Самойлов Виктор Анатольевич
Строитель трассы Абакан-Тайшет
В феврале 1969 года на станцию Саянская была передислоцирована отдельная рота эксплуатации в/ч 31962. Перед ней стояла задача достроить склад ОРСа и устранить недостатки в работе других воинских подразделений.
В ноябре 1967 года из города Ташкента в Красноярский край прибыл воинский эшелон — 18 вагонов, забитых до самых верхних полок. Жителей жаркого климата стали обучать военному ремеслу в Сибири, где морозы доходили в то время до 50-ти градусов.
«Выгружали нас по батальонам в Мариинске, Боготоле, Ачинске, Красноярске, Уяре… — вспоминал призывник срочной службы Виктор Самойлов. — Меня и моих земляков первых высадили в Мариинске. Там проходила моя учебка, курс молодого бойца. Зима была очень холодная. На одном из занятий мы грелись у костра, стараясь подойти к огню как можно ближе. Я стоял спиной к костру, когда почувствовал, что мой новый бушлат вспыхнул огнём… Огонь потушили, забросав меня снегом».
Из Мариинска рядовой Самойлов отправился в Ильинскую полковую школу под город Дзержинск Горьковской области. В этой школе обучали специалистов для железнодорожных войск: машинистов мотовозов, железнодорожных кранов, тепловозов и другой железнодорожной техники. После окончания школы он сдавал экзамены в Управлении Горьковской железной дороги, которое находилось в городе Горьком, сейчас это Нижний Новгород.
«Во время обучения в полковой школе командир роты предложил мне поступить в ВОСО — органы военных сообщений. Это было единственное училище железнодорожных войск в СССР. И я поехал в Ленинград, на Фонтанку… Два месяца слушал дополнительные лекции по математике, физике, литературе… Потом — сдавал экзамены. На специальность ВОСО был большой конкурс, и я не прошёл по баллам. Мне предлагали перейти на другие специальности, где я проходил, а именно — тоннельщики, подрывники, железнодорожная техника, но я не захотел и вернулся служить в Ильинский полк, а точнее — обучать молодых вождению дрезин».
Через два месяца в полку произошло сокращение и двенадцать человек из полковой школы, в том числе и Виктора Самойлова, отправили служить туда, откуда прислали. Он снова приехал в Красноярск, в бригаду. Здесь его направили на станцию Ирбейская. В сентябре 1968 года Виктор Самойлов приехал на новое место службы, где отметил своё 20-летие.
«Отмечали в столовой. Я тогда первый раз выпил чистый спирт. Норма была черпак разлива прямо из чайника. В декабре был очень сильный мороз — 52 градуса, и мы две недели не выходили из казармы».
В воинской части №31962 рядовой Самойлов попал в отдельную роту эксплуатации. Там принял у старослужащего Тараканова, по кличке Таракан, автомотрису АС-1А. Демобилизованный Тараканов уехал, а Виктор Самойлов начал работать на самоходном железнодорожном вагоне.
Главная трасса Абакан-Тайшет в это время была уже сдана. По ней ходили поезда. Рота эксплуатации в/ч 31962 готовилась к командировке в Монголию, достраивая тупик для ирбейского ХПП — хлебо-приёмного пункта.
«Я возил на автомотрисе взвод путейцев на работу и обратно. По выходным мы ездили на танцы в клуб, в село Ирбейское. Добирались на дрезине: я вёз ребят до ХПП, а дальше до клуба шли 3 километра пешком. Но чаще ездили на автомобиле до самого клуба. Однажды мы остались после танцев провожать девочек. Наш автомобиль уже уехал, и мы в час ночи с Валерой Сабитовым пошли обратно в роту пешком. Шесть километров. В одном месте мы решили сократить путь и пошли через болото. Думали, что оно уже замёрзло. Где-то в середине этого болота — провалились. Выбрались сами, но промокли до плеч. Оставшиеся четыре километра до казармы бежали бегом, чтобы не замёрзнуть».
«Запомнился ещё один случай. Наш тепловоз ТГК-4 ехал с вагоном костылей по тупику на ХПП и на одном из переездов сошёл с колеи. Через переезды перевозили стога сена и соломы, железнодорожные колеи забивались, а чистили их редко. Вот тепловоз и сошёл с рельсов, и мы поднимали его всю ночь с помощью горбуш и лягуш-средства для поднятия упавших локомотивов. Самое обидное, что я тогда отморозил себе коленки и пальцы рук».
Много воспоминаний сохранилось у Виктора Самойлова о службе на станции Ирбейской.
«Был у нас в то время такой прикол… Я ставил дрезину на переезде, и все автомобили останавливались. Мы выбирали машины, которые везли картошку в сетках для погрузки в вагоны на станции Ирбейская. Водителями этих машин были в основном «партизаны», то есть сверхсрочники. Мы забирали у них одну-две сетки картошки и открывали переезд. А потом резали картошку и жарили её на буржуйке, прямо на чугуне без сала и масла».
Постепенно работы по ХПП были завершены. В/ч 31962 ждала переезда в Монголию, но неожиданно для всех в феврале 1969 года часть передислоцировали на станцию Саянская.
Забрали всю технику, роту из взводов механизаторов перевели в путейскую и поставили задачу достраивать склад ОРСа. Так бывшая отдельная рота эксплуатации стала устранять недостатки в работе других подразделений.
В Саянской в это время воинских частей не было, их перевели на другие объекты. В/ч 31962 расположилась в казарме, которая лучше всего сохранилась на другой стороне железнодорожных линий от посёлка Саянского после сдачи трассы в эксплуатацию и отъезда железнодорожных войск. Потом в этой казарме был газцех ОРСа.
«Так началась наша служба на станции Саянская. По будням мы достраивали склад, копали траншею, по которой к складам ОРСа подводили водопровод, а по выходным ходили на танцы. Одни выходные танцы проходили на территории воинской части, другие — в клубе на станции Саянская, где в это время командовал Василий Артёмович Якунин по кличке Фантомас. Мы создали самодеятельный военный ансамбль, который играл на танцах. Руководителем ансамбля был Анатолий Соколов из Перми. До армии он закончил музыкальное училище и мог играть на всех музыкальных инструментах. Он и нас обучал всем тонкостям игры. Не раз мы брали пианино из клуба и везли в роту для выступления нашего ансамбля».
«С весны мы постоянно играли в футбол: и с саянскими ребятами, и с ребятами из Унера».
«Играли на первенство района и на первенство Красноярской бригады железнодорожных войск. Ездили в Красноярск».
Вместе с Виктором Самойловым проходил службу на станции Саянская в 1969 году ещё один уважаемый в Саянской человек — Владимир Борисенко. Он служил во взводе водителей.
«Борисенко был командиром отделения и управлял автомобилем ГАЗ-66. В те годы это была новая машина — вездеход. Он перевозил солдат. Остальные машины возили стройматериалы, оборудование, горюче-смазочные материалы, воду. Всё везли из Красноярска. После армейской службы Володя остался здесь жить и проработал 40 лет в оборотном депо станции Саянская. Многие бывшие работники его хорошо знают. Наша последняя встреча произошла в сентябре 2015 года, когда я был в Саянской в гостях. В мае 2017 года он умер».
Весёлые воспоминания сохранились у Виктора Анатольевича о поездке с Владимиром Борисенко в красногорьевские леса.
«В конце августа 1969 года мы несколько раз ездили за грибами. Садились в автомобиль ГАЗ-66, которым управлял Володя Борисенко, и ехали за Красногорьевку. Собирали в основном грузди, и не в вёдра, а в двухсоткилограммовые бочки. Набирали 2-3 бочки, а потом сдавали их на кухню. Там грузди солили и подавали на ужин — к картошке».
«В Красноярске служил мой одноклассник Александр Фитц. Он был призван вместе со мной из Ташкента. Служил в бригадной редакции нашей военной газеты. Название газеты я не помню. Мы с ним не раз встречались, и он постоянно писал обо мне и моей службе небольшие заметки. В моей роте все удивлялись, почему обо мне пишут, а о них — нет?! Сейчас Фитц Александр живёт в Мюнхене. Он журналист и писатель. В советское время он вырос из журналистов в главные редакторы Комсомольца Узбекистана. Он всегда гордился, что немец и занимает такой высокий пост. После убийства Рашидова — первого секретаря Узбекистана, он уехал на историческую родину в Германию».
К сожалению, статей о рядовом Самойлове не сохранилось. Зато сохранились фотографии со встречи ташкентских земляков в городе Красноярске.
«Так и шла моя служба — склад, ансамбль, футбол… Когда наступили холода, танцы стали проходить внутри казармы, в Ленинском уголке. Был у нас в роте радиоузел. Из него мы транслировали музыку в Красный уголок. Её включали между выступлениями ансамбля, если возникали какие-нибудь паузы».
«В ноябре 1969 года здесь, в Красном уголке, я познакомился с Любой Колоколовой. 31 декабря в деревне Красногорьевка мы сыграли свадьбу, а в январе — поехали на Украину к моим родителям, которые переехали туда из Ташкента, пока я служил в армии. Через год мы снова вернулись на станцию Саянская, и я устроился на работу в ПЧ-30 водителем автомотрисы».
Здесь, на станции Саянская, прошла вся трудовая жизнь служащего воинской части №31962 Виктора Самойлова. Здесь живут его дети и внуки.
В 1992 году Виктор Анатольевич Самойлов уехал на станцию Шира, а в 1998 году переехал в Тульскую область. Сейчас ему 69 лет, он до сих пор работает — в Москве. Прошло уже много лет, но Виктор Анатольевич не забывает станцию, на которой прошла большая часть его трудовой жизни. Однажды он выложил свои фотографии в Одноклассниках — в группе «Саянский наша маленькая Родина!!» Оказалось, что его любовь к фотографии позволила наглядно сохранить небольшой, но очень яркий эпизод в жизни нашей станции. Теперь мы тоже знаем о воинской части №31962, которая проходила здесь службу в 1969 году.
Марина Пряжникова
Источник:
Воспоминания Виктора Анатольевича Самойлова
Фотоархив семьи Самойловых
Боец-молодец!