Копылов Владимир Иванович
Строитель трассы Абакан-Тайшет
В 1961 году на станцию Саянскую в составе 32-ого отдельного батальона железнодорожных войск прибыл рядовой Копылов — автомеханик и фотолюбитель, который оставил саянцам множество фотографий первых лет образования нашей станции.
Владимир Иванович Копылов родился в 1938 году в Сумской области Украинской Советской Республики. В семье было трое детей. Отец погиб на войне, воспитывала одна мама. Не закончив семилетней школы, Владимир пошёл учиться на тракториста.
В 1954 году февральско-мартовский пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Советская молодёжь устремилась в целинные земли Казахстана, Сибири, Поволжья, Урала и других районов страны. Владимиру Копылову ещё не было 18-ти лет, когда он тоже завербовался в Ирбейский район Красноярского края.
Трактористы в сельском хозяйстве являлись самой востребованной профессией. По достижении призывного возраста совхоз предоставил Владимиру Копылову бронь от службы в армии — отсрочку, которой обеспечивали ценных работников.
«Он был очень хорошим трактористом, — рассказывала Галина Григорьевна Матеенко-Копылова. — Любил землю, любил технику и работать тоже любил: лёгкий на подъём, шустрый, безотказный…»
Ещё несколько лет Владимир Копылов помогал поднимать целинные земли Ирбейского района. В армию его призвали уже в зрелом возрасте и распределили в 32-ой строительный батальон железнодорожных войск.
Станция Саянская
В 1961 году 32-ой отдельный железнодорожный батальон был переброшен на строительство железнодорожной трассы Абакан-Тайшет. Вместе с ним на станцию Саянскую прибыл солдат-срочник роты шоферов — рядовой Копылов.
Военная часть 32-ого батальона на станции Саянской расположилась у железнодорожной линии в сторону деревни Усть-Кандыга.
Здесь солдаты поставили палатки, потом возвели панельно-щитовые казармы, штаб, клуб и прочие военные сооружения. Служба пошла в обычном режиме.
Каждое утро на плацу перед штабом проходило построение, на котором ставили задачи на предстоящий день. Отсюда военнослужащие расходились по своим рабочим местам.
Казармы были большие, в расчёте на роту солдат, с обычными и двухъярусными кроватями. Для отопления казармы использовали несколько печей.
Снаружи казармы были оштукатурены и побелены, как и внутри.
Клуб 32-ого батальона
Клуб 32-ого батальона железнодорожных войск не был оштукатурен, как казармы, а был оббит тонкими досками. Перед окнами, огороженный штакетником, располагался палисадник.
Вечерами после работы и особенно в нерабочие воскресные дни клуб был излюбленным местом времяпрепровождения военнослужащих.
Здесь был оборудован небольшой спортзал, проходили занятия по самодеятельности. Перед клубом была обустроена специальная площадка — стадион, стояло несколько скамеек. В солнечные дни, особенно летом, эта площадка была местом активного отдыха: играли в шахматы, в волейбол и просто отдыхали.
Часто после ужина военнослужащие устраивали здесь вечеринки. Несколько ребят играли на баяне, в их числе был Владимир Иванович Копылов, другие — пели и плясали.
«Я тогда работала в столовой ОРСа, жила в Кандыге, ходила вечерами домой и часто слышала как поют солдаты. Очень красиво! — рассказывала Галина Григорьевна. — А потом я узнала, как хорошо поёт мой муж! Оказалось, что в тех солдатских вечеринках он всегда был запевалой».
Большими событиями для ребят военной части были приезды артистов близлежащих населённых пунктов. Несколько раз в военные части станции Саянская приезжал хор девушек из села Переясловки, в котором участвовала Галина Григорьевна Матеенко.
«Раньше я жила в Переясловке. Заведующий клубом Николай Васильевич Бойко организовал хор. Мы часто ездили с концертами в близлежащие сёла, даже в Харюзовку и Выезжий Лог. Не раз выезжали с концертами на станцию Саянская, в военные части 44-ого и 32-ого батальонов. Тогда я и подумать не могла, что среди этих солдат где-то сидит мой будущий муж».
После выступлений, которые проходили по выходным дням, обязательно были танцы.
Увольнение
За хорошую работу военнослужащим полагалось увольнение. Ходили на кандыгинские поля, к реке Рыбной. Встречались с местными девчатами.
Три года отслужил рядовой Копылов солдатом-срочником в рядах 32-ого батальона. По окончании срока службы — остался сверхсрочником. Жил в деревне Усть-Кандыга, снимал дом у местного жителя Мучкина.
Как сверхсрочнику, Владимиру Копылову дали звание ефрейтора и определили кладовщиком в пищеблок воинской части. Ездил по линии, закупал продукты для военной кухни. Не раз обращался в Саянский ОРС, где в это время работала Матеенко Галина Григорьевна — будущая супруга ефрейтора Копылова. В это время они и познакомились.
Гражданская жизнь
После отъезда 32-ого строительного батальона в 1966 году Владимир Копылов уволился из рядов советской армии и остался в Саянской. Устроился шофёром в ШЧ-6. В мае этого же года, в возрасте 28-лет, женился.
Недолго молодая семья мыкалась по баракам и съёмным квартирам, в декабре 1966 года Галина Григорьевна получила от ОРСа квартиру в кирпичном доме по улице Лукашевича.
Всё было прекрасно. Рос сын Виталий, родилась дочь Татьяна.
Во время уборки урожая саянские железнодорожные организации помогали близлежащим совхозам. Не раз Владимира Ивановича отправляли в командировку в Переясловку, где он работал на комбайне, как в прежние времена. За хорошую работу был награждён Благодарственными письмами.
«Раньше столько пшеничных полей было в округе! — с восхищением вспоминала Галина Григорьевна. — Столько хлеба убирали! Даже справиться не могли».
Через некоторое время Владимир Копылов перешёл водителем в НГЧ, стал возить начальника — Андрея Ивановича Шевелёва.
После автомобильной аварии оказался на лесосеке, где произошёл несчастный случай — на Владимира Ивановича упало дерево. Угрозы для жизни не было, но сломанную руку в больнице собрали неудачно, и она неправильно срослась.
О водительской деятельности больше не было и речи. Владимир Копылов получил II рабочую группу инвалидности и устроился в ПЧ-11 слесарем. В декабре 1986 года Владимир Иванович снова попал в аварию, которая стала для него смертельной.
25 лет прожил в нашем посёлке бывший солдат 32-ого строительного батальона — рядовой, а потом и ефрейтор Копылов. Здесь он воспитывал своих детей, здесь растут его внуки.
Владимир Иванович Копылов оставил свой неизгладимый след среди первых следов строителей трассы Абакан-Тайшет. Два альбома военных фотографий лучше всяких историков рассказывают нам о жизни солдат 32-ого строительного батальона железнодорожных войск в первые годы образования нашей станции.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Галины Григорьевны Матеенко
Фотоархив Копылова Владимира Ивановича
Марина, спасибо за твой труд!!! Отличная статья!!!