Почему нашу станцию назвали Саянской?

В 2022 году ученица 6Б класса Саянской средней школы №32 задалась вопросом, почему нашу далёкую от Саянских гор станцию назвали «Саянская». Путём логических рассуждений ей удалось ответить на этот вопрос в своём исследовании.

История нашей станции началась чуть больше полувека тому назад. Небольшой срок, и, несмотря на это, мы знаем о ней очень мало. Многое было сокрыто от нас сначала по причине секретности военного объекта, который строили железнодорожные войска, а потом – потому что военные уехали и увезли с собой уникальные подробности основания новой станции. Эта тема всегда будет актуальной, пока не раскроются все тайны рождения нашей малой родины.

В своём исследовании я решила поразмышлять об одной из тайн — почему далёкая от Саянских гор станция на трассе Абакан-Тайшет носит название «Саянская».

Целью данной работы является установление обстоятельств, при которых такое название нашей станции было бы обоснованным. Для убедительности своих выводов я поставила перед собой несколько задач:

  1. Найти и изучить материалы о том, как дают названия железнодорожным станциям.
  2. Проанализировать названия железнодорожных станций линии Абакан-Тайшет.
  3. Определить все возможные варианты для названия нашей станции и найти аргументы подтверждающие, что нашу станцию назвали так неслучайно.

Гипотеза исследования: станция Саянская – железнодорожный топоним, на формирование которого оказали влияние три фактора: географический, исторический и политический.

Объектом исследования является железнодорожная топонимика в целом и топонимика железнодорожных станций линии Абакан-Тайшет в частности.

Предмет исследования: далёкая от Саянских гор станция на трассе Абакан-Тайшет под названием «Саянская».

Методы исследования: работа с архивными документами, законодательными материалами, географическими картами и интернет-ресурсами; интервью; рассуждение (анализ, синтез, классификация, аналогия).

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы в школе: на классных часах и уроках истории.

Как дают названия железнодорожным станциям?

Станция Саянская – это железнодорожный топоним, который определяет станцию узлового типа Красноярской железной дороги на 784-ом километре дороги Новокузнецк-Абакан-Тайшет, находящейся на левом берегу реки Рыбная в посёлке городского типа Саянский Рыбинского района Красноярского края.

Железнодорожная топонимика (раздел языкознания, изучающий географические названия, их происхождение, значение, написание и произношение) — дело очень интересное и представляет собой обширное поле для изучения.

Существуют определённые требования к названиям железнодорожных станций:

1. Наименования станций определяются преимущественно местной топографией.

2. Названия станций должны быть благозвучными, удобными для произношения, краткими и легко запоминающимися.

3. Наименования станций должны отвечать нормам современного русского литературного языка: словообразовательным, произносительным и стилистическим.

4. Названия станций должны быть индивидуальными, отражать историческую и культурную самобытность местности.

5. Для сохранения памяти в названиях станций могут быть использованы имена известных жителей данной местности.

Порядок согласования предложений о присвоении наименований железнодорожным станциям устанавливается Правительством Российской Федерации.

Топонимы железнодорожных станций
трассы Абакан-Тайшет

Станция Саянская находится на железнодорожной трассе Абакан-Тайшет, которая была построена в 1958-1965 годах на территории Красноярского края, Хакасской автономной и Иркутской областей как продолжение железной дороги Новокузнецк-Абакан (участок Южсиба).

На формирование железнодорожных топонимов трассы Абакан-Тайшет в основном оказали влияние два фактора – географический и исторический. По названиям станций здесь можно изучать географию и новейшую историю края.

Я не ставила перед собой задачу подробно изучить происхождение этих топонимов, но даже на первый взгляд все станции трассы Абакан-Тайшет можно разделить на две неравные группы:

Исторические:

Щетинкино, Кравченко, Партизанское — станции в честь партизанского движения времён Гражданской войны и его легендарных командиров.

Журавлёво, Кошурниково, Стофато — станции в честь первых изыскателей трассы Абакан-Тайшет.

Лукашевич – станция в честь офицера железнодорожных войск, подрывника, который погиб в этих местах при исполнении служебного задания.

Крупская – станция в честь супруги вождя мирового пролетариата В.И. Ленина, которые находились в тех местах во время Шушенской ссылки.

Географические:

Большинство станций трассы Абакан-Тайшет названы по близлежащим уже существующим населённым пунктам, названия которых определила местная топография. По близлежащим географическим объектам названы были и некоторые новые станции. Это такие станции как Ельник; Тагарский (остров); Минусинск (река Минуса); Подсиний (под синим камнем); Аргиджек (гора); Кызыкульский (озеро); Жерлык, Туба, Кизир, Мана, Крол, Аргаза, Хабайдак, Авда, Сисим, Конок, Козыла, Ирбейчик, Агул, Хайрюзовка, Тагул, Туманшет, Саранчет (реки)…

Почему нашу станцию назвали Саянская?

В 2010 году корреспондент газеты «Красноярский железнодорожник» Артём Евгеньевич Яковлев написал цикл статей о железнодорожных станциях линии Абакан-Тайшет. «Самая первая станция» — так он назвал статью о Саянской, где впервые была опубликована информация о её названии:

«Есть на линии Абакан-Тайшет место особое – и в сегодняшней её жизни, и в её истории. Самая первая станция трассы, один из ключевых её узлов – Саянская. Название «Саянская» появилось на карте всего полвека назад, благодаря прокладке трассы. Однако и сама «Трасса мужества» без Саянской никогда не была бы построена. Чтобы Всесоюзная комсомольская стройка шла быстрее, проектировщики запланировали прокладывать её сразу с трёх сторон. С запада – из Абакана, с востока – от Тайшета. И, наконец, нужно было выбрать ещё какую-то точку в середине будущей железнодорожной линии. Выбор пал на пустынное место, находившееся на скрещении сразу трёх районов Красноярского края – Рыбинского, Саянского и Партизанского. В марте 1959 года на этот пустырь прибыли строители, поставили палатки и вкопали в землю первый колышек с надписью «Саянская»».

В этой статье журналист отметил, что название у нашей станции не совсем правильное. Есть много других станций на территории Саянских гор, которым оно подошло бы гораздо больше, а наша станция расположена на ровном лесостепном участке местности, за несколько десятков километров от ближайших отрогов Саян… И всё-таки это название носит именно она!

Не совсем правильное название

Проявляя интерес к железнодорожной топонимике, я узнала, что у нашей станции было, как минимум, четыре варианта названия, связанных с местной топографией. Располагаю их в порядке наибольшей вероятности быть утверждёнными:

1. Станция Усть-Кандыга — по названию населённого пункта, рядом с которым она основана. Село Усть-Кандыга образовалось ещё в конце XIX века, имеет большую и славную историю, а главное — находится настолько близко к нашей станции, что давно уже вошло в состав Саянского поселкового Совета администрации. Многие станции трассы Абакан-Тайшет влились в уже существующие населённые пункты и приняли их названия.

2. Станция Кандыжинская — по названию реки Кандыжки (приток реки Рыбной), рядом с устьем которой она основана. По этой реке названо село — Усть-Кандыга.

3. Станция Рыбная (Рыбинская) — по названию реки Рыбной, в низовье которой она основана, буквально в полутора километрах. Это название указывало бы ещё на принадлежность к Рыбинскому району, на территории которого находится станция.

4. Станция Саянская — по относительной близости к горному массиву Восточного Саяна, через который прошла железнодорожная линия Абакан-Тайшет. Однако такое название могло создать путаницу в территориальной целостности Красноярского края – нашу станцию стали бы считать центром близкого к ней Саянского района, названного так ещё в 1936 году.

Итак, «Саянская», по моему мнению, — самое наименее вероятное название для нашей станции. Но это зависит от того, с какой стороны посмотреть.

Маленькая станция в центре большой страны

Если смотреть из любого уголка трассы Абакан-Тайшет и даже из Красноярска, то станция Саянская находится довольно далеко от Саянских гор. Вряд ли её бы так назвали, если бы решение принималось в Красноярском крае.

Но если смотреть из любого другого уголка мира или из Центральной части России, например, из Москвы, то станция Саянская и Саянские горы находятся очень даже близко — практически в одной точке.

Три решающих обстоятельства

Период изыскания трассы Абакан-Тайшет завершился в 1958 году чётким техническим проектом, над которым работали Мостранспроект, Сибгипротранс, Томгипротранс, при участии Томжелдорпроекта и Ленметропроекта, а координировалась работа из столицы нашей Родины. Строительство трассы было объявлено всесоюзным. Станции Абакан, Тайшет и Саянская стали центрами трёх строительных участков будущей трассы: западного, восточного и центрального. В 60-х годах XX века эти станции знал весь Советский Союз и даже весь прогрессивный мир.

1. Таким образом, название нашей станции было дано ещё в период проектирования железнодорожной линии Абакан-Тайшет — задолго до того, как установили первый колышек.

2. Над техническим проектом трассы работала вся страна, и название нашей станции было утверждено не на местном, а на самом высоком уровне в масштабах СССР.

3. Наша станция стала ключевым узлом строительства железнодорожной линии, как Абакан и Тайшет. Эти города уже хорошо знали, и нашу станцию тоже должна была сразу запомнить и полюбить вся страна.

Требования к названию

Итак, учитывая все обстоятельства, при которых утверждалось название нашей станции, оно должно было соответствовать целому ряду требований:

быть ярким,
кратким,
благозвучным,
легко запоминающимся,
и, главное,
ОПРЕДЕЛЯЮЩИМ,

чтобы в каком уголке страны и мира оно бы не прозвучало, сразу было понятно, что это Сибирь, а точнее – железнодорожная линия Абакан-Тайшет.

Самый крупный объект трассы Абакан-Тайшет

Самый крупный географический объект трассы Абакан-Тайшет, самый яркий и запоминающийся – это Саянские горы. На карте мира наша станция находится прямо в центре Восточного Саяна между Абаканом и Тайшетом. Этот факт, очевидно, и стал решающим при утверждении её названия.

Где находится речка Рыбная, а тем более – Кандыжка, даже в Красноярском крае мало кто знает. Рыбная или Кандыжинская станция на карте Советского Союза выглядела бы мелко, незначительно и «не слишком романтично, – как утверждает корреспондент газеты «Красноярский железнодорожник». — С дыханием непознанного и тайнами снежных гор у неё было бы мало общего. Поэтому в итоге остановились на более поэтичном варианте. На Саянской».

Три фактора

На названия крупных строительных объектов, таких как железная дорога, влияет множество факторов.

Данным исследованием я подтверждаю свою гипотезу, что на железнодорожный топоним «Станция Саянская» повлияли не один, не два, а целых три фактора: географический, исторический и политический. Географический фактор нашёл прямое отражение в названии нашей станции и был связан с географическим положением трассы Абакан-Тайшет, исторический фактор — связан с необходимостью восстановления и развития государства в послевоенные годы, а политический фактор утвердил всесоюзное значение стройки, направленной на решение общественных, экономических и военно-стратегических задач молодой советской страны.

Такое название нашей станции смогло удовлетворить все требования, продиктованные ситуацией в стране, а также причиной и обстоятельствами её строительства на железнодорожной линии Абакан-Тайшет в 1959-1965 годах XX века.

Саянцы о «Саянской»

На вопрос, почему нашу станцию назвали именно «Саянская», первые строители (Старых Т.Г., Куликов В.Л., Рябинина Т.Н. и другие) ответить не могли. Они говорили, что, когда приехали сюда, станция уже называлась именно ТАК, а ПОЧЕМУ так – не задумывались.

Мне стало интересно, что думают учащиеся Саянской школы о  названии нашей станции. Я разработала анкету с вопросами, которые позволили бы им поразмышлять на эту тему.

Анкета была предложена пятидесяти двум учащимся 9-11 классов Саянской средней школы №32.

1. В первом вопросе подавляющее большинство учащихся отметило тесную связь между названием нашей станции и Саянскими горами, что вполне обоснованно. Этот же фактор стал определяющим для названия Саянского района.

2. На второй вопрос все учащиеся ответили одинаково, утверждая тем самым, что нашей станции больше всего подходит только одно название – Саянская, к которому они, безусловно, уже привыкли.

3. В третьем вопросе нужно было выбрать все признаки, которые характеризуют название нашей станции. По количеству голосов получилось следующее:

название «Саянская» —
во-первых, хорошо определяет местонахождение станции,
во-вторых — легко запоминается,
в-третьих — краткое и благозвучное,
в-четвёртых — яркое,
никто не счёл название нашей станции поэтичным,
но на самом деле оно самое поэтичное из всех перечисленных вариантов.

По результатам анкетирования можно сделать ещё один важный вывод:
САЯНЦАМ  ОЧЕНЬ  НРАВИТСЯ  НАЗВАНИЕ  ИХ  СТАНЦИИ.

Заключение

История строительства центрального участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет хранит много тайн, которые, может быть, никогда уже не будут раскрыты. Одной из таких тайн является название нашей станции. Мы не знаем точно: кто её так назвал, когда и почему — но путём логических рассуждений, которые я представила в своём исследовании, можем предположить все обстоятельства, при которых такое название станции было не только не случайным, но и очень даже обоснованным.

Я горжусь тем, что живу на станции с самым красивым и солнечным названием – «Саянская», горжусь тем, что когда-то она сыграла первостепенную роль в строительстве железнодорожной линии Абакан-Тайшет, горжусь её богатой историей – по своей значимости и уникальности не похожей ни на одну историю станций нашей трассы. Может, когда-нибудь наш пристанционный посёлок станет городом Саяноградом, как мечтали первые строители, но станция, я думаю, всегда будет Саянской – такой далёкой от Саянских гор и такой близкой к ним, сроднившейся с ними благодаря своему названию.

Полина Пряжникова

Литература и интернет-ресурсы

Статья 9. Порядок присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов: Федеральный закон от 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» (с изменениями и дополнениями)// Гарант

Саянская// ВикипедиЯ

Железная дорога через Восточный Саян. Самый сложный участок «Трассы Мужества»// Яндекс.Дзен

Как дают названия станциям метро и остановкам транспорта//МОСКВА24

Яковлев А. Самая первая станция// Красноярский железнодорожник. – 2015. – 4 декабря. – С.4