Живой уголок
Саянской средней школы №5

В конце 80-х годов в Саянской средней школе №5 появился маленький живой уголок. Инициатором его создания стал ученик 9Б класса — Грохотов Олег. К сожалению, живой уголок существовал недолго, но оставил много прекрасных воспоминаний у учителей, родителей и, особенно, детей.

Создание живого уголка в Саянской средней школе №5 началось с выращивания комнатных растений. Директор школы, Моисеева Валентина Тимофеевна, выделила небольшое помещение — бывший санузел на третьем этаже школы. Он состоял из уборной и туалета, которые были разделены между собой стеной. Но стену убрали, комнату освободили, всё промыли, проолифили, покрасили, побелили, позднее поставили батарею отопления и стеллажи. Работники ШЧ-7 подарили удобные и экономичные люминисцентные лампы — лампы дневного света, помогли подключить их.

«В небольшой комнатке мягко льют свет люминесцентные лампы, кругом ящики, ящички, на аккуратных стеллажах горшки и горшочки, и везде зелень-зелень — самых разных тонов и оттенков», — писала в своей статье журналист районной газеты «Знамя октября» Людмила Белецкая, которая лично посетила живой уголок Саянской средней школы №5 в декабре 1988 года, — Когда ребята задумали создать ботанический кружок, им выделили для обзаведения хозяйством 100 рублей. Купили горшочки, ученики и учителя стали приносить цветы из дома, из организаций, привозить из отпусков и командировок».

Грохотов Олег любил цветы с детства, занимался в ботаническом кружке, которым руководила учитель биологии Сиротина Галина Ивановна, проявлял большой интерес к биологии.

«Было очень много разных растений, и Олег всё время что-то откуда-то привозил. Как-то он мне предложил: «Галина Ивановна, давайте создадим живой уголок!» А я ему: «Олег, с чего? Это же деньги!?» Тогда как-то уже ничего не было, перестройка началась. Но он был неумолим: «Это не проблема. Я пойду по предприятиям». И правда, тогда все: начальники и главные бухгалтера — все шли навстречу. В этом плане в то время школе было проще — она была железнодорожной. Предприятия были тогда ближе к школе, шефствовали над ней, проводили занятия по профориентации. На создание и содержание живого уголка давали деньги ШЧ, ПЧ, ЭЧ… Олег сам занимался финансовыми вопросами, а я была просто старшим советчиком», — вспоминала события 30-летней давности Галина Ивановна Сиротина.

На базе живого уголка Олег организовал свой ботанический кружок, где занимался с учащимися четвёртых-пятых классов. Ребята изучали жизнь растений, проводили опыты, эксперименты, вели специальный журнал учёта и наблюдений. В кружке был староста, заведующий хозяйством, ответственный за электроэнергию…

Статья из газеты «Знамя октября» за 1989 год

Со своей инициативой прежде всего Олег обратился к директору Саянской средней школы №5 Моисеевой Валентине Тимофеевне:

«Олег пришёл ко мне и спросил, можно ли организовать живой уголок. Я ответила, что для этого нужны условия: вода и прочее. А в то время СЭС проверяла строго. Условий мы создать не могли. Получилось выделить только туалет. Боясь ответственности и проблем с разными инстанциями, я где-то не очень активно помогала Олегу. Но всё было хорошо! СЭС не обратила внимания на нарушения, которые у нас, конечно же, были. Ответственным за живой уголок был ребёнок, поэтому без замечаний с моей стороны не обошлось. Я требовала, чтобы был порядок, за которым следили вместе Олег и Галина Ивановна Сиротина. Сначала в живом уголке поселились хомячки, потом — декоративные курочки с петушками, потом — свинки морские, крыски…

А потом эти разведённые крыски появились у всех в Саянской. Куда-то же их надо было девать — и их раздавали. Я тогда жила в сотке. Как-то шла со своим сыном мимо белой шестидесятки… Вдруг что-то мелькнуло вдоль стены. Мы присмотрелись — крыска! Я говорю сыну: «Это же наша, школьная! Забирай! Завтра в школу отнесём». Пришли домой, я позвонила Галине Ивановне: «Что у вас крыски-то по всей Саянской бродят?» А она говорит: «Ну, ребята берут… Принесите завтра». Я говорю: «А куда мне сейчас её?» Она говорит: «В баночку посадите». Посадили мы её в баночку, смотрели-смотрели… Сын говорит: «Давай её оставим!» А я боялась даже смотреть! Хвостище огромный… В общем, школьные крыски все оказались на месте, и мы её всё-таки оставили у себя. Они с отцом её отмыли. И я к ней так привязалась! Она стала нам, как член семьи — изо рта её кормили и что только не делали. Поскольку у нас не было железных клеток, она жила и передвигалась свободно, а ровно через полтора года — умерла. Это было трагедией для всей семьи. Я решила, что больше никогда не заведу домашних питомцев. С их потерей уходит пол жизни».

Ещё в 1988 году у Олега были большие планы. Он мечтал о специальном помещении для более широкого поля деятельности, мечтал о создании юннатского кружка, разделённого на секции, чтобы одни ребята могли заниматься с растениями, другие — с птицами, третьи — с рыбками… А ещё думали подружиться с ребятами из других школ района, увлекающимися биологией, переписываться с ними, встречаться, перенимать их опыт, делиться своим.

«Олег побывал в совхозе «Октябрьский» на краевой станции юннатов — приехал оттуда не с пустыми руками», — отметила в статье Людмила Белецкая.

В начале 1989 года в Саянской средней школе №5 был уже настоящий живой уголок — такой, как мечтал Олег, с рыбками, птицами и другими животными.

«Олегу отвели место в школьном туалете, но зато там была вода и канализация — это очень важно для ухода за растениями и животными, — подчеркнула Галина Ивановна. — Сам уголок был маленький: внизу ютились курочки, наверху — австралийские амадинчики… Кажется, даже горлица была, волнистые попугайчики были, у попугайчиков даже потомство выводилось, были морские свинки, хомячки, белочка. Белочка бегала по колесу. Всё было чистенько, аккуратненько, можно сказать, в образцовом порядке. Время от времени мы с Олегом проводили инспекции по состоянию живого уголка, анализировали качество ухода и содержания.

По вопросам биологии я, как учитель, ему что-то подсказывала, а организационными вопросами Олег занимался сам, сам ходил по организациям..  Единомышленников и соратников на этом поприще у него особо не было. Помню, как мы искали какие-то клетки, металлическую сетку для вольеров, как он их с кем-то собирал…  Кормлением животных тоже занимался Олег. Родители у него были активными, отзывчивыми людьми, поддерживали его, помогали. За кормами Олег ездил в Красноярск: подбирал злаки, готовил какие-то смеси… Всё время он где-то ходил, что-то добывал, передо мною отчитывался…»

В Летописи 10Б класса в 1989 году появилась страница, посвящённая деятельности Олега и его увлечению. По ней можно судить о том, что в школе Олега высоко ценили, даже наградили ценным в то время подарком — магнитофоном.

Страница из Летописи 10Б класса

В домашнем архиве Широковой Зинаиды Фёдоровны, бывшего классного руководителя 10Б класса, сохранилась Характеристика на Олега, написанная ею по окончании школы для поступления в университет. В Этой Характеристике Зинаида Фёдоровна отмечает прекрасные личностные качества своего ученика, касается и живого уголка:

«Особый интерес Олег проявляет к биологии, с детства увлекается растениями и животными… Много сил, труда и фантазии вложил в создание юношеского кружка, стал организатором школьного живого уголка, в котором содержится более 10-ти видов птиц и животных. Дети проявляют к нему большой интерес и с удовольствием там работают. Сам Олег вместе со своими юннатами оборудовал помещение, сделал вольеры, оформил уголок, где собраны книги и открытки о животных, значки с их изображением… В порядке хранятся разные виды кормов для обитателей уголка. Олег поистине увлечён этой работой, сам всего добивался: оборудования, материалов. Сам неоднократно ездил в Красноярск, чтобы приобрести животных… За этот добросовестный и бескорыстный труд Комитет комсомола и Совет дружины заслуженно наградили его Почётной грамотой и магнитофоном…»

Даже теперь, спустя 30 лет, Зинаида Фёдоровна вспоминает Олега с радостью и восхищением:

«Я даже не знаю, почему он решил создать живой уголок, но решение его было твёрдым, и школа пошла навстречу. Многие приходили посмотреть на его обитателей: и дети, и взрослые. Я своего внука приводила, Дениса. Олег очень интересно рассказывал о своих питомцах: о голубях, попугаях… Там же много у него птиц было и животных: кролики и хомяки, кажется, куры… Они были все обособлены… Всё было по уму, как в настоящем зоопарке».

О том, как интересно Олег рассказывал о своём уголке, писала и Людмила Белецкая, после посещения Саянской школы и знакомства с Олегом:

«Олег — эрудированный собеседник. Интересы его разнообразны, познания в интересующей его области обширны и глубоки… О каждом растении он может рассказать: как оно попало в эту комнату, что известно о нём науке, как его используют в народной и научной медицине…»

В живом уголке часто проходили экскурсии. Приходили дети из младшей школы и из детского сада. Олег много и интересно рассказывал. Кто-то даже оставлял какие-то копейки, на них покупали корм для животных. Денег было достаточно.

1988-1989 учебный год
Олег Грохотов в День своего рождения

О том, почему не стало в школе Живого уголка хорошо помнит и никогда не забудет Сиротина Галина Ивановна, которой по окончании школы Олег передал своё маленькое хозяйство:

«Всё работало, пока учился Олег. После его ухода живой уголок просуществовал, по-моему, только один год, до лета. На время каникул мы всегда выносили цветы со всей школы в спортзал, там их регулярно поливали ребята, проходящие практику. А животных решили оставить в живом уголке, распределили уход за ними между теми ребятами, которые сами хотели этим заниматься… Но без постоянного контроля Олега, уже тогда появились проблемы: мальчики, которые приходили на практику баловались, ломали клетки… Меня тогда даже директор вызывала по этому поводу. А в конце лета мне пришлось уехать к маме на сенокос, муж работал и остался в Саянской. Однажды, кто-то из ребятишек принёс ему ключ — принесли и повесили, сказали передать Галине Ивановне. Меня не было почти месяц. Приехала с сенокоса, вижу — ключ, спрашиваю: «Что это, откуда?» Муж говорит: «Так это из школы какой-то ключ принесли, сказали отдать Галине Ивановне!» Я бегом бежала в школу, когда поняла, что это за ключ. Но было поздно! Почти все животные погибли! Даже не знаю что произошло: то ли кому-то уехать надо было, то ли расхотелось работать с животными… Мы потом даже выяснять не стали, кто это был и почему, во всяком случае я этого не помню. Таких личностей, как Олег, ответственных и трудолюбивых, готовых нести эту каждодневную ношу, больше не нашлось. На этом  существование живого уголка закончилось».

Послесловие:

Если у кого-то сохранились фотографии живого уголка, пожалуйста, пришлите их на электронный адрес, который указан в контактах, или выложите в Одноклассниках в группе «Саянский — наша маленькая Родина!!»

Марина Пряжникова

Источники:

Воспоминания классного руководителя Широковой Зинаиды Фёдоровны, учителя биологии Сиротиной Галины Ивановны и директора школы Моисеевой Валентины Тимофеевны

Характеристика на выпускника 10Б класса Саянской средней школы №5 Грохорова Олега Вительевича

Белецкая Л. Увлечённость// Знамя октября. — 1989. — 1 января. — №1-2(8546-8547)

Летопись 10Б класса: Выпуск 1979-1989 годов. — Саянская, 1989

Фотографии из архивов Широковой З.Ф. и Сиротиной Г.И.