Калинушкин Василий Алексеевич
Строитель трассы Абакан-Тайшет
Семья Калинушкиных приехала на станцию Саянскую в начале 1963 года, когда Василий Алексеевич был зачислен в отдельный автомобильный батальон железнодорожных войск и назначен командиром взвода ПАРМ, осуществляющего строительство железнодорожной линии Абакан-Тайшет.
Мой отец Василий Алексеевич Калинушкин родился в 1933 году в селе Орловка Саянского района Красноярского края. В паспорте написано, что это произошло 25 августа, но мы всегда поздравляли его 12 июля, на день Петра. «Ну надо же, Васькой назвали, — говорил, бывало, отец. — Надо было Петькой, как мать хотела». На самом деле он и родился 12 июля, а 25 августа родился его старший брат Виктор. Но тогда детей часто записывали на один день, чтобы меньше было растрат по случаю Дня рождения.
Чтобы получить образование, отцу вместе с другими орловскими школьниками приходилось ходить в ближайшую деревню — Новобрянку. А когда началась война, ему ещё не было и 10-ти лет.
Его отец и мой дед, Калинушкин Алексей Иванович, был в то время председателем орловского колхоза. Колхоз считался передовым, и его, как председателя, знала тогда вся округа. У деда была бронь, но он добровольно ушёл на фронт, а с войны не вернулся. Осталась только чёрно-белая фотография с призывного пункта, где он сидел в военной одежде — пилотке и гимнастёрке. На фотографии было написано «Канск». Тогда всех фотографировали перед тем, как отправить на фронт. Эту фотографию отец берёг как икону. Он всегда отмечал день рождения деда, день его гибели, день Победы — листал альбомы с фотографиями и рассказывал нам свои воспоминания.
О гибели Алексея Ивановича пришло, как обычно, военное извещение — похоронка. В ней было написано, что погиб он 3-его февраля 1942 года под Ленинградом, у деревни Спасская Полисть Чудовского района Новгородской области. По этой похоронке отец нашёл могилу деда. Это произошло в 1980 году. Приехав в Новгородскую область вместе с матерью Татьяной Яковлевной, они обратились в Чудовский районный военкомат. Им дали сопровождающего и отвезли к общему воинскому захоронению. Отец рассказывал, что там стояла большая стела, а около неё — плиты с именами защитников. В списке павших значился и Калинушкин А. И.. Помню, что с этой поездки они привезли горсть земли, обагрённую кровью деда, и высыпали её на могилке, которую соорудили для него на местном кладбище.
Из Орловки мой отец ушёл в армию. Его служба прошла в городе Каменске-Шахтинском Ростовской области. Там он выучился на автомобильного механика, получил права.
Потом долго служил личным водителем одного офицера, замужем за которым была старшая сестра моей мамы — тётя Оля. Отец приезжал к ним на бобике. Там и познакомился. Когда в 1956 году он вернулся на Родину, был уже не один — с семьёй: женой Катериной и дочерью Верой.
С профессией автомеханика отец в колхоз не пошёл, а отправился в Заозёрновский военкомат и устроился на сверхсрочную службу в рядах Советской Армии.
Где только не жили мои родители по возвращении в Красноярский край: и в Уяре, и в Папиково, и на 10-й ферме… Но везде — год-два. Может быть, это было связано со службой отца, а, может, с характером: он ведь неуживчивый был, вспыльчивый, нетерпеливый. В Уяре родилась я, брат родился на Совхозной, и когда мы переезжали в Саянскую, в семье было уже трое детей.
Стройка железной дороги Абакан-Тайшет началась ещё в конце 50-х годов. О ней объявляли по всей стране. На наш центральный участок гражданских тогда не принимали, но отец был действующим военнослужащим. В начале 1963 года он перевёлся в отдельный автомобильный батальон железнодорожных войск (в/ч 83298) и сразу же был назначен командиром ПАРМ — подвижных автомобильных ремонтных мастерских, в звании старшины. Я хорошо помню его в военной форме.
Там он работал до конца строительства трассы Абакан-Тайшет. Рассказывал, про их спецмашины, на которых устанавливались всякие станки: токарный, сверлильный, сварочный и прочие, предназначенные для ремонта строительной и железнодорожной техники. Если в пути ломалась какая-то машина, они экстренно выезжали на линию.
Отец всегда гордился тем, что служил на великой стройке мужества Абакан-Тайшет.
Станцию Саянскую сразу строили узловой. Тогда говорили, что у неё есть большая перспектива со временем стать городом. Ходили слухи, что когда-нибудь здесь будет Саяноград. «Вот доживём — Саянскую расстроят, — говорил отец, — не будет она просто станцией, а будет городом — Саяноградом». И мы тоже верили, а потом всё ждали — ну когда уже Саянская станет городом?
После сдачи трассы Абакан-Тайшет в эксплуатацию, часть, где служил отец, уехала в Тюмень. Ему предлагали ехать с ними, но отец отказался — здесь была его Родина, здесь жила его мама, да и железная дорога привлекала богатыми перспективами. Он решил бросить корни в Саянской. Мама потом упрекала его — мол, уехали бы в Тюмень, в городе бы жили.
В Саянской нам сначала пришлось поскитаться по баракам. Мы были ещё маленькие, и этот период я помню плохо. Знаю только, что жили в районе улицы Строителей. Там аптека старая была, медпункт и большой-большой стадион. Жили мы в одном из бараков. В нём было три или четыре комнаты, и одна из них — наша. Зимой на стадионе заливали каток. Отец хорошо катался на коньках, и мы часто ходили туда всей семьёй. Коньки отец привязывал к валенкам, а мы с Верой хватались за него — и ехали паровозиком. Мама стояла с Сашкой, он был ещё совсем маленький — годика 2-3. Его тогда на санках катали. Ещё помню, что на этом поле проходили всякие соревнования. А летом мы с другими детьми играли там в лапту, выжигало, городки… Для городков у меня были свои «кости» — папка сам их вытачивал. А мальчишки там гоняли футбол. Велосипедов в то время было очень мало, если у кого-то был — на нём катались все. У нас тоже был один такой велик на всю улицу. Кому он принадлежал — не помню, мы же в бараках плотно жили: семей было много, и нас, детей, во дворе целая гурьба носилась.
Я даже в садик саянский года два ходила. Из этих бараков пошла в первый класс. Помню, был 1965 год. Мама срезала где-то астры, и мы пошли всей семьёй на мою первую школьную линейку. Шли, как мне казалось, очень далеко. А ещё помню, что было грязно и холодно.
После отъезда военных отцу, как главе многодетной семьи, дали квартиру на улице Транспортной. Во 2-й класс я пошла уже оттуда. На этой улице прошли мои детство и юность. Мы тогда были такие довольные и такие счастливые! Дом — огромный и весь наш! Да ещё двор и огород, который тогда был намного больше, чем сейчас. Потом стали строить «сотку» и огороды урезали, а нам дали участок земли в конце улицы Строителей. Там мы садили картошку и что-то ещё, дач ведь тогда не было. На Транспортной у нас было большое хозяйство, корова.
После отъезда авторемонтных мастерских отец устроился в ПЧ, и работал там, как мне помнится, довольно долгое время — несколько лет.
В конце 60-х годов он перешёл работать в локомотивное депо. Начал с кочегара паровоза, потом отучился на помощника и на машиниста — сначала тепловоза, потом электровоза.
Отец был ответственным и добросовестным. Он всегда хотел стать самым первым, самым лучшим… И когда что-то не получалось — очень нервничал и переживал. Если ставил перед собой какие-то цели, то всегда добивался: захотел повысить уровень своего образования — окончил в 1970 году заочно Унерскую среднюю школу, захотел стать машинистом электровоза — и в 1971 году уже поехал самостоятельно. За свою работу в 1974 году он получил удостоверение Ударника коммунистического труда.
Отец очень гордился, что был машинистом и водил железнодорожные составы. Когда он не смог работать на железной дороге — скучал по поездам, откликался на каждый гудок, рассказывал свои сны, где он как прежде сидел за «правым крылом» локомотива. В стихотворении, написанном мной в 1999 году ко Дню железнодорожника, и посвящённого сыну, есть о нём несколько слов:
Ты узнаешь, что дедушка твой
Машиниста носил фуражку,
Много лет он работал в депо,
И теперь без него ему тяжко.
Как услышит знакомый гудок,
Так всю ночь поезда ему снятся:
«Эх, за правым крылом хоть разок
Самому бы на миг оказаться!»
Ещё отец гордился, что внуки пошли по его стопам и стали работать на железной дороге.
Мой отец, Калинушкин Василий Алексеевич, прожил долгую жизнь. Судьба его сложилась негладко: поездил по стране, поработал в других краях и в разных организациях, но рано или поздно ноги всегда приводили его в Саянскую — к трассе, в строительстве которой он сам принимал когда-то непосредственное участие. Он любил эту станцию и гордился тем, что стоял у её истоков.
Надежда Калинушкина
Источники:
Фотографии и документы из архива Калинушкина В.А.