День памяти юного героя-антифашиста

8 февраля весь мир замирает в едином вздохе о героически погибших детях: мальчиках и девочках. Они жили в разных странах, говорили на разных языках, но совершали один и тот же подвиг – боролись против фашизма. 

С 1964 года во всём мире отмечается День юного героя-антифашиста. Он был утверждён Международной Ассамблеей ООН в честь погибшего на антифашистском митинге в 1962 году пятнадцатилетнего парижанина Даниэля Фери и иракского борца против насилия в своей стране Фадыла Джамаля, который скончался от пыток в одной из тюрем Багдада в 1963 году. Оба мальчика погибли 8 февраля с разницей в один год. А за 21 год до этого в разных странах мира именно в этот день произошли подобные трагедии. Во Франции были замучены пятеро отважных мальчишек-подпольщиков из Парижа. В Советском Союзе были расстреляны участники краснодонской организации «Молодая гвардия». Именно эти роковые совпадения послужили тому, что день 8 февраля и стал Днём памяти юного героя-антифашиста.

В России 8 февраля вспоминают советских мальчишек и девчонок, которые плечом к плечу со взрослыми встали на защиту страны во времена Великой Отечественной войны. Их было так много, этих юных героев, что память не смогла сохранить все имена. Они сражались и гибли на фронтах и в оккупации. Они взрывали мосты, колонны с фашистской бронетехникой, закрывали своей грудью боевых товарищей. Они становились бесстрашными подпольщиками, совершая опасные диверсии и помогая укрывать раненых бойцов. Они каждый день рисковали жизнями, и не всем удавалось выжить в мясорубке страшной войны.

Чтобы помнили

Герои никогда не умирают,
Герои в нашей памяти живут!

С 1964 года Саянская средняя школа ежегодно отмечала день памяти юных героев-антифашистов. Это событие стало традиционным. В преддверии дня памяти в библиотеке оформлялись книжные выставки, юным героям посвящались классные часы, объявлялись конкурсы рисунков, плакатов, газет. 8 февраля в школе проводились крупномасштабные мероприятия: торжественные линейки, литературно-музыкальные вечера, акции протеста, митинги, диспуты и «Суды над фашизмом».

Торжественная линейка

Торжественная линейка проходила в школьном спортзале. Форма одежды в этот день была парадная. Почти на всю стену висел большой плакат: «День юного героя антифашиста». Под плакатом на стенде, покрытом чёрным полотном, располагалась галерея памяти: большие портреты юных героев были хорошо видны всем присутствующим.

008

В зал торжественно вносили знамя. Начиналась главная часть линейки: возложение ритуального венка — ёлочной гирлянды, символа скорби и гордости. Её укладывали к подножью галереи. Выходила группа ведущих — самых достойных школьников разного возраста. Ребята называли имена юных героев, рассказывали о них и их подвигах.

007

009

Митинг «Мы за мир»

В период обострения «холодной войны» 1979-1985 годов в организации Дня памяти юных героев-антифашистов стали принимать активное участие члены КИД — клуба интернациональной дружбы. Они объявляли конкурсы газет и плакатов «Нет войне», проводили общешкольные митинги.

006а

Сценарий митинга включал в себя антивоенные выступления членов клуба, презентации плакатов, а также литературно-музыкальную композицию. В зале играла музыка, звучали стихи, письма и дневниковые записи, разыгрывались инсценировки.

Выступает президент КИДа - Фадеев Сергей

Выступает президент КИДа — Фадеев Сергей

Вечно должна жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. Горько и больно говорить, что и сейчас мир на земле находится под угрозой: возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, детей. Это неправильно!

Каждое утро над Землёй должно вставать солнце, а на Земле — слышаться смех детей. Дети не должны знать ужасов войны. Детство должно быть мирным — долгим и счастливым.

Марина Пряжникова

Пояснение:

Фашисты — это люди, которые ставят свою нацию или группу превыше всех, призывая к физическому уничтожению остальных людей

Антифашисты — это люди, которые борются с фашистской идеологией

Источники:

Рассказы Широковой Зинаиды Фёдоровны и Марченко Светланы Евгеньевны

Фотоархив Саянской средней школы,
сохранённый Марченко Светланой Евгеньевной