Столкновение в Хакасии

Локомотивная бригада эксплуатационного оборотного депо Саянская в составе машиниста Алексея Кирсанова и помощника Александра Шиманского отмечена наградами ОАО «РЖД» и правительства Красноярского края.

В десятом часу вечера 23 июня 2016 года пассажиры поезда №124 сообщением Абакан-Красноярск готовились к отдыху, а кто-то уже спал. Вдруг поезд начал резко тормозить, заскрипели колёса и послышался удар, за которым последовал толчок… В материалах расследования, проведённом железнодорожниками, указано:

«В 17.39 мск на 515-м километре перегона Ирба-Красный Кордон однопутного электрифицированного участка Абакан-Кошурниково на регулируемом переезде, не обслуживаемом дежурным работником, при исправно действующей автоматической переездной сигнализации, допущен наезд 16-вагонного поезда весом 909 тонн с электровозом ЭП1 №368 приписки ТЧЭ-2 Красноярск на гружёный щебнем самосвал марки Foton Fuman…»

Для Кирсанова это была первая самостоятельная поездка после обкатки на вождение пассажирских поездов. И сразу такая ответственность – на станции Туба в состав сели более 212 ребятишек, возвращавшихся в Красноярск из летнего лагеря.

Перегон Ирба – Красный Кордон всегда требует от бригад повышенной бдительности: здесь сразу четыре переезда. Благополучно проехали первый, приближались ко второму. На часах было чуть больше девяти вечера.

«На этом участке параллельно путям идёт автодорога, метров 300. По ней ехал грузовик, полный щебня. Мы следовали со скоростью 79 км/ч, и он, получается, примерно так же, потому что в какой-то момент мы с ним практически сравнялись», – вспоминает Александр Шеманский.

Кирсанов за секунды произвёл все необходимые действия. Шеманский продолжал подавать сигналы – потом окажется, что на руке остался синяк от рычага. До переезда оставалось всего около 100 м. Поезд пролетел их за считанные секунды. За это же время грузовик, не сбавляя скорости, резко повернул, проехал на красный сигнал светофора и выскочил на путь.

От удара грузовик выбросило в полосу отвода. Состав остался на рельсах. Тормозной путь поезда, по данным расшифровки скоростемерной ленты, составил 437 м.

image (10)а

Рядом с перевёрнутой смятой кабиной самосвала сидел водитель. Позже выяснится, что он был сильно пьян. Его вместе с пассажиркой, тоже нетрезвой, с серьёзными травмами увезли в ближайшую больницу в тяжёлом состоянии. Через несколько дней стало известно, что женщина скончалась.

Машиниста и помощника зажало в покорёженном локомотиве.

«Удар был такой силы, что я упал на пол и в первые секунды не мог вздохнуть. Когда дыхание восстановилось, позвал помощника, – рассказывает Кирсанов. – Петрович отозвался: здесь я, живой. Удар пришёлся на сторону машиниста, меня зажало между пультом и задней стенкой кабины, ноги и руки были сдавлены. То есть кабину, а она в пассажирском локомотиве ЭП1 довольно просторная, полностью смяло. Осколки стекла смешались со щебнем из грузовика. Помню, было очень тихо, только сверчков слышно».

image (7)в

Тишину нарушил встревоженный голос поездного диспетчера. Александр Шеманский, чьи ноги тоже были зажаты между оборудованием и креслом, смог дотянуться до рации. Но она из-за повреждений работала только на приём. О происшествии на ближайшую станцию сообщила другая локомотивная бригада, следовавшая пассажирами в 124-м поезде.

Для освобождения бригады локомотива вызвали МЧС со спецтехникой, но спасатели прибыли на место происшествия только через час. Первыми, кто пришёл на помощь пострадавшей бригаде, были их коллеги — машинисты и помощники, ехавшие в поезде пассажирами. Александр Кучеров, Сергей Баранько, Игорь Скляр, Евгений Тестов и Денис Гладков организовали первичные мероприятия по эвакуации зажатых в кабине железнодорожников.

Из посёлка Большая Ирба сразу же после аварии выехали машины неотложки. Они оказали первую медицинскую помощь пострадавшим, среди которых самые тяжёлые травмы получили водитель грузовика и его пассажирка.

Пассажиры поезда в результате ДТП не пострадали. Никто из них за медицинской помощью не обратился, в том числе и дети разного возраста (212 человек), возвращавшихся из летнего лагеря в четырёх вагонах поезда.

Часть пассажиров даже не заметила столкновения. Лишь по взволнованной суете поездной бригады и открывающимся дверям вагонов они догадались: что-то случилось.

«После происшествия поезд был перемещён на станцию Ирба, — сообщили в пресс-службе, — где от него отцепили поврежденный локомотив. Специалисты провели оперативное обследование пассажирских вагонов. В результате были выявлены неисправности одного вагона. Железнодорожники произвели его отцепку, пассажиров распределили по свободным местам в соседних вагонах поезда. В 00.33 поезд № 124 отправился со станции Ирба. На момент прибытия в Красноярск задержка поезда составила 2 часа 20 минут».

Статья из газеты "Красноярский железнодорожник"

Статья из газеты «Красноярский железнодорожник»

Герои удостоились награды

Мгновенная правильная реакция машиниста и его помощника спасла жизни пассажиров. Ими было применено экстренное торможение, в результате чего удалось смягчить силу удара.

Три дня герои происшествия провели в больнице. Слава богу, что никаких серьёзных травм, опасных для жизни, они не получили, хотя пострадали сильно. Долгое время были на больничном: проходили обследование и лечение. Шеманский даже перенёс операцию. Приступили к работе в том же составе только в октябре.

Александр Шеманский работает на КрЖД уже четверть века. Говорит, что когда-то, в 1991 году, переехав в Красноярский край с Украины, пошёл на железную дорогу, потому что это было одно из немногих работающих предприятий, где платили деньги. С тех пор живет здесь, женился, растит 13-летнего сына.

Железнодорожный стаж Алексея Кирсанова – 10 лет. Без отрыва от производства машинист учится в Омском государственном университете путей сообщения. Потомственный железнодорожник, его отец всю жизнь работал и до сих пор работает с поездами.

«Тормозной путь поезда около километра, — говорит Алексей. — А у нас до машины оставалось всего метров 350, не больше. Видимость там хорошая, путь прямой, просто этот грузовик внезапно вылетел на пути из-за леса, на большой скорости, не притормаживая. Не могу сказать, что это шоковая ситуация: нас готовят к этому. ну а спасаем сначала жизни людей. Потом свою».

Оба железнодорожника были награждены за профессионализм и проявленное мужество. Алексей Кирсанов удостоился знака «Почётный железнодорожник», Александр Шеманский – именных часов президента ОАО «РЖД».

«В космос человек слетал – и на всю жизнь герой, потому что все знают, что он каждую секунду рисковал своей жизнью. При следовании поезда риск – на каждом переезде, на любом участке пути. И порой только от профессиональных действий машиниста и помощника, их психологической устойчивости, способности правильно оценить ситуацию и быстро принять решение зависят жизнь и здоровье пассажиров», – говорят в Красноярской дирекции тяги.

Марина Пряжникова

Источники:

Пассажиры поезда Абакан-Красноярск не пострадали в результате ДТП// Интернет-газета Newslab.ru. — 2016. — 24 июня

Мишкина М., Валиулина С. Героев-машинистов, спасших 212 детей, ждёт премия// Комсомольская правда. — 2016. — 27 июня

Кайгородов Р. Столкновение в Хакасии// Красноярский железнодорожник. — 2016. — 29 июня. — №106. — С.7

Пасечник Е. Пассажиры не пострадали// Гудок. — 2016. — 29 сентября. — Выпуск № 172 (26077)