Сельхозработы
На картошке хорошо, а на кузике лучше!

Ежегодно Саянская средняя школа оказывала посильную помощь в уборке урожая близлежащим совхозам Рыбинского района: Кандыгинскому, Красногорьевскому, Снегирёвскому, Двуреченскому… Полевые работы начинались в первой половине сентября и заканчивались в октябре. Убирали картофель, морковь, турнепс, кузику… 

В 60-х — начале 80-х годов прошлого столетия на сельхозработы саянские школьники ездили в грузовых машинах, а чаще всего в товарных вагонах рабочих поездов. Собирались на станции, толпились в вагоне, а потом ещё долго шли по полевым дорогам в сторону совхозных полей. И работали по 5-6 часов, почти до самого поезда, который возвращался домой поздним вечером.

Осень 1985 года
Выпуск 1976-1986 годов
Страницы из летописи

Когда появились автобусы, добираться стало намного проще и быстрее.

Сельскохозяйственные работы были важным звеном трудового воспитания. В естественных условиях борьбы за совхозный урожай учащиеся острее чувствовали свою ответственность, важность и востребованность своей работы.

Помощь совхозам на весь год обеспечивала урожаем школьную столовую. За труд учащихся они расплачивались картофелем и другими овощами.

В Летописи НВП и ВПВ осенью 1983 года сделали следующую запись: «Объявлен коллективный ударный труд на пользу Родины. Наши школьники с чувством долга и с хорошим настроением отправились в путь».

005а

На кузику

Время сельхозработ в школе весело называли пятой трудовой четвертью. На школьных линейках отмечали самые отличившиеся классы, награждали их Благодарностями, отдельных учащихся рекомендовали в комсомол.

На картошке

Чаще всего учащиеся Саянской средней школы ездили на картошку. К месту сбора они приходили в рабочей одежде, с вёдрами в руках, в резиновых сапогах в сырую погоду. А ещё с продуктами на весь день.

На картошку Выпуск 1973-1983 годов

На картошку
Выпуск 1973-1983 годов

Изображение0021

«В сентябре 1978 года, — отмечалось в Школьной летописи, — учащимися школы убрано 6 гектар картофеля. На 15 гектарах помогали собирать рабочим НГЧ. Лучше других на уборке картофеля работали девятые классы».

9Б класс перебирает картошку Середина сентября

9Б класс перебирает картошку
Середина сентября

Выпуск 1973-1983 годов

Выпуск 1973-1983 годов

10А класс Последний год вместе. Чувствуется теплота

10А класс. 1977-1978 учебный год
Последний год вместе. Чувствуется теплота

На кузике

Кузика — это кормовая свёкла. Выращивали её в больших количествах для совхозного скота. Как и сбор картошки, уборка кузики требовала большого количества рабочих рук, и учащиеся нашей школы охотно помогали совхозникам в этом нелёгком деле.

001

Страница из Школьной летописи

006

На кузику

«Несколько дней ученики школы вместе с учителями работали в поле, — отмечали учащиеся на страницах летописи 1978 года. — Силами школьников было убрано 16 гектар кузики. Трудились дружно: где-то с песнями, где-то с шутками.

Хорошую работу показали старшеклассники — 10А и 10Б классы. Быстро и слажено они закончили работу на своих участках».

Работницы

Выпуск 1971-1981 годов
Справа — налево:
Таня Давыдова, Эльвира Линдт, Света Иванова, Галя Корнеева, Галя Харина

006а

1983 год

009а

1970 год Уборка турнепса с учителем Ткаленко Таисией Леонтьевной

1970 год
С учителем Ткаленко Таисией Леонтьевной

На кузике с Берестневой Валентиной Ивановной

На кузике с Берестневой Валентиной Ивановной

011а

Что может быть слаще кузики?!

Изображение0022а

 9А класс После уборки кузики

9А класс
После уборки кузики

Трудовые отряды

Для поездок в другие районы края из старших школьников Саянской средней школы создавались трудовые отряды во главе с учителями. Детей вывозили организованно, предоставляли помещение для устройства трудового лагеря. Днём школьники работали на совхозных полях, а вечерами устраивали концерты, танцы, шутили и веселились.

После окончания 8-ого класса, в июне 1986 года, наши учащиеся всем классом ездили на прополку лука в село Очуры Алтайского района Хакасии. Жили в бараках с длинными рядами железных кроватей. Мальчики спали в одной половине, девочки — в другой. Днём работали на луковых полях, а вечерами встречались с ребятами из других отрядов, дружили, любили, мечтали.

«Хорошо было! Весело! — рассказывают бывшие школьницы, до сих пор храня воспоминания этой поездки. — Бескрайние луковые поля и парни из Абакана, приехавшие в поисках подруг! Вот самые яркие впечатления! После отбоя двери бараков закрывались, а под окнами появлялись ребята. Они помогали нам тихонько вылезти из окна и уводили в летние лунные ночи. Цветы, костры, первые робкие чувства, романтика. Это не забывается!»

После завершения работы учащимся трудовых отрядов платили деньги. Небольшие, но по тем временам — приличные. Помогали родителям, откладывали, копили, что-то покупали…

Линейка в поле

В 80-х годах в одной из местных газет появилась статья Л.Леонидовой, где отмечался ударный труд учащихся Саянской средней школы на полях Двуреченского совхоза.

«Второго октября традиционную Всесоюзную линейку, посвящённую речи В.И.Ленина на третьем съезде комсомола, учащиеся Саянской средней школы проводили в поле. День этот был объявлен днём ударной работы. Да, собственно, ударными у школьников были и все предыдущие дни. При задании 28 гектар картофеля, убрали корнеплоды на втором отделении Двуреченского совхоза.

Когда открывали торжественную линейку, сдавали рапорты, вносили пионерское знамя, поверх рабочей одежды у школьников заалели пионерские галстуки. Каждый отряд привёз с собой стенгазеты, и почти в каждой из них — тревога за урожай. Ребята говорили об учёбе, о работе, об ответственности. Лучших пионеров рекомендовали в комсомол, вожатым вручали путёвки с напутствием, наградили юношей 8″А» и 8″Б» классов за пятую трудовую четверть.

Перед ребятами выступила секретарь райкома партии Н.И.Брылёва, он поблагодарила их за ударный труд в совхозе, рассказала о задачах, которые им предстоит ещё решить.

Деньги, заработанные второго октября, саянские школьники решили перечислить на счёт пионерской солидарности в детский фонд имени Ленина».

004в

Статья из газеты

Бунт саянских медиков

В 2005 году появились два транссовхоза «Кандыгинский», принадлежащий Абаканскому отделению дороги, и «Красногорьевский» — Красноярскому. Поскольку станция Саянская относилась к Абаканскому отделению дороги, то и подшефным стал «Кандыгинский» транссовхоз. Однако, несмотря на чёткое закрепление, наши школьники продолжали работать на полях Красногорьевки.

«Помимо «своего» турнепса школьники получили ещё бескрайнее картофельное поле, на котором работают весь сентябрь, несмотря на дождь и холод, — с возмущением писала в одной из местных газет главный врач Саянской дорожной санэпидемстанции Малютина Нина Павловна по поводу того, что учащиеся проводят слишком много времени на сельхозработах. — Работа детей на поле организована из рук вон плохо и, хотя дети формально заняты делом не более четырёх часов, домой они зачастую возвращаются вместе со взрослыми, не раньше пяти часов вечера, так как вовремя не подаётся транспорт.

На сельхозработы дети направляются с одиннадцатилетнего возраста, а ведь им приходится не только собирать картофель по полю, но и носить вёдрами к машине. Такая работа не всякому взрослому по силам».

В статье Н.П.Малютина приводит анализ повышенной заболеваемости школьников за сентябрь месяц, а также отмечает, что всплеску заболеваемости способствует отсутствие тепла в домах с центральным отоплением.

«Детям, возвратившимся с поля, негде просушиться и обогреться. Когда тепло будет — совершенно неизвестно. Весь посёлок испещрён траншеями, вскрытыми теплотрассами и активной работы там не видать. Ближайшим сроком называется 15 октября, но уверенности в том нет даже у тех, кто определил эту дату».

В борьбе за здоровье детей саянские врачи утверждали, что занятость на полях в условиях плохой погоды и низкого уровня организации — детям противопоказана. Такие решения на должны приниматься без участия совета школы и родителей.

Статья из газеты

Статья из газеты

Ура! Сельхозработы!

На картошке. Мальчишки с 7А класса. Выпуск 1970-1980 годов

На картошке.
Мальчишки из 7А класса.
Выпуск 1970-1980 годов

Однако, несмотря на протесты родителей, медиков и учителей, сами учащиеся ездили на сельхозработы с огромным удовольствием.

«Уклоняющихся от работы было единицы, — вспоминала учитель и организатор по воспитательной работе 1968-1980 годов Широкова Зинаида Фёдоровна. — Мы пели песни, шутили, смеялись… Работали весело, дружно. А какое огромное значение эти работы имели для сплочения коллектива! Просто не высказать! Вместе трудились, отдыхали, накрывали «столы», кушали… Ребята, слабые в учёбе, показывали себя на полях  с совершенно иной стороны: бойкими, уверенными, надёжными. Воспоминания об этих днях потом долго ещё положительно сказывались на отношениях в коллективе».

С огромной теплотой о сельхозработах до сих пор вспоминают сами школьники, которые сейчас уже стали взрослыми людьми. Особенно нравилась им возможность не ходить на уроки, не готовить дома домашние задания, в общем, быть вместе, но не учиться:

«Не то слово весело было, радовались не идти на занятия. Дурачились, целый день на воздухе. Здоровее были. Счастья в глазах было больше».

Марина Пряжникова

Пояснения:
Транссовхоз — транспортное советское хозяйство

Источники:

Классная летопись 10а класса. 1985-1986 учебный год

Школьная летопись. 1978 год

Летопись НВП и ВПВ Саянской средней школы №5.
1983-1984 учебный год

Вырезки из газет