Остапущенко Анатолий Стефанович
Руководитель предприятия
Почётный железнодорожник
60-летнему юбилею второго начальника Саянской дистанции Красноярской железной дороги Анатолия Стефановича Остапущенко посвящается статья первого начальника — Булдакова Анатолия Сергеевича.
Я знаю Анатолия Стефановича Остапущенко с 1961 года, то есть со времени нашей с ним совместной работы. После окончания Таганрогского технического училища в сентябре 1959 года Анатолий Остапущенко был направлен монтером СЦБ на станцию Злобино Красноярской железной дороги, а точнее — в Сибирь, чего он, уроженец южного края, так боялся.
В это время только начался монтаж аппаратуры электрической централизации. Доселе она была механическая. Стрелки переводились посредством специальных стрелочных рычагов со своими тягами, поворотными шкивами, компенсаторами и мускульной силой сигналистов. Главным средством сигнализации был семафор. Здесь начинающий специалист с головой окунулся в мир схем, проводов, приборов и специальной литературы. С самых азов довелось познавать сущность автоматики, её особенности и преимущества перед механической централизацией. Короче, по уши влез в эту систему и полюбил её. Самым неприятным для Анатолия было чувствовать, что старшие товарищи не доверяют ему работу, связанную со схемами и измерениями. Поздними вечерами, когда с поста уходили монтажники, он специально приходил, брал документацию и изучал отдельные схемные узлы.
Немало прошло времени, когда всерьез его восприняли старшие и стали не только с ним считаться, но и советоваться. Через год Анатолий уже стал электромехаником. На следующий год эту же работу А. С. Остапущенко выполнял на соседней станции Енисей, но уже в должности старшего электромеханика. В 1965 году он назначается на должность заведующего ЭЦ. Буквально через два года, в 1967 году, опять повышение по службе: назначен заместителем начальника Уярской дистанции связи. В этой должности проработал семь лет. В 1974 году был назначен начальником Саянской дистанции – на своей же, Красноярской дороге, только другого, Абаканского отделения.
Если говорить о возрасте… В то время коллектив дистанции был очень молодым. Самой же дистанции ещё не исполнилось десяти лет, она появилась после ввода в эксплуатацию железнодорожной линии Абакан-Тайшет. Оснащена была дистанция по тому времени самой новейшей техникой автоматики и связи. Что говорить, хозяйство Остапущенко принял не худшее, незапущенное. Внутренне надеялся, что особых осложнений не предвидится. Но… оказывается, напрасно себя тешил будущим благополучием. Все дело в том, что однопутка не стала справляться с предъявляемым объемом перевозок. Как-то сразу стали строиться вторые пути и двухпутные вставки. Соответственно – новые искусственные сооружения. Реконструировалось путевое развитие ряда разъездов и станций, появилась новая аппаратура по контролю состояния буксового узла проходящих поездов, называемая «ПОНАБ», затем – «ДИСК». Потребовалось производить выноску из зон строительства кабельных коммуникаций связи и СЦБ.
Навалилось сразу столько, знай поворачивайся! В связи с создавшейся обстановкой пришлось производить и организационные перестановки. Из того же штата, тех же специалистов пришлось «выкраивать» людей для контроля за работой землеройной техники, осуществлять из зон строительства выноску релейных, батарейных шкафов, светофоров. И ещё – со многими строительными организациями согласовывать проекты строительных работ. Приходилось решать немало других вопросов. Где-то чуть зазевался – обязательно порвут кабель или раздавят муфту. В общем, скучать было некогда.
В это же время ощущалась острая нехватка жилья. И на дистанции, засучив рукава, стали заниматься строительством. Да так, что у связистов ежегодно были новоселья. За 25 лет работы Остапущенко на Саянской дистанции построено шесть 8-квартирных, один 12-квартирный и семь 2-квартирных домов-коттеджей. Так что каждая семья получила отдельную квартиру ещё в 1995 году.
С увеличением объема работ и перевозок пришлось серьезно взяться за расширение и хозяйства дистанции: построили двухэтажное здание контрольно-ремонтного пункта (КПР), отдельное здание мастерских со своим хозяйственным двором, а также складские помещения и гаражи.
И все это – благодаря умелому руководителю, который по характеру уравновешен, никогда не срывается, вопросы решает без суеты. При любых критических обстоятельствах не впадает в панику и никогда не повысит голоса, хотя иногда, казалось бы, и не мешало… Остапущенко может озадачить помощников, опереться на них, выслушать мнения других. Он может поспорить с начальством, отстоять свою точку зрения.
За четверть века в одной дистанции и посёлке он многих, конечно, изучил и его – тоже. Верен слову: если пообещал – выполнит. Дистанция всегда, даже сейчас, находится «на плаву». Достаточно сказать, что только от ЦНТО МПС награждалась шесть раз. Свидетельствами и дипломами МПС – пять. Немало имеет поощрений от руководителей дороги и отделения.
Анатолию Стефановичу были неоднократные предложения по работе в аппарате Управления дороги и отделения. Но он остался верен коллективу и жителям посёлка, хотя из Саянской вышло немало специалистов, которые сейчас руководят дистанциями, даже службами и отделами отделений. Причем, из ШЧ вышли даже главы администраций городов и районов.
Итак, нет, пожалуй, такого участка деятельности, где бы коллектив дистанции не занимал первенство – будь то смотр художественной самодеятельности или спортивные состязания, смотры санитарных дружин или стенная печать, выставка цветов или озеленение посёлка. Словом, дистанция всегда была впереди.
И, конечно же, в этом была не последняя роль начальника. И при такой занятости Анатолий Стефанович успешно закончил заочное отделение Омского института инженеров транспорта. Жена Людмила, инженер-электрик, многие годы работала вместе с мужем. Тоже монтировала ЭЦ, занималась их техническим обслуживанием. Последние годы работала на высокочастотной аппаратуре. Вырастили супруги Остапущенко двух сыновей, один из которых стал железнодорожником.
В дни юбилея принято подводить итоги. Что дала А. С. Остапущенко его работа? Возможность реализовать свои способности как профессионала, так и руководителя. Были выговоры? Да, безусловно. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Но были и 67 поощрений. Его труд отмечен знаком «Почетному железнодорожнику», орденом «Знак Почета».
Анатолий Сергеевич Булдаков