Октябрята
Будущие пионеры
В Саянской средней школе №5 существовали крепкие традиции внутришкольной детской организации. Но основы дисциплины и успеваемости советских школьников закладывались в начальной школе — в деятельности октябрятских отрядов.
Октябрята появились в 1923 году, когда при пионерских отрядах стали формировать группы из детей рабочих и крестьян. Назывались они везде по-разному. В Сибири были красные маки, на Кавказе — букеты, цветочки и садики, в Одессе — красные зёрнышки. В Москве в честь победы Великой Октябрьской революции – октябрята. Последнее название прижилось и стало официальным. Во времена СССР все учащиеся начальной школы были октябрятами, в среднем звене становились пионерами, а старшие школьники принимались в ряды комсомола.
Саянские октябрята
Для учителя начальной школы, набравшего первоклассников, осень была самым насыщенным временем.
«Сначала 1 сентября, потом — Золотая осень, а в октябре начиналась подготовка к вступлению в октябрята. Нужно было успеть до ноябрьских праздников оформить в классе стенд, выучить с детьми название октябрятского отряда, девиз, речёвку, песню, правила октябрят… А сколько нужно было провести бесед, рассказать о Ленине, об Октябрьской революции, об октябрятском движении… Очень помогали старшие пионервожатые, сами проводили такие занятия», — рассказывала Рябинина Тамара Николаевна — одна из первых учителей нашей школы.
Приём в октябрята проходил накануне 7 ноября, на торжественной линейке. Зал украшали знамёнами, флагами, октябрятскими лозунгами, портретами В.И.Ленина.
Первоклассники выстраивались перед всей школой и дружно читали правила октябрят:
Октябрята — будущие пионеры.
Октябрята — прилежные ребята, любят школу, уважают старших.
Только тех, кто любит труд, октябрятами зовут.
Октябрята — правдивые и смелые, ловкие и умелые.
Октябрята — дружные ребята, читают и рисуют, играют и поют, весело живут.
Пионеры подшефного отряда октябрят прикрепляли первоклассникам октябрятские звёздочки, вручали памятные открытки.
Уголок октябрят
На стене Пионерской комнаты Саянской средней школы №5 был оформлен стенд, посвящённый октябрятам. Назывался он «Уголок октябрят». Сюда будущих пионеров приводили как в музей пионерской организации.
Октябрятский отряд
Отряды октябрят создавались в первых классах и действовали до вступления в пионеры и образования пионерских отрядов. Это происходило в 3 классе начальной школы.
Внутри отряда октябрята разбивались на звёздочки — по пять человек в каждой, как в пятиконечной звезде. У каждой звёздочки был свой командир. Каждый учащийся в звёздочке имел своё поручение: один следил за санитарным состоянием и соблюдением правил гигиены, другой — за дисциплиной, третий — за успеваемостью (подтягивал тех, кто отставал в учёбе), четвёртый организовывал игры на переменах, участвовал в культурно-массовой работе отряда. Командир координировал и контролировал всю деятельность своей звёздочки. Каждую четверть поручения внутри звёздочек менялись, избирались новые командиры — все хотели примерить на себя эту почётную должность.
Каждую четверть на торжественной линейке лучшему октябрятскому отряду вручался ВЫМПЕЛ — маленький флажок, который с гордостью устанавливали в октябрятском уголке своего класса. Внутри отряда тоже проходили соревнования — по успеваемости, дисциплине, участию в школьной жизни, оценивали внешний вид октябрят: аккуратность, опрятность и чистоту. Еженедельно на классных часах подводились итоги соревнований, по звёздочкам распределялись места.
«В советское время дети любили школу. Жить было интересно. Мы постоянно соревновались, что-то обсуждали, к чему-то готовились… После детского сада ребятам было почётно и ответственно носить взрослые поручения, к их выполнению они относились очень серьёзно. Работа в отряде была хорошо организована, что облегчало работу учителя. Это особенно ярко проявлялось во втором и в третьем классе — организация слаженная, чётко отработанная. Ребята всё делали сами, и мы им полностью доверяли», — вспоминала Фроленкова Зинаида Тихоновна.
В каждом классе висели октябрятские стенды. На них отражалась структура отряда, количество и состав звёздочек. Результаты внутриклассных соревнований оформлялись на отдельных листах или плакатах. На стенах класса можно было увидеть праздничные стенгазеты, а также сатирические газеты, в которых высмеивали нарушителей дисциплины и порядка.
В апреле ежегодно проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят организовывались «ленинские чтения», старшеклассники приходили в классы и читали рассказы о Володе Ульянове. Проводились конкурсы стихов о Ленине. В классах оформлялись плакаты о жизни Владимира Ильича, («Наш Ильич»), над доской располагались портреты Ленина.
«Жили мы дружно и весело. Очень много работали внутри октябрятского отряда, постоянно к чему-то готовились: что-то учили, повторяли, репетировали, распределяли номера, роли… Каждая звёздочка готовила к празднику свой номер или свою песню», — продолжала Зинаида Тихоновна.
Часто проводились крупные мероприятия, с участием пионерских отрядов, которые всегда были примером для юных ленинцев.
Фотографии лучших октябрят помещали на доску почёта. Их фотографировали у ленинского знамени и у вымпела «Лучшей октябрятской группе».
Будни октябрят
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы учителей начальных классов:
Рябининой Тамары Николаевны и Фроленковой Зинаиды Тихоновны
Фотографии из группы «Саянский наша маленькая Родина!!» в Одноклассниках
Фотоархив Саянской средней школы,
сохранённый Марченко С.Е.
Какая ты молодчина, Марина, что затронула эту детскую тему! Октябрята, пионеры, комсомольцы — это был интересный путь с первых дней в школе и до последних. Дети старались заслужить это звание, были увлечены общими делами, соревновались, подводили итоги, радовались общими успехами.
Пионерские сборы, комсомольские собрания, бесплатные кружки, зарницы — всё это увлекало и дисциплинировало детей. Жаль, что ничего этого нет сейчас, если и есть, то — платное, не каждому по карману.