Самая первая станция

В 2010 году корреспондент газеты «Красноярский железнодорожник» Артём Евгеньевич Яковлев написал цикл статей о железнодорожных станциях линии Абакан-Тайшет. «Самая первая станция» — так он назвал статью о Саянской, где впервые была опубликована информация о её названии.

Есть на линии Абакан – Тайшет место особое – и в сегодняшней её жизни, и в её истории. Самая первая станция трассы, один из ключевых её узлов – Саянская.

Название «Саянская» появилось на карте полвека назад, благодаря прокладке трассы. Однако и сама «Трасса мужества» без Саянской никогда не была бы построена.

Чтобы Всесоюзная комсомольская стройка шла быстрее, проектировщики запланировали прокладывать её сразу с трёх сторон. С запада – из Абакана, с востока – от Тайшета. И, наконец, нужно было выбрать ещё какую-то точку в середине будущей железнодорожной линии.

Выбор пал на пустынное место, находившееся на скрещении сразу трёх районов Красноярского края – Рыбинского, Саянского и Партизанского. В марте 1959 года на этот пустырь прибыли строители, поставили палатки и вкопали в землю первый столб будущего посёлка.

Строго говоря, это название не совсем правильное. Саянская расположена на ровном лесостепном участке местности. От ближайших отрогов Саян её отделяет несколько десятков километров. По этой самой причине будущую станцию хотели поначалу назвать Рыбной. В честь небольшой, но бурной по весне местной речки. Однако название «Рыбная» на карте выглядело не слишком романтично. Поэтому в итоге всё же остановились на более поэтичном варианте. И, как выяснилось, не прогадали.

Чтобы развернуть строительство, до места будущей станции требовалось провести железную дорогу. Именно в этих целях на свет и появилась ветка от станции Клюквенной (ныне Уяр) до будущей станции Саянской. Этот участок магистрали был построен всего за полгода, и уже в ноябре 1959 года на Саянскую пришёл первый поезд.

Любопытно, что по первоначальному проекту однопутная ветка из Клюквенной должна была работать исключительно в качестве служебной линии, и существовал даже вариант её консервации. Лишь позднее была обоснована целесообразность пассажирского сообщения по этой линии, и на свет появился фирменный поезд Красноярск – Абакан, полюбившийся всем путешественникам.

Артём Евгеньевич Яковлев —
корреспондент газеты
«Красноярский железнодорожник»

Послесловие:

Если кто-то ещё знает или что-то слышал о том, почему нашу станцию назвали «Саянская», пожалуйста, поделитесь своим рассказом с читателями через комментарии к этой статье.

Марина Пряжникова

Источники:

Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4

Фотография Виктора Самойлова