Филатов Юрий Иванович
Публицист и один из первых краеведов нашей станции
Юрий Иванович Филатов известен своими очерками по истории железной дороги. Летом 1964 года с группой студентов НИИЖТа он приезжал в Саянскую на военно-полевые сборы, а в 1969-1978 годах жил здесь и работал в Саянском энергоучастке.
Как наступает лето,
меня тянет в тихие таёжные места,
с запахом прели и хвои…
(Филатов Ю.И.)
Публицист и историк железных дорог Урала и Сибири Филатов Юрий Иванович родился в Самаре в 1941 году. После окончания школы поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта, который окончил в 1964 году с отличием. Студентом 5-ого курса он первый раз оказался на станции Саянской, куда их, как будущих офицеров запаса железнодорожных войск, вывезли на военно-полевые сборы.
Свою трудовую биографию Юрий Иванович начал в 1965 году — дежурным по станции Бискамжа Красноярской железной дороги. В 2003 году он опубликовал очерк «Воспоминания о Бискамже (1965-1966 г.г.)», где рассказал о маленьком таёжном селении и о первом нелёгком труде, который дал ему хорошую физическую закалку на всю оставшуюся жизнь.
В газете «Советская Хакасия» в те годы была заметка, где среди лучших смен Абаканского отделения железной дороги упоминалась смена молодого дежурного по станции Бискамжа. Через год успешной работы Юрий Иванович попал в аппарат отделения дороги, но спустя несколько лет снова оказался в Саянской. В 1969-1978 годах он работал в Саянском участке энергоснабжения сначала в должности электромеханика, а затем — старшего электромеханика ремонтно-ревизионного цеха. Много ездил по линейным подстанциям, писал статьи, в которых ярко проявлялись его наблюдательность и литературный талант.
В Саянской Юрий Иванович нашёл свою любовь и обрёл семью, встретив Тамару Михайловну Козиную:
«Филатов Юра. Для посторонних странный, чудаковатый, непонятный… При более близком знакомстве — умный, добрый, заботливый, отзывчивый человек. Интеллигент с большой буквы! Он обладал великолепной памятью, владел любой информацией. В этом я могла убедиться за 40 лет совместной жизни.
Мы сошлись, как «два одиночества», глубоко уважали друг друга и были очень привязаны, хотя каждый из нас имел свой круг жизненных интересов. Юра очень любил живопись и с институтских лет собирал открытки с картинами известных художников. В каталоге, составленном Юрой, насчитывалось около 15-ти тысяч таких открыток. Я по возможности тоже привозила ему наборы из местных музеев, бывая в командировках. Свои открытки он хранил в чемодане, с которого и начался его переезд ко мне ещё на этапе нашей дружбы. Юра тогда жил в общежитии с другими ребятами, и ему часто приходилось ездить по линиям. Однажды, после очередной командировки, он не досчитался несколько репродукций картин Рубенса с обнажёнными женщинами. Отношения выяснять не стал, а молча принёс чемодан мне, чтобы избавить своих товарищей от нового искушения. Так он потихоньку и переносил свои вещи, пока однажды мы не поняли, что Юра уже живёт у меня. А какие интересные просветительские лекции Юра читал о художниках!!! Он умел завоевывать внимание слушателей в любом коллективе. Даже в Саянской, в домашней компании за столом, он устраивал нам вечера Булата Окуджавы, Поля Мориа и многих других. У него были музыкальные пластинки, которые в то время сложно было найти. Достать цветы тогда тоже можно было с большим трудом даже в Красноярске, а о Саянской я вообще молчу, но к 8 Марта и ко Дню рождения он всегда дарил мне живые букеты».
На нашей станции у Юрия Ивановича осталось много друзей, с которыми он поддерживал отношения всю жизнь. В число этих людей входила терапевт нашей больницы Лина Прокофьевна Кабахидзе:
«Я знаю Юру давно — со времени моего приезда в Саянскую в 1970 году. Главным врачом санэпидемстанции в то время работала Эльвира Анатольевна (фамилию не помню) — молодая девушка из Иркутска. Она дружила с Филатовым. Тогда мы все были молоды, а в коллективе Саянской больницы были очень тёплые отношения. Быстро сложилась небольшая компания, в которую вошли Юра, Эльвира, я, два терапевта, хирург. Мы часто собирались, гуляли.
На первомайские праздники Юра водил нас в поход на озеро Кызыкуль. Он был в этом деле большим специалистом и организатором. В походе с ним было надёжно.
Юру высоко ценили на предприятии. Он был коммуникабельным, имел активную жизненную позицию. Замечательно проводил политинформации. К ним серьёзно и ответственно готовился, демонстрировал глубокие и обширные познания. Люди оставались довольны. Политинформации были нашей общей темой — я была секретарём комсомольской организации в больнице, и мне тоже приходилось их проводить.
Юра был очень хорошим человеком — добродушным, щедрым, внимательным. У него было много друзей. Дружбой дорожил, поддерживал её, умел тронуть своей искренностью и бескорыстием. На работе им выдавали сухой паёк: тушёнку, сгущёнку — которые были тогда в дефиците. И если он заходил к нам в гости, то обязательно нёс сыну какую-нибудь баночку, которая оставалась после поездки. Когда они с Тамарой уехали в Омск, Юра проездом останавливался в Саянской и по прежнему заходил к Остапущенко, к нам… Даже в больницу ко мне приходил, когда я дежурила.
Юра очень любил дорогу! Она была его сердцем. Любил Абакан-Тайшет! Знал каждую станцию, подстанцию… Мог говорить о ней бесконечно. Зайдёт к нам, бывало, на минутку и два-три часа говорит про свою дорогу. Дорога, походы, дача — вот главные темы его последних лет жизни. Рассказывал про свои дальние поездки на велосипеде, которые тоже были связаны с железной дорогой. У него было много фотографий!»
В 1973 году по рекомендации предприятия Юрий Иванович поступил на заочный факультет Омского института инженеров железнодорожного транспорта.
После окончания института, в 1979 году, он был приглашён на научно-преподавательскую работу и принят старшим инженером кафедры «Системы электроснабжения электрических железных дорог», а с 1980 года назначен на должность старшего научного сотрудника этой кафедры. Он активно участвовал в общественной жизни института: в 1980-1984 годах был старшим инспектором группы народного контроля, в 1981-1983 годах — профоргом кафедры, был членом добровольной народной дружины.
Своими воспоминаниями о Юрии Ивановиче Филатове поделился его давний друг Коптев Сергей Михайлович:
«Параллельно работе в институте Юрий Иванович заниматься изучением истории железных дорог Урала и Сибири. Начал с Кемеровской железной дороги. Проехал на велосипеде Омскую и Новосибирскую область… Когда писал про БАМ, ездил в Северобайкальск и жил там у наших родственников. Прошёл пешком Даманский перевал, под которым проходит самый большой тоннель протяжённостью 15 км. По зиме это километров 25-30, но Юрий Иванович был привычным к таким путешествиям. Работая в нашем энергоучастке, он часто ездил по линиям, ходил на лыжах. Бывало, мы семьями приезжали зимой на электричке в Крол, одевали лыжи и уходили далеко-далеко… Отдыхали несколько дней в маленькой избушке посреди глухой саянской тайги и возвращались обратно.
Юрий Иванович имел все навыки исследователя. Он очень любил фотографировать и был мастером фотографии. А ещё — постоянно вёл записи. Сколько мы с ним ни ездили, вечером он всегда садился и всё записывал. Каждый день записывал! И так с самой молодости. Я видел его тетради с записями, сделанными ещё в Бискамже. Когда он готовил свои публикации, то делал выписки из этих тетрадей».
В 2000-х годах Коптев Сергей Михайлович вместе со своей дочерью Евгенией открыл в посёлке газету «Саянские вести», которая стала печатать статьи Юрия Ивановича. В номере 21 за 2007 год в ней появилась заметка, в которой Евгения Коптева (Остапущенко) поделилась воспоминаниями о своём знакомстве с этим замечательным человеком:
«Моё знакомство с Юрием Ивановичем Филатовым состоялось заочно, когда я училась в 6-7 классе. Тогда к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне в Саянской средней школе был организован Музей воинской славы, где попутно выставлялись кое-какие экспонаты строительства «Трассы мужества Абакан-Тайшет». Не помню тему моего задания в этом проекте, но я обратилась за помощью к моему отцу, и он посоветовал связаться с неким фотографом-железнодорожником, который в то время уже жил в городе Омске. Отец разыскал адрес Юрия Ивановича и сообща мы написали ему письмо-просьбу прислать фотографии периода начала строительства станции Саянская. Это были две фотопанорамы. Очень жаль, что на сегодняшний день они утеряны. И уже, много позже, спустя почти 15 лет, мы встретились с Ю.И. Филатовым в Омске, когда я училась в Государственной Академии Транспорта. Он — историк, исследователь, путешественник, заядлый велосипедист, увлекательный собеседник и просто замечательный человек».
Утерянные музеем панорамы сохранились в фотоархиве Юрия Ивановича. Козиная Тамара Михайловна снова подарила их нашему посёлку.
За время работы на кафедре ОмИИТа Юрий Иванович вёл практические занятия и дипломное проектирование, занимался вопросами технической диагностики контактной сети, технико-экономическими вопросами новых видов наземного транспорта, а также вопросами нагрузочной способности токоприёмников. Имеет 13 научных трудов, три авторских свидетельства на изобретение, награжден значком «Изобретатель СССР» .
В 1991 году Юрий Иванович возвратился на железную дорогу и работал электромехаником в Омской дистанции электроснабжения Западно-Сибирской железной дороги, пока в 2001 году не вышел на пенсию.
С 1996 года он активно занимался литературным творчеством, печатался в российском альманахе «Локотранс» и в научном журнале «Техника железных дорог». За эти годы опубликовал 117 статей и других материалов. За работу по пропаганде и популяризации истории железных дорог в марте 2007 года был награждён именными часами и денежной премией от начальника Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги Рейнгардта В.Г.
«У Юры было два диплома о высшем образовании — движенец и электромеханик. Знания этих специальностей очень помогали ему в жизни и в работе, — отмечала Козиная Тамара Михайловна. — В период проблем с автотранспортом Омская городская администрация предложила ему выполнить проект по использованию электричек на внутрегородских железных дорогах в часы пик, что он и сделал с большим успехом и совершенно бескорыстно. К сожалению, развал СССР не позволил этот проект реализовать.
Много лет Юра был одним из ведущих корреспондентов железнодорожного журнала «ЛОКОТРАНС». Глубоко осветил в журнале работу Байкало-Амурской магистрали, железной дороги Абакан-Тайшет, ТрансСиба… Писал просто. Его статьи легко читались. Их с удовольствием слушали студенты на лекциях в ОмИИТе. К нему не раз обращались с просьбой сделать литературную обработку материала, предназначенного для публикации. И он никогда никому не отказывал.
В Омске Юра познакомился с группой велотуристов. С ними он объездил Казахстан, весь Урал, Иркутскую область».
С детства Юрий Иванович был заядлым велосипедистом. В 1987 году он занялся велотуризмом, получил второй спортивный разряд.
Катаясь на своём велосипеде «пенсионер Филатов подправил генплан Омска» и «раскупорил» Московку», — писал о нём журнал «Бизнес курс» в 2007 году. Из всех 680-ти предложений по проекту нового генерального плана Омска его идеи оказались самыми толковыми. «Он единственный, кто копнул так глубоко», — отметил главный архитектор города Анатолий Тиль.
Всю свою жизнь Юрий Иванович Филатов посвятил железной дороге, интересовался всем, что было с ней связано, в том числе — нашей станцией. Он стал одним из первых саянских краеведов: собирал газетные статьи, воспоминания первых руководителей… Он сделал множество фотографий Саянской и даже две панорамы, которые сохранили изменения в развитии нашего посёлка 1977 и 1982 годов.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Козиной-Филатовой Тамары Михайловны, Кабахидзе Лины Прокопьевны, Коптева Сергея Михайловича
Филатов Ю. Сборы в Саянской (Из воспоминаний): Приложение к очерку «Абакан-Тайшету 40 лет» //Локотранс. — 2005
Филатов Юрий Иванович. Автобиография (С дополнениями Козиной-Филатовой Т.М. после смерти Филатова Ю.И.)
Характеристика старшего научного сотрудника кафедры «Системы электроснабжения электрических железных дорог» Омского института инженеров железнодорожного транспорта от 8 мая 1986 года
Фотографии из фотоархива Филатова Ю.И.
Большое спасибо за статью о моём замечательном отчиме!