Летопись

1958

К концу 1958 года строительство линии Абакан-Тайшет было разделено на 3 участка – Западный, Восточный и Центральный. Последний участок был географически обособлен, поэтому здесь решили прокладывать дорогу от середины трассы станции Саянская, расходясь в обе стороны: на восток навстречу ангарцам и на запад навстречу абаканцам.

На болотистом месте, на стыке трёх районов (Партизанского, Рыбинского, Саянского) недалеко от деревни Усть-Кандыга был забит столб с надписью, сделанной чёрным углём: «Саянская».

1959

Март — в запорошенную снегом степь прибыл первый взвод военнослужащих под руководством лейтенанта Владимира Шакурова. Прибыв на место назначения, они с великим трудом нашли столб с надписью «Саянская».

10 марта — началась расчистка площадки под будущий посёлок. А с Клюквенной (ныне Уяр) пробивались сквозь снежные заносы машины с людьми, техникой, стройматериалами. Началось возведение палаточных лагерей и казарменных построек для проживания солдат (офицерские семьи жили в селе Переяславка).

Октябрь — сдана досрочно железнодорожная ветка Саянская-Клюквенная (56 километров).

Ноябрь — первый поезд прошёл по сооруженному участку Клюквенная-Саянская. Вёл его молодой машинист Василий Кутали, приехавший по комсомольской путевке из Львова. Поезд встречали торжественно и радостно, бросая на паровоз сосновые ветви за неимением цветов.

Уже к концу года рядом с вагончиками и палаточным лагерем строителей, выросло здания гауптвахты, целая улица одноквартирных и двухквартирных домов (улицы Зеленая, Строителей, Транспортная).

196о

Началось строительство деревянных 8-квартирных домов.

1961

Февраль — на Саянскую приехало столько людей, что для их размещения не хватало домов в ближайших посёлках. Поэтому, было начато строительство крупнопанельных домов (первый из них по неопытности собирали около двух месяцев, зато второй возвели за 25 дней).

Август — военные строители сдали первый крупнопанельный 36-квартирный дом. Заложен фундамент центральной котельной.

Сентябрь — сдан в эксплуатацию второй крупнопанельный 36-квартирный дом.

1962

Начали устанавливать опоры контактной сети от Клюквенной до Саянской.

Октябрь — закончилось строительство трёхэтажного здания школы на 520 мест.

За год построены  интернат и четыре 36-квартирных дома. Заложены столовая, детский сад, хлебопекарня, прачечная, магазины.

1963

30 июня — первый поезд прошёл через Манский тоннель, рабочее движение открылось от Саянской до Ирбейской.

1964

На всех станциях закончено строительство зданий с постами ЭЦ (электрической централизации), служебных, жилых и культурно-бытовых помещений.

Заканчивалось строительство на станции Саянская – были сооружены котельная, больничный городок, возведено здание клуба.

1 декабря — введение в строй главного двухэтажного корпуса узловой больницы,  где разместились поликлиника и стационар на 25 коек.

Посёлок стал заселяться гражданскими.

1965

В январе вся контактная сеть на западном направлении участка была поставлена на напряжение. Позже то же произошло на восточном направлении.

На станции Саянская сдана в эксплуатацию дизельная электростанция. Электромонтажники смонтировали опорную подстанцию на пять систем напряжения (220/110/35/27,5/10 кВ), установили прожекторное освещение станции. Сформирован восстановительный поезд.

29 января — на станцию Саянская прибыл первый электровоз с направлением Абакан-Тайшет.

1 апреля — создана саянская дистанция электроснабжения (ЭЧ-7)

15 май — образована саянская дистанция сигнализации и связи (ШЧ), саянская дистанция пути.

30 октября — первый электропоезд прошёл по участку Клюквенная-Саянская (машинист Николай Поликарпов). Через несколько дней электровоз прошёл по всей линии Центрального участка от Крольского перевала до реки Агул.

8 декабря — госкомиссия подписала акт о приёмке участка в постоянную эксплуатацию. Образована саянская дистанция гражданских сооружений (НГЧ-6)

20 декабря — началось регулярное движение поездов. В тот день из Абакана и Тайшета навстречу друг другу вышли пассажирские поезда.

21 декабря — на станции Саянской состоялась торжественная встреча двух электропоездов: из Тайшета и Абакана. Это были первые поезда, которые прошли по великой трассе мужества. На торжество открытия трассы в них приехали лучшие строители. На поезде из Абакана ехал сын первопроходца Константина Стофато — Владимир Стофато.

1966

В Саянской создан  отдел рабочего снабжения (ОРС).

15 июня — на заседании исполкома Рыбинского районного Совета было принято решение о присвоении вновь возникшему населенному пункту станция Саянская населенный пункт «Саянский» с включением его в состав Переяславского сельского Совета.

7 сентября — исполком Рыбинского районного Совета принимает решение об отнесении посёлка Саянский к категории рабочих посёлков и выходит с просьбой в Красноярский краевой Совет депутатов трудящихся о ходатайстве перед Президиумом Верховного Совета РСФСР об организации в рабочем посёлке Саянском поселкового Совета с подчинением Рыбинскому району.

1967

В Саянской образован саянский центр Госсанэпиднадзор (СЭС), выпускается своя газета «На боевом посту».

1 января — все мероприятия стали проводиться под руководством поселкового Совета.

12 марта — избраны первые 25 депутатов: Нина Алексеевна Демчук, Анатолий Иванович Росшев, Анатолий Сергеевич Булдаков (начальник дистанции сигнализации и связи), Виктор Леонидович Куликов, Наталья Ефимовна Сытова, Надежда Ивановна Батора, Валентин Александрович Тюбаев, Валентина Васильевна Думлер, Ирина Ивановна Трубина (заведующая детским комбинатом), Александр Иванович Жиделев (главный врач санэпидстанции), Петр Евсеевич Баранченко, Анастасия Петровна Демичева, Николай Трофимович Николаев, Михаил Иванович Андреев, Валентина Павловна Чуринова, Геннадий Владимирович Алёнов, Владимир Сергеевич Махов (начальник станции), Анисья Романовна Буракова, Дмитрий Гаврилович Туранов (начальник милиции), Николай Парфенович Шинкаренко (начальник дистанции пути), Владимир Дмитриевич Семененко (начальник энергоучастка), Николай Николаевич Фирсов, Анна Андреевна Асеева, Николай Гаврилович Кужаков, Таиса Григорьевна Старых. Председателем исполкома сельсовета была избрана Старых Т.Г.

Май — посажено 25 тысяч деревьев и кустарников, более десяти тысяч цветов. По озеленению посёлок тогда занял первое место в крае.

Открылся клуб железнодорожников. Посёлок впервые принял участие в районной выставке цветов и занял второе место.

1977

Возведение нового двухэтажного здания поликлиники и кирпичного пятиэтажного 100-квартирного жилого дома.

1980

1 января — образование саянской путевой машинной станции (ПМС-257).

1982

25 августа — вступил в строй Переясловский угольный разрез.

1983

На Переясловском угольном месторождении началась добыча угля. Растёт погрузочная работа на станции Саянской.

1985

9 мая — к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в Школьном парке открывается памятник Победы, а в Саянской средней школе №5 создаётся музей — Комната боевой и трудовой славы.

1993

В бане на станции Саянской открыт бассейн. Проведена реконструкция котельной.

2007

1 августа — возведение креста на месте будущего строительства храма-памятника, посвящённого соискателям и строителям железнодорожной трассы «Абакан-Тайшет», а также всем железнодорожникам.

2009

1 августа — завершается строительство 55-квартирного жилого дома по улице Комсомольская.

2012

Станция Саянская получает статус посёлка городского типа (ПГТ).

2013

2 августа — посёлок Саянский становится столицей Дня железнодорожника, завершается строительство детского сада «Волшебный град» на 290 мест и 55-квартирного жилого дома по улице Кошурникова (2).

Сайт размещается на хостинге Спринтхост