Герои-первопроходцы
В Красноярском крае железную дорогу Абакан-Тайшет называют Трассой мужества. Её история началась с трагического детектива об изыскателях, которых едва не записали в предатели Родины. Но летом 1943 года люди узнали тайну пропавшей экспедиции.
29 января 1965 года из столицы Хакасии Абакана по только что построенной дороге Абакан–Тайшет отправились первые пассажиры. Этот путь можно проделать за 18 часов, но поезд шёл трое суток. На каждой станции его не отпускали люди, которые несколько лет провели в тайге в брезентовых палатках и теплушках, но всё же проложили почти 700 километров рельсов и шпал.
Сто лет мечты
Идею проложить дорогу через Саянские хребты, чтобы соединить богатую лесом Восточную Сибирь с Кузбассом, инженеры высказывали ещё более ста лет назад. Во второй половине XIX века и в начале XX-го за это дело пытались браться и русские, и иностранные предприниматели. Но, познакомившись поближе с гиблыми местами, шли на попятную, — рассказывает руководитель музея станции Кошурниково Галина Каримова.
О необходимости южного участка Транссиба красноречивей всего говорит факт, что основательное изучение будущей Трассы мужества началось в 1942 году, когда шла битва под Сталинградом. Задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссибирскую магистраль, получил новосибирский НИИ Сибтранспроект.
Однако первые строители пришли в эти места только в 1958 году. Они имели в своём распоряжении самую передовую тяжелую технику того времени – ручного труда при строительстве практически не было. Но и тогда, в середине 60-х, в западных газетах писали: «Абсурд! Такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские её не построят».
Однако построили. Причём, не на костях, как традиционно принято в Отечестве. И заключенных здесь было очень немного, что тоже было странно для тех лет. Работали обычные парни и девчонки, приехавшие со всего Советского Союза по комсомольским путёвкам.
Река Казыр
Вариантов будущей трассы было несколько. По самому сложному отправились руководитель экспедиции, инженер-изыскатель Александр Кошурников, инженер Алексей Журавлев и техник Константин Стофато.
Не заладилось с самого начала. Для Кости Стофато, грека по национальности, долго оформляли пропуск – экспедиция отправлялась в приграничный район, нужно было соблюдать формальности. Тройка изыскателей и проводник, охотник из тофаларов, отправились в путь 5 октября 1942 года. Для Сибири это почти зима, риск огромный. К тому же оснащение экспедиции было скудным. «Так война же!» — объясняло начальство.
И всё же экспедиция стартовала — Кошурников не хотел терять ещё один год, надеялся пройти маршрут до начала серьёзных морозов.
Через несколько дней пути изыскатели вышли на реку Казыр. По берегам – тайга стеной, скалы, завалы из поваленных деревьев. А корма для оленей нет. И проводник повернул назад. Нести груз на себе люди не могли. Они сколачивали плоты, а река разбивала их один за другим. Необычно рано в тайгу пришла зима…
Семьи изыскателей от позора и лагерей спас мертвый Кошурников
Поиски экспедиции начались, когда она не вышла из тайги в условленный срок. Удалось обнаружить только мешки с вещами и продуктами. Что могло произойти с людьми – не знал никто. И разбираться никто бы не стал: люди гибли миллионами, и три сгинувших в сибирской тайге мужика – капля в море смертей. Их записали в предатели. Решили, что они ушли через границу. В те годы для семей это было приговором. Неизвестно, как бы сложилась судьба родных, если бы летом 1943 года местные рыбаки Степановы в тихой заводи у Базыбайского порога случайно не наткнулись на полузанесённое илом тело человека в железнодорожной форме. При нём нашли документы на имя Кошурникова и дневник, который раскрыл тайну гибели экспедиции.
О героях-первопроходцах забыли на 20 лет. И вспомнили, когда дорога была уже построена. В 1966 году изыскателей Кошурникова, Стофато и Журавлева посмертно наградили орденами, назвали их именами станции на трассе Абакан-Тайшет, открыли музей, посвященный подвигу первопроходцев, который работает по сей день.
Где и как сейчас живут дети и внуки погибших изыскателей – неизвестно.
Известно, что сын Константина Стофато родился уже после его гибели, и работал потом на строительстве дороги Абакан-Тайшет. Сын Кошурникова служил в правоохранительных органах в Южно-Сахалинске, сейчас его уже нет в живых. Дочери Нине 84 года, она доктор медицинских наук, живёт в Озёрске Челябинской области. Дети Кошурникова приезжали на могилу отца и в его музей, а вот внуки и правнуки ни разу не были на станции имени своего деда. Интересно, думают ли они о том, что могли бы вообще не родиться? Знают ли они, что их спас уже мёртвый дед и прадед?
Поезда – каждые десять минут
Трасса Абакан-Тайшет прошла совсем не там, где погибли изыскатели. Дорогу проложили другим маршрутом. Но главное, она оказалась действительно нужной. Сейчас здесь идут поезда каждые десять минут! Она настолько востребована, что на многих участках, чтобы не задерживать движение, прокладывают второй путь и строят вторые тоннели. По прогнозам, к 2020 году грузов здесь станет еще больше, почти в два раза.
Значение дороги Абакан-Тайшет с годами только растёт. Сейчас к одной из станций Трассы мужества — Курагино, планируют подвести магистраль из Кызыла. Стройку уже начали, это будет первая железная дорога Тывы, одной из самых депрессивных республик России. Бывший сенатор Тывы Людмила Нарусова, больше известная, как мама Ксюши Собчак, даже предлагала легализовать здесь выращивание конопли. Дескать, надо же народу чем-то заниматься? Возможно, первая железная дорога даст возможность заниматься делом более полезным, чем наркоторговля.
Потеряли значение на Трассе мужества только единичные станции – теперь перегоны обслуживают вахтовым методом, и вместо посёлков остались один-два дома.
А вот для жителей некогда глухих мест стальной путь Абакан-Тайшет уже не так важен. Здесь проложили автодорогу, и от «столицы» Трассы мужества станции Кошурниково до столицы Красноярского края теперь всего два часа езды.
Трасса Абакан–Тайшет
С высоты птичьего полёта трасса по конфигурации похожа на гигантскую, длиною 645 км, пилу с неровными зубьями. Железная дорога проходит по сложнейшему рельефу местности через горы, тайгу, реки и болота, петляя то влево, то вправо, то вверх, то вниз. А местами и вовсе исчезает из виду, уходя в тоннели. Здесь построены десятки мостов и девять тоннелей, общая длина которых около десяти километров, 725 искусственных сооружений, виадуки через глубокие распадки… Самый известный — Козинский, его длина 355 метров и высота 55,8 метра. В народе этот виадук зовут Чертов мост, а местные жители говорят, что в одной из опор строители-заключенные закатали в бетон особо свирепого надзирателя.
Источник:
Героев-первопроходцев едва не записали в предатели Родины // Комсомольская правда. — 2013. — 30 июля