную стройку Абакан-Тайшет машинист электровоза Зуевского паровозного депо Акилов Сергей Митрофанович, давно размышлявший о покорении Сибири и Дальнего Востока. В марте 1965 года он вместе со своим шурином Широковым Борисом Сергеевичем поехал в Сибирь. В локомотивном депо Абакан Восточно-Сибирской железной дороги их сразу приняли машинистами тепловоза и направили работать на станцию Абакумовка, а в декабре того же года зачислили в штат оборотного депо Саянская — машинистами электровоза.

Широков Борис Сергеевич и Акилов Сергей митрофанович

Широков Борис Сергеевич и Акилов Сергей Митрофанович

Следом за ними в 1965 году на восток потянулись другие работники Зуевского паровозного депо:

Частиков Пётр Фёдорович
Семушин Рафаил Яковлевич
Дерягин Павел Егорович
Архипов Алексей Петрович
Данилов Леонид Никифорович
Пасынков Геннадий Иванович
Беспёрстов Николай Захарович

В июле 1965 года Акилов Сергей Митрофанович снова вернулся в Зуевку для того, чтобы окончательно и навсегда покинуть её. В Сибирь он вместе с женой возвращался в товарном вагоне, где перевозили вещи и мебель. Одновременно с ними на станцию Саянская ехали семьи Широкова Б.С., Данилова Л.Н. и другие.

«На вокзале собралась вся Зуевка: нас провожали как героев, направляющихся на комсомольскую стройку, — вспоминала Широкова Зинаида Фёдоровна. — Педагоги, родители, ученики — все плакали. Я тоже рыдала, уезжая без всякого желания. Отговаривала и мама: «В Сибирь в ссылку ссылают, а вы сами едите». Но мы, как жёны, декабристов, собрали свои котомки и погрузили в товарный вагон поезда. Женщины с детьми сели — в вагон пассажирский. Я хорошо помню, что мы с Олей ехали вместе с Даниловыми Алевтиной Михайловной и её дочерью Галей. Запомнила это потому, что она всю дорогу не могла поднять головы, лежала пластом, так как очень плохо переносила езду в поезде: сама не пила, не ела и ребёнка не могла накормить, в туалет сводить. Я за ними всю дорогу ухаживала. Приехали мы прямо в Саянскую. В конце станции стояли товарные вагоны. И вот с июля до ноября месяца мы жили в одном из этих вагонов вместе с Акиловыми. Рядом с нами стояли другие вагоны, где жили Даниловы с Беспёрстовыми и другие. Я тогда никого не знала, даже наших зуевских. Электричества не было, готовили на печке, на кирпичах. Осенью в вагонах стало очень холодно — топили по возможности не переставая. В ноябре 1965 года «вагонников» стали расселять. Нам и Акиловым дали однокомнатные квартиры в трёхэтажном доме по улице Комсомольская. Дерягиным и Даниловым дали на двоих трёхкомнатную квартиру, а Беспёрстовых подселили в трёхкомнатную квартиру к Частиковым. Кому-то по приезду в Саянскую сразу дали одну квартиру на двоих — это Архиповы и Семушины. Про остальных сказать не могу. В декабре трассу Абакан-Тайшет сдали в эксплуатацию. В 1966 году военнослужащие стали разъезжаться. Нам и Акиловым дали освободившиеся двухкомнатные квартиры в благоустроенных домах по улице Ленина. Тогда же расселили Даниловых, Беспёрстовых и всех остальных».

О том, как работали зуевские машинисты красноречивей всего могла бы рассказать доска почёта оборотного локомотивного депо станции Саянская. Даже Беспёрстов Николай Захарович, который, не проработав и года, уехал на станцию Курагино, был признан в Саянской лучшим машинистом. Его фотография висела на доске почёта.

Частиков Пётр Фёдорович долгое время возглавлял оборотное локомотивное депо Саянская.

Декабрь 1979 года
День машиниста
Выступает начальник локомотивного депо — Пётр Фёдорович Частиков

На станции Саянской зуевских машинистов называли одним словом «вятские», по старому названию города Кирова. Земляки на чужой земле стали, как говорится, ближе родственников: дружили семьями, отмечали дни рождения и праздники.

Упольников Иван Фёдорович, Данилова Алевтина Михайловна, Упольникова Зинаида Александровна, Данилов Леонид Никифорович

Март 1970 года
День рождения Алексея Петровича Архипова
На переднем плане Архиповы Алексей Петрович и Анна Михайловна
Дальше слева-направо:
Даниловы Алевтина Михайловна и Леонид Никифорович, Семушины Рафаил Яковлевич и Вера Васильевна, Дерягины Клавдия Максимовна и Павел Егорович

Данилов Леонид Никифорович, Семушины Рафаил Яковлевич и Вера Васильевна, Пасынков Геннадий Иванович

В последующие годы в состав оборотного локомотивного депо Саянская влились другие машинисты Зуевского депо, которые тоже стали искать в Саянской общения со своими земляками:

Терюхов Евгений Иванович
Богаев Анатолий Андреевич
Соболев Валерий Александрович
Никулин Виктор Степанович
Перевозчиков Анатолий Васильевич
Упольников Иван Фёдорович

Первые годы, проведённые на строительстве трассы Абакан-Тайшет, хорошо запомнила дочь Ивана Фёдоровича Упольникова — Катерина:

«В августе 1965 года мои родители приехали работать в Кошурниково. Первое время жили в вагоне на станции Сисим. Отец работал в локомотивном депо, мама — няней в детском саду. Когда стало холодно нас поселили в доме отдыха локомотивных бригад, а затем дали 3-трёхкомнатную квартиру, в которой мы прожили год. Где-то весной к нам подселили семью Богаевых. В 1966 году мы переехали в Саянскую и года три примерно жили на улице Ленина-5 в квартире 13, потом — по улице Школьной-7. Семья Богаевых в Саянской получила квартиру Беспёрстовых».

Слева-направо:
Вверху — Упольникова Зинаида Александровна и Терюхова Руфина Петровна
Внизу — Даниловы Алевтина Михайловна и Леонид Никифорович, Перевозчикова Нина Васильевна,
справа — Упольников Иван Фёдорович

Впереди Терюхова Руфина Петровна
Далее слева-направо:
Терюхов Евгений Иванович, Перевозчиков Анатолий Васильевич, брат Соболева Валерия Александровича — Геннадий

Женщины: Данилова Алевтина Михайловна, Терюхова Руфина Петровна, Перевозчикова Нина Васильевна
Мужчины: Данилов Леонид Никифорович и Терюхов Евгений Иванович

Бывшие зуевчане надёжно осели в Сибири. Доработали до пенсии. Стали ветеранами труда. Воспитали здесь детей и внуков, которые уже по праву называют себя сибиряками.

Ветераны труда: Дерягин Павел Егорович (слева), Архипов Алексей Петрович (в центре), Акилов Сергей Митрофанович (справа)

Ветераны труда:
Дерягин Павел Егорович (слева),
Архипов Алексей Петрович (в центре),
Акилов Сергей Митрофанович (справа)

Депо (1)

1980 год
Упольников Иван Фёдорович, Дерягин Павел Егорович, Архипов Алексей Петрович

Марина Пряжникова

Источник:

Рассказы Широковой Зинаиды Фёдоровны и Даниловой Алевтины Михайловны, Упольниковой Екатерины Фёдоровны

Фотографии из домашнего архива Даниловых и Широковых

Фотографии из альбома «Локомотивное депо станции Саянская: Родной школе от октябрят 3Б класса (Учитель В.В.Семушина) — п.Саянский, 1980»