Саянский железнодорожный вокзал
Железнодорожный вокзал на станции Саянской появился в начале 60-х годов. Тогда он ещё не был похож на тот вокзал, который мы привыкли видеть сегодня, и всё же, это был самый настоящий вокзал.
Несколько лет функцию железнодорожного вокзала на станции Саянской выполнял крытый двухосный вагон типа «Теплушка».
Конструкция данного типа грузовых вагонов предполагала возможность быстрого переоборудования для проживания людей в случае длительной перевозки или стоянки. Для этого вагон утеплялся изнутри деревянными щитами и двойным войлоком, в загрузочные бортовые люки вставлялись рамы со стеклами, утеплялись двери, в центре ставилась печка-«буржуйка»… Получалось временное здание — времянка. На Саянской в первые годы строительства таких зданий было много. В них размещались военные штабы и железнодорожные организации. Таким был и первый вокзал. Вместо крыльца на высокий порог вокзала вёл деревянный подмосток с односторонними перилами.
«Первые годы вокзала на станции не было, и мы как-то обходились без него, хотя после сдачи ветки Клюквенная-Саянская до Уяра часто ходила пуня, то есть рабочий поезд. Вагончик поставили где-то в 1960 году, и то не с начала года. Пуня подходила к вагончику, но мы в него обычно даже не заходили — не было потребности, она ведь была бесплатная, и билет покупать не нужно было. Ездили на пуни офицеры по вопросам материально-технического снабжения, потому что всё поступало через Уяр, а ещё жёны офицеров. Гражданских тогда не было. Жёны ездили в основном на рынок. А солдат на работу куда-нибудь на линию отвозили в специальных составах», — вспоминала Старых Таиса Григорьевна, приехавшая в Саянскую в марте 1959 года.
В начале 60-х годов рядом с вокзалом-вагончиком началась расчистка территории под строительство большого просторного здания, и осенью 1964 года, к открытию сквозного движения по трассе Абакан-Тайшет, новый железнодорожный вокзал был готов принять своих первых пассажиров.
Для строительства Саянского железнодорожного вокзала использовался типовой проект, соответствующий категории станции. Как и на других объектах станции и посёлка, все строительные работы вели военные железнодорожники. Они выложили бетонный фундамент, высокие кирпичные стены, на крышу уложили шифер, внутри и снаружи здание оштукатурили… Новый вокзал получился большой, светлый и очень современный для тех лет.
«В 1964 году здание вокзала было выкрашено светлой краской, кажется, бело-голубой, — рассказывала Таиса Григорьевна. — Тогда вокзал был хорошо виден издалека, выделялся и бросался в глаза. На линии он сразу прославился своим буфетом, где была замечательная выпечка из местной столовой. А в самом вокзале было чистенько и уютно. Руководил станцией Махов Владимир Сергеевич. Он же, как мне помнится, возглавлял деятельность вокзала. Во всяком случае по всем вопросам мы обращались к нему. Народу было мало, поезда ходили в основном ночью. Помню, в конце 60-х годов билетным кассиром на вокзале работала Валя Ворсопко, моя соседка, поэтому я всегда заходила к ней, если куда-то ехала или проездом оказывалась в Саянской».
«Сначала здание вокзала имело два центральных входа: со стороны посёлка и со стороны железной дороги, как на всех больших станциях. Чтобы купить билет, саянцам не нужно было обходить вокзал, как сейчас. Однако зимой, я помню, в зале ожидания всегда было очень холодно. Наверно поэтому одну дверь стали закрывать — ту, что была со стороны посёлка. В 80-90 годах, когда я был ребёнком, эту дверь ещё иногда открывали, а потом, по-моему, где-то в конце 90-х годов, её вообще заложили, — рассказывал коренной житель нашего посёлка Пряжников Юрий, который в детстве часто ездил вместе с бабушкой к тёте в Красноярск. — В самом вокзале во второй половине 80-х годов было очень красиво. Висели репродукции картин. В зале ожидания, на стене со стороны буфета, висела большая репродукция натюрморта, а напротив неё почти на всю стену была картина Айвазовского «Девятый вал». Я любил её разглядывать от скуки, когда сидел в ожидании поезда. В кассовом зале, напротив входа, висела большая репродукция картины Васнецова «Три богатыря». Ею одно время как раз и закрывали дверь второго входа перед тем, как заделать. Ещё мне очень нравился потолок, который благодаря отделки лепниной словно нависал над лампами освещения. А ещё в зале ожидания, с левой стороны от входа, раньше стояла раковина, в которой фонтанчиком била питьевая вода. Она никогда не закрывалась, и это было здорово!»
В торжественные дни прибытия на станцию первых поездов Саянский вокзал украшали лозунгами и праздничными транспарантами. В 1970 году, к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, фасад железнодорожного вокзала тоже был украшен в духе советского времени.
В конце 60-х — начале 70-х годов территория станции и посёлка подверглась озеленению. Вокруг железнодорожного вокзала разбили цветочные клумбы и зелёные газоны, насадили деревья и кустарники.
В конце прошлого века к одной из юбилейных дат линии Абакан-Тайшет в память о воинах железнодорожных войск, которые строили Центральный строительный участок, на здание железнодорожного вокзала была установлена мемориальная доска.
В течение 50-ти лет фасад здания железнодорожного вокзала не раз подвергалось изменению. Вокзал состояло на балансе НГЧ, и оно из года в год выполняло плановые ремонтные работы: текущие и капитальные.
В 2008 году началась подготовка к 50-летнему юбилею станции. К этому событию был проведён очередной ремонт здания вокзала и капитальное благоустройство привокзальной территории.
«Когда я пришла работать, вокзал был облицован прессованной плиткой из ракушечника. Какое-то время мы просто поддерживали его в хорошем состоянии, но потом эту плитку пришлось ободрать, а вокзал оштукатурить.
Два раза в год его по необходимости подштукатуривали, подкрашивали, обновляли шифер. Где-то в это время поменяли на пластиковые окна и двери вокзала. В 2008 году произвели ремонт крыши: накрыли её крашеным шифером, сделали с оцинковки желоба», — рассказывала мастер НГЧ-1 Походун Анна Владимировна.
Но ещё большие изменения ожидали Саянский железнодорожный вокзал к 2013 году, когда посёлок Саянский должен был стать столицей Дня железнодорожника.
«В 2013 году здание железнодорожного вокзала, как все железнодорожные организации, подверглось капитальному ремонту, который через НГЧ-1 осуществляла подрядная организация, — дополнила Походун А.В., — Снаружи были переделаны крыша и фасад: стены здания облицевали трёхцветным сайдингом, поменяли крышу, вставили в неё арочные окна декоративного характера, изменили оформление названия станции. Вокруг вокзала сделали тротуар, который выложили двухцветной брусчаткой и огородили невысоким стальным забором. Перед вокзалом установили новые скамейки и урны».
Сегодня, как и 50 лет назад, в дни больших праздников Саянский железнодорожный вокзал украшают специальными транспарантами.
С 2015 года на привокзальной площади у здания вокзала стали проходить праздничные митинги, посвящённые Дню победы.
Ещё никогда Саянский железнодорожный вокзал не был таким ярким и ухоженным, как сегодня. Никогда ещё пассажирам станции «Саянская» не было так комфортно.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Старых Таисы Григорьевны, Пряжникова Юрия Ивановича и мастера НГЧ-1 Походун Анны Владимировны
Саянская летопись: Памятка (Информация подготовлена Музеем КраснЖД). — Красноярск: КрЦНТИБ Красноярской железной дороги. — 2013 год
Фотографии Куликова В., Думанского В., Ступина А., Походун А., Пряжниковой М. и других жителей посёлка Саянского
Спасибо всем, кто сохранил историю, с удовольствием прочитала и посмотрела.
На станции Саянская я проходил службу в желдорвойсках в 1961 — 1964 годах. Потом дослуживал на станции Иланская в качестве помощника машиниста. Станция Саянская начиналась именно с той теплушки, которая на снимке. Только их было три: в одной начальник станции, в других диспетчер и ПТО. Очень трудная была дорога и в плане строительства, и в плане эксплуатации. У меня до сих пор сохранилось не мало фото с этой желдорармейской стройки.
Мой отец Шмидке Роман принял участие в строительстве первой ветки Абакан-Тайшет в период службы в армии 1961-1963 г. И по сей день проживает в селе Стойбе. Я горжусь своим отцом и желаю ему крепкого здоровья.