Привокзальная площадь
станции Саянская

Благоустройство привокзальной площади началось с распоряжения начальника дороги об установке на станции Саянская памятника паровозу Л-3864. Курировать эту работу было поручено главному инженеру отдела дороги по Абаканскому территориальному управлению Медведеву Сергею Александровичу.

В ноябре 2007 года газета «Саянские вести» опубликовала небольшую заметку:

«Весной 2007 года вокруг конторы дистанции пути под руководством нового руководителя С.В. Горлушкина был наведён порядок: обрезаны тополя, разбиты красивые цветники, установлены кованые скамейки. Летом начались работы по обрезке тополей вокруг вокзала».

С этого началось преображение привокзальной площади на станции Саянская.

В марте 2008 года была завершёна работа над генпланом по благоустройству привокзальной площади станции Саянская, который разработало проектно-сметное бюро (ПСБ) филиала ОАО «РЖД» Красноярская железная дорога, под руководством Синявиной О.И.

План благоустройства привокзальной площади станции Саянская

Ответственным за реализацию проекта был назначен начальник станции Саянская Константин Николаевич Таюрский. Руководители всех железнодорожных организаций предоставили в его распоряжение своих рабочих и спецтехнику.

«Каждую пятницу на скором поезде в Саянскую приезжал главный инженер отдела дороги Медведев Сергей Александрович, — вспоминали очевидцы. — Все руководители станции собирались в штабе, докладывали ему о проделанной за неделю работе. Уезжал он поздно, на вечерней электричке, поэтому  анализ работы и планирование осуществлялись самым тщательным образом. Руководители целый день сопровождали его передвижения по станции, ходили по привокзальной площади, внимательно рассматривали каждую деталь… Сообща принимали решения, которые тут же озвучивали по телефону, давая задания, выделяя людей и технику…» Так раскручивался огромный механизм рабочего локомотива под названием «РЖД».

Привокзальная площадь в 70-х годах

О начале благоустройства рассказал начальник штаба по делам ГО и ЧС железнодорожного объекта станция Саянская Александр Анатольевич Ступин, который непосредственно руководил всеми работами на привокзальной площади.

«Первые тополя вокруг вокзала были посажены пол века назад. На протяжение многих лет весной и осенью эта территория становилась похожа на две полные чаши, разделённые тротуаром. Сначала мы выкорчевали тополя, а потом взялись за предварительную отсыпку, для которой использовали обломки старой саянской котельной, демонтированной в начале июля 2008 года. Потом по всей территории площади равномерно распределили толстый слой щебня».

На этом этапе, производимом в 2008 году, вся работа легла на восстановительный поезд под руководством Коростылёва Николая Дмитриевича.

Осенью 2008 года соответственно генплану был выставлен паровоз Л-3864, бригада ВП разровняла щебень и привела площадь в порядок. А весной 2009 года начались работы по благоустройству всей территории привокзальной площади.

Зуйков Сергей Леонидович — начальник НГЧ-1
Вадрецкий Валерий Петрович — начальник локомотивного депо
Ступин Александр Анатольевич — начальник штаба по делам ГО и ЧС

Сначала была нанесена разметка участков. Это был основополагающий этап, к нему подходили очень тщательно.

«Первый раз мы сделали разметку по приказу начальника станции относительно центра площади, — рассказывал Александр Анатольевич, — и центральная дорожка не совпала с улицей Ленина. В очередную пятницу Сергей Александрович Медведев собрал штаб, прошёлся по площади, посмотрел на наши разметки и сказал: «Переделать!» Второй раз мы уже чётко выстроили центральные дорожки».

Работа начиналась ежедневно с 8.00 часов утра и длилась до 17.00 часов вечера. Для освещения привокзальной площади руководитель ЭЧ-7 Кожевников Георгий Анатольевич выделил бригаду начальника сетевого участка Виктора Николаева, которая провела электрические коммуникации, установила фонарные столбы, сделала подсветку паровоза и фонтана. Работники НГЧ-1, выделенные руководителем предприятия Зуйковым Сергеем Леонидовичем, занимались отделочными работами: выставляли бордюры, укладывали плитку, оформляли постамент памятнику-паровозу…

Принимали активное участие в благоустройстве привокзальной площади и работники локомотивного депо. Об этом, спустя 8 лет рассказал машинист электровоза Пряжников Юрий Иванович:

«Мы тогда только отучились на машинистов электровоза, приехали в июне домой на практику, сделали несколько поездок и оказались в гуще предпраздничной суеты. В локомотивном депо объявили, чтобы все бригады в свободные от работы  время приняли участие в благоустройстве привокзальной площади. Кто-то сходил один раз и больше не пришёл, кто-то вообще не ходил,  но были ребята, которые проявили желание помочь в благоустройстве родного посёлка. Мы тогда всем курсом подумали и решили: работу машиниста мы знаем хорошо, а то, что не будет сделано до Дня железнодорожника, после праздника уже никто финансировать не станет. Пришли к начальнику депо Вадрецкому Валерию Петровичу и предложили ему проходить часть практики на привокзальной площади. Он согласился. Мы поступили в распоряжение Ступина Александра Анатольевича, работали ежедневно с понедельника по пятницу, отсыпали щебнем тротуары, укладывали плитку и бордюры, устанавливали скамейки, раскидывали грунт, привезённый для газонов, чистили паровоз. Стояла июльская жара, торопились. Уставали больше, чем от своей основной работы, но ходили с радостью, каждый день наблюдая, как преображается станция. На День железнодорожника отметили многих, кто занимался благоустройством, но наши фамилии, разумеется, никто не упомянул — мы работали неофициально. Хочу сейчас назвать ребят из локомотивного депо, которые почти месяц добросовестно работали на благоустройстве площади: Галушка Александр, Борисов Константин, Гейс Игорь, Кирсанов Алексей, Князюк Дмитрий, Кушнарёв Андрей, Дорошенко Константин и я — Пряжников Юрий».

Борисов Константин, Галушка Александр, Князюк Дмитрий

Все железнодорожные организации станции Саянская приняли участие в перевозке грунта для формирования газонов.

Работники ПЧЛУ под непосредственным руководством Бушевец Елены Ивановны занимались озеленением: сеяли газонную траву, высаживали кустарники миндаля, ивы, барбариса…

29 сентября 2009 года работа по благоустройству станции подошла к концу. С её окончанием весь дальнейший уход за привокзальной площадью был поставлен на баланс Саянской дистанции гражданских сооружений. Круглый год работники НГЧ-1 ухаживают за благоустроенной территорией: высаживают цветы, поливают их, косят газонную траву, убирают мусор, а зимой — чистят и вывозят снег.

21 апреля 2011 года

К празднованию Дня железнодорожника, которое состоялось в 2013 году, работники НГЧ-1 провели реконструкцию привокзальной площади: поменяли плитку на брусчатку вокруг фонтана, установили по всему периметру металлический забор.

День железнодорожника — 2013

В 2013 году благоустройству подверглась привокзальная территория вдоль железнодорожной линии. Его осуществляла дистанция гражданских сооружений не только станции Саянская, но и других железнодорожных линий — станции Кошурниково и станции Абакан.

2009 год

27 января 2012 года

Спиленные тополя не прижились, их удалили, территорию отсыпали щебёнкой, газоны — грунтом, установили бордюры, провели озеленение.

«Начальник дороги сказал, чтобы на День железнодорожника вся площадь была зелёной,  -рассказывал Ступин Александр Анатольевич. — Первый раз мы поехали за ёлочками в июне, на ШЧевской машине и аж под Кравченко, где вдоль железнодорожных линий было много молодняка. Привезли около 150-ти саженцев, посадили, целый месяц тщательно поливали… Но в июле стояла жара, и некоторые ёлочки всё равно пожелтели. Незадолго до Дня железнодорожника мы снова съездили и привезли ещё около ста саженцев. Подсадили вместо погибших ёлочек. Думали, толку не будет, и всё-таки прижились, зазеленели…»

Следует отметить, что впервые со дня основания станции Саянская в 2013 году дорогу вдоль железнодорожной линии покрыли асфальтом. Этим занималась подрядная организация по укладке асфальта, нанятая НГЧ-1.

Такая дорога была вдоль железнодорожной линии
в конце 70-х — начале 80-х годов

9 апреля 2014 года

2016 год


Ежегодно во время летних каникул на базе поселковой администрации создаётся трудовой отряд от железной дороги. В него входят дети железнодорожников — старшеклассники Саянской средней школы. Они облагораживает территорию, принадлежащую железной дороге: привокзальную площадь, территорию вдоль железнодорожных линий, территорию ДС и так далее. Каждое утро сотрудники НГЧ-1 Сорокина Антонина и Походун Анна дают ребятам задание и направляют на трудовой объект.

«Школьники оказывают нам очень большую помощь, — утверждают в НГЧ-1. — Целый месяц они пропалывают клумбы, вырывают траву из брусчатки, красят ограждения, скамейки, игровые тренажёры детской площадки… Благодаря детям железнодорожного отряда каждое лето привокзальная площадь приятно преображается».

24 сентября 2016 года

И вот в 2016 году пассажирам поездов, проходящих по станции Саянская, открылся прекрасный вид из окна: зелёные газоны с подрастающими деревьями, цветочные клумбы вдоль тротуаров, а в ночное время — большая освещённая площадь с массивным паровозом и разноцветным фонтаном.

Марина Пряжникова

Источники:

Памятник паровозу// Саянские вести. — 2007. — 5 ноября. — №24(27). — С.1

Рассказы начальника ГО и ЧС Ступина Александра Анатольевича

Рассказы мастера НГЧ-1 Походун Анны Владимировны

Рассказ представителя администрации Смагиной Надежды Васильевны

Рассказ машиниста электровоза Пряжникова Юрия Ивановича

Фотоархив железнодорожных организаций ГО и НГЧ-1

Фотографии из архива газеты «Саянские вести»

Фотографии из группы «Саянский наша маленькая Родина!!» в Одноклассниках