Колягин Геннадий Дмитриевич
Семья изыскателя трассы Абакан-Тайшет

Мало кто знает, что в нашем посёлке проживал свои преклонные годы «последний изыскатель Жаймы» — Колягин Геннадий Дмитриевич. Здесь живут его дети, которые выросли на трассе Абакан-Тайшет и видели своими глазами, как рождалась легендарная железная дорога, названная трассой мужества.

Колягин Геннадий Дмитриевич родился в 1930 году в деревне Хабык Идринского района. Семья была зажиточная, но в 1932 году их раскулачили. Чтобы выжить, пришлось уходить тайгой, верхом на лошадях, на золотые прииски. Сначала пошли вверх по реке Сыда на прииск Буеджуль. Потом были Джётка, Сисим… Один прииск закрывался, ехали на другой.

Колягина Анисья Романовна с детьми Геннадием и Галиной

В 1940 году его отец, Дмитрий Сергеевич Колягин, с женой и двумя детьми переехал на золотой прииск в Жайме. Молодой в то время посёлок стал для них родным домом на долгие годы.

«В Жайме золото находилось неглубоко, можно сказать, на поверхности. Прииск открылся где-то в 1938 году. Золотодобытчики сразу кинулись туда. Отец тогда был совсем пацаном, лет семи-восьми. Вместе со своим отцом он тоже работал, мыл золото», — вспоминал сын Геннадия Дмитриевича, Николай Геннадьевич Колягин.

В один из своих юбилеев Николай Геннадьевич с большой теплотой рассказывал о Жайме, в которой прошло его детство:

«Посёлок стоял у подножия крутых гор, среди горных ручьёв и рек. По отлогой стороне рос сплошным зелёным ковром кедрач, уходящий от Жаймы на все четыре стороны. Выше, к вершинам гор, широкими лентами тянулись к солнцу ягодники черники и брусники. А в низине текла своенравная и бурная река Крол. В 1940 году её перекрыли и построили первую во всём Красноярском крае да, наверное, и в Сибири гидроэлектростанцию. Она давала свет в дома и на золотодобывающие предприятия, где работали в основном жители Жаймы, численность населения которой доходила до 3-х тысяч человек. В посёлке имелась, школа, больница, клуб, магазины и другие блага цивилизации. По главной улице проходил водопровод, а по другим улицам просто текли с гор ручьи — прямо по дворам, как у моих родителей».

В 1941 году Колягина Дмитрия Сергеевича, забрали на фронт. Он погиб в феврале 1945 года под Калининградом. А семья так и осталась жить в Жайме, где Геннадий Дмитриевич закончил пять классов. Там он женился. Оттуда ушёл в армию, туда же вернулся.

Жайма
Геннадий Дмитриевич перед армией

Служил Геннадий Колягин на Сахалине, авиатехником в военно-воздушных войсках. Эта служба помогла сибирскому пареньку устроиться в дальнейшей жизни, она же сыграла свою роль в судьбе его будущих детей.

Армия
Геннадий Дмитриевич вверху, третий слева

Дембельская фотография

В конце 50-х годов золотой прииск на Жайме тоже стал закрываться. Народ кинулся в тайгу в поисках новой работы. Однако в это время начались изыскания трассы Абакан-Тайшет, и в Жайму приехала партия изыскателей от Новосибирского института Сибгипротранс под руководством Вадима Филипповича Райфельда. В мае 1958 года Колягина Геннадия Дмитриевича приняли в ряды изыскателей. Об этом периоде в жизни семьи Колягиных хорошо помнит его старший сын Николай:

«Я родился в 1951 году. Прииск тогда процветал. Но скоро всё изменилось. Как и все посёлки с сезонной работой, Жайма стала приходить в упадок. Люди разъезжались. У тех, кто ещё оставался, неожиданно появилась возможность принять участие в строительстве трассы Абакан-Тайшет. Нашлась здесь работа и для моих родителей. Не понаслышке, а находясь в гуще событий, строительство легендарной трассы приходилось видеть и мне. Я хорошо помню палатки изыскателей в летний полевой сезон. Они начинали с Крола, стояли в Жайме, в Кое, у Слюдинки под Аргиджеком. Летом рубили просеку, брали пробы грунтов — собирали данные. Этой работой занимался и мой отец. Потом партию отца перекинули в Солонечно-Талое Партизанского района. Райфельд к этому времени был уже начальником отряда нескольких партий, а партией отца стал руководить Владимир Огурцов. В Солонечно-Талом изыскатели делали разведку, отрабатывая два варианта ведения пути: КОРОТКИЙ с подъёмом и ДЛИННЫЙ объездной. Впоследствии короткий путь защитить не удалось, утвердили длинный. Но из таких вот защищённых участков выстраивалась схема технического проекта всей трассы».

В 1965 году в специальном выпуске газеты «Красноярский рабочий» вышла статья А. Владимирова, посвящённая первопроходцам изыскательской партии №7 Сибгипротранса, которая работала в районе станции Жайма. В этой статье упоминается и имя Геннадия Колягина.

«К концу подходило лето 1960 года. Партия свёртывала работы, готовилась выехать в Новосибирск, чтобы там уточнить изыскания, воплотить их в графики и чертежи. Ехали не все. На месте остался небольшой отряд. В него вошли  Огурцов, техник Хмелевский и четверо рабочих… Рабочими в отряде были местные ребята Михаил Пуховский, Николай Кулаков, Геннадий Колягин… Все крепыши, закалённые в трудных горных переходах. С ними легко работать».

Статья из газеты «Красноярский рабочий» за 1965 год

1960 год
Изыскатель Геннадий Колягин

В 2003 году из Екатеринбурга на трассу Абакан-Тайшет приехал корреспондент газеты «Военный железнодорожник». На станции Жайма он нашёл тогда уже последнего изыскателя. Благодаря статье журналиста сохранились воспоминания самого Колягина Геннадия Дмитриевича.

Рассказ Геннадия Дмитриевича Колягина
Статья из газеты «Военный железнодорожник» за 2003 год

«И вот там, где ещё недавно была непроходимая тайга и болота, и в моём детском понимании сделать что-то грандиозное было невозможно, началась работа, — вспоминал свои детские впечатления сын изыскателя Колягина. — Отсыпалась насыпь под путь, строились мосты и тоннели, а один из самых больших мостов, Козинский виадук,  и тоннель, который назвали Крольский, были построены рядом с посёлком.

Фотография из архива Геннадия Дмитриевича

Изыскания в Жайме закончились. Пришли механизированные колонны: 82-я и 47-я. Согласно техническому проекту, они стали отсыпать полотно для железной дороги. Отец устроился в 82-ю мехкалонну, занимался копкой откосов водоотводных каналов. Работал вахтовым методом: в одну сторону на 20 километров и в другую. Так он проработал до 1965 года.

Колягины Геннадий Дмитриевич и Зинаида Ивановна с дочерью Галиной и соседями

Геннадий Дмитриевич и Зинаида Ивановна

На станции Саянской за партией изыскателей числилась трёхкомнатная квартира, в доме №5 по улице Школьной. Когда изыскатели уезжали, эту квартиру предложили моим родителям. Отец с мамой приехали на мотоцикле, посмотрели, что здесь голая степь, переночевали в новой квартире, развернулись и уехали. В Жайме, конечно, было хорошо, но мне же надо было где-то учиться! Школы не было. Пришлось скитаться: учился в Выезжем Логу, в Чистых Ключах, в Красноярске учился в двух школах, в 35-й и в 21-й, потом меня перебросили в Минусинск, в 11-ю школу… Жил у тёток. Родители садили в поезд, одевали мне на плечи рюкзак и отправляли… Только на каникулы я приезжал домой. Летом с отцом ездили за 30 километров к Выезжему Логу, месяц-полтора жили там в шалаше пока косили и убирали сено, в зависимости от погоды. В общем бегать и резвиться мне было некогда.

Геннадий Дмитриевич в тайге

Когда трассу сдали в эксплуатацию, отцу снова стало негде работать. Посёлок в Жайме тогда был ещё большой, имелся свой радиоузел. И отца пригласили туда работать радистом-связистом. Радиоточек было много, сотни три, наверно, но с каждым годом они сокращались и сокращались: сто, шестьдесят, тридцать… До пенсии отец успел доработать, даже на пенсии ещё поработал какое-то время, пока всё не закрылось. Радио стало никому не нужным.

Жайма
Геннадий Дмитриевич с дальним родственником

После окончания школы я тоже пошёл работать монтёром связи на железную дорогу, как говорится, по стопам отца. Работа была интересная, аппаратура современная… Всё в диковинку для деревенского паренька. Позвонить и поговорить можно было с кем угодно, не только с соседними станциями, но и с Саянской, что за 140 километров, и даже с Абаканом и Красноярском.

Колягины Геннадий Дмитриевич и Зинаида Ивановна с детьми Николаем, Валентиной и Галиной

В 1969 году меня призвали в ряды Советской Армии. Работа помогла, попал связистом в железнодорожные войска. Служба проходила на космодроме Байконур. Приходилось бывать на площадках, где стартовал Юрий Гагарин, где готовили старт космического корабля для полёта на Луну и проходили испытания лунохода. Я слышал оглушительный гул стартующих кораблей, видел миллионы цветущих тюльпанов в бескрайних степях Казахстана… А после армии вернулся домой, в Жайму! Снова пошёл на железную дорогу, связистом на участок Жайма-Джётка Саянской Дистанции сигнализации и связи. Стал заочно учиться, получил должность электромеханика связи. В 1973 году я перевёлся на станцию Саянская. Женился. Воспитал двоих детей: дочь Татьяну и сына Александра. Чтобы не отстать от технического прогресса пришлось переучиваться на электромеханика измерительной группы и СЦБ. В 80-х годах железнодорожная ветка Абакан-Тайшет получила второе дыхание — началось строительство второго пути на перегонах, расширялись станции. Руководство поручило мне работу по взаимодействию строительно-монтажных поездов с нашем предприятием, потому что строительные работы велись при действующем оборудовании, любой сбой мог привести к тяжёлым последствиям и даже к крушению, так как поезда шли непрерывно, а остановки при перевозке грузов допустить было нельзя. 25 лет я отработал в Саянской Дистанции сигнализации и связи. В 1993 году перевёлся на должность начальника базы снабжения Абаканского отделения дороги. В мои обязанности входило обеспечение всех предприятий Саянского узла и станций от Тайшета до Кошурникова новым оборудованием, материалами и приборами. Вводились новые устройства, обновлялось устаревшее оборудование, переучивались кадры, на железную дорогу шло много новых людей… Чтобы их закрепить в Саянской и по всей линии, строились новые дома. Строили дом для работников МТО и мы. Ещё построили два ангара, так как не хватало места для хранения оборудования, установили козловой кран и оборудовали подкрановую площадку, так как нечем было отгружать панели под 5-этажные дома и коттеджи… На базе МТО я руководил около 15 лет. Потом вышел на пенсию. В общей сложности имею 43 года стажа на железной дороге».

Сегодня благодаря рассказам сына Геннадия Дмитриевича мы знаем о трудностях, с которыми столкнулись изыскатели на нашей земле и почему станция Саянская была построена на заболоченном участке широкой речной долины:

«Первоначальный проект железнодорожной ветки шёл от Стойбы вверх по полям, проходил между Снегирёвкой и Переясловкой, затем уходил на восток за Унерчик, ближе к Козыле. Эти документы я видел сам, — утверждает Николай Геннадьевич. — Но так как путь проходил через территорию Переясловского колхоза,  вопрос отвода земель в собственность железной дороги нужно было решать с его председателем. Полоса под дорогу требовалась широкая, по 50 метров в обе стороны от железнодорожного полотна. В Стойбе председателем колхоза был в это время депутат Верховного Совета, герой социалистического труда и в Переясловке тоже — какой-то передовик… Они были против железной дороги и не хотели ни о чём договариваться. Проект изыскателей не был согласован. А сроки уже поджимали. И тогда. в феврале 1959 года, военные строители отправили сюда свою группу для утверждения нового проекта. В результате их переговоров линия железной дороги была сдвинута к землям Усть-Кандыжинского колхоза, а станция Саянская расположилась в долине реки Рыбной, низкой и  слегка заболоченной».

Фотография из газеты «Военный железнодорожник»

В начале нового столетия дети последнего изыскателя Жаймы, Колягина Геннадия Дмитриевича, перевезли своих пожилых родителей к себе, в наш посёлок. На склоне лет они всё таки стали саянцами. Мы же к списку наших первых строителей можем теперь добавить ещё одного удивительного человека — изыскателя Центрального участка трассы Абакан-Тайшет, который не один раз прошёл путь от Жаймы до Саянской туда и обратно.

Марина Пряжникова

Источники:

Написано по рассказам Колягина Николая Геннадьевича, использована также расписка о передаче ручной мельницы и автобиографические материалы выступления на юбилее

Владимиров А. Первопроходцы// Красноярский рабочий. — 1965. — октябрь. — специальный выпуск

Левченко А. Последний изыскатель Жаймы// Военный железнодорожник. — 2003. — сентябрь. — №37(709). — С.13