Войсковые части 05635 и 48856
Деятельность на станции Саянская

Первыми строителями трассы «Абакан-Тайшет», а вместе с ней и станции Саянская, были советские железнодорожные войска. Мало кто может рассказать сегодня об этих годах и о людях, которые несли службу на нашей земле.

В период восстановления народного хозяйства с 1946 по 1950 года части железнодорожных войск выполнили 37 миллионов кубометров земляных работ, уложили более 6 тыс. км пути, восстановили сотни мостов, локомотивных депо и 57 вокзалов. Всего в то время было 4 железнодорожных корпуса. Два корпуса, со штаб-квартирами в Тынде и Чегдомыне, прославились строительством БАМа. Два остальных имели штаб-квартиры в Киеве и Свердловске.

Сборы в Саянской
Приложение к очерку «Абакан-Тайшету 40 лет»
(из воспоминаний Юрия Филатова)

«Летом 1964 года, нас студентов 5-го курса НИИЖТа (Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта), будущих офицеров запаса железнодорожных войск, вывезли в летние лагеря в Красноярский край, на станцию Саянская, в 33-й батальон 17-й бригады железнодорожных войск.

В то время на Центральном участке строящейся линии Абакан-Тайшет были уже уложены пути на станции Саянская и прилегающих перегонах. Надо сказать, путевая решётка на перегонах лежала вкось и вкривь, полузасыпанная в неровных кучах балласта.

В железнодорожной бригаде имелся тогда двухосный тепловоз ТГК-2, возивший старый пассажирский вагон рабочего поезда Клюквенная-Саянская, и тепловоз ТЭ-1, работавший с балластными вертушками и тяжёлыми путевыми машинами.

Кроме того, были несколько путейских дрезин-краников типа АГВ. Значительно отставая от графика строительства, командование бригады устраивало своеобразные полевые учения с 10-часовым рабочим днём, выстраивая на перегонах солдат вдоль путевой решётки и заставляя ломами выдёргивать её из балласта и рихтовать в плане и профиле.

К этому труду привлекались и наши коллеги, студенты строительного и мостового факультетов. Нас же, учебный взвод будущих эксплуатационников-движенцев, к этой тяжёлой работе не привлекали; до обеда у нас были полевые учения (минно-подрывное дело, стрельбы, топография, знакомство с военно-строительной техникой). Единственно, было тяжело на марш-бросках в жару со скаткой-шинелью, карабином, двумя подсумками патронов, стеклянной фляжкой в подсумке и в потном противогазе. Но это, славу Богу, было только до обеда, после обеда — изучение уставов.

Я тогда учился на своеобразном рабочем факультете, в нашем взводе, в отличие от других, кроме нас, 4-х «салаг», остальные ребята уже прошли суровую школу срочной службы (тогда 3 года), и для них лагеря были отдыхом. Тощие студенты отъедались тогда на солдатских харчах (красная рыба и кусочек сливочного масла на завтрак, пшённая каша с горохом, густой борщ с мясом — на кухне и в медсанчасти были «свои» люди).

На первой вечерней поверке батальона, когда наш взвод, уже зрелых мужиков, одетых в новые хлопчатобумажные гимнастерки со штампом «сборы», построили напротив служивых солдат, те: «У, салаги». А когда майор, заместитель комбата по политчасти, приказал старшине хозчасти выдать на погоны знаки различия, и мы построились на очередную вечернюю поверку, у служивых отвалилась челюсть: в нашем взводе оказалось двое старшин — ребята служили ещё при министре обороны маршале Жукове, пять старших сержантов и больше половины-сержантов и ефрейторов. Молодой лейтенант, командовавший тогда нашим взводом, увидел это и молвил: «Тут мне делать нечего, вот вам ваш помкомвзвода — старший сержант Антоненко. Он и будет вами командовать. Моё дело — полевые учения. А после обеда — занимайтесь сами».

И вот так, после сытного обеда мы строем уходили через покосившиеся гарнизонные ворота в степь, располагались на травке в форме 5-а (голыми) и, подремывая на солнышке, учили уставы.

В 60-х годах в составе 17-й железнодорожной бригады были батальоны механизации (сооружение насыпей, мостов) — экскаваторщики, бульдозеристы, водители самосвалов. Эти солдаты-железнодорожники срочной службы, ударно работая от зари до зари на головных участках строящейся магистрали, получали за сверхплановьй труд немалые наличные деньги и жили на широкую ногу. Я был у них в казарме. Внешне обычный барак, но внутри — опрятные кровати, радиоприёмники, магнитофоны, на вешалках — выходные гражданские костюмы, рубашки, галстуки, модные ботинки. На столе — чайная посуда, конфеты, шоколад… Спиртного не допускалось, в Саянской тогда был «сухой закон». Так вот, эти ребята, вырвавшись из тайги после месячника ударного труда, пускались в загул (русская душа…). Обычно на своей «летучке» (ГАЗ с будкой) — командование не возражало — принаряжались и ехали в ближайшую деревню Усть-Кандыга. Там, заранее договорившись, у знакомой бабки забирали флягу самогона и уезжали в райцентр, город Заозерный.

Работницы Заозёрновской слюдфабрики

Работницы Заозёрновской слюдфабрики

В те годы там была построена слюдяная фабрика. Труд женский, надо было щипать слюду на отдельные пластинки. Рабочий контингент был «специфический» — дамы, молодые и не очень, в основном освободившиеся из мест заключения (недалеко: Решётские и Тай лагеря). В Саянской эту фабрику (точнее, общежитие при ней) ЦПХ (надеюсь, расшифровывать не надо) знали все. И вот там бравые солдаты из 17-й бригады несколько дней «отдыхали на всю катушку», пока не кончался самогон. А потом возвращались позеленевшие, с опухшими лицами, шатаясь от последствий буйного веселья. И снова, в тайгу, на трассу.

160 лет Железнодорожным войскам
(из воспоминаний Сергея Фёдоровича Лебедева)

«В этом 2011 году 6 августа исполняется 160 лет Железнодорожным войскам. Военные железнодорожники – главные участники Министерства транспорта России и Железнодорожных войск отмечают свой знаменательный день. Настала возможность оценить пройденный путь отцами и дедами в становлении железных дорог. А нынешнему поколению своей безупречной службой отдать дань уважения тем, кто созидал нашу необъятную Родину.

Служба в железнодорожных войсках объединяет людей самых разных возрастов, убеждений, национальностей. А настрой является основой успешного продвижения вперед.

Ровно 50 лет назад, в 1961 году, я ушёл в запас как воин-железнодорожник в звании ефрейтора, отслужившего срочную службу в три года. С гордостью вспоминаю непосредственное участие с самого начала строительства железной дороги «Абакан-Тайшет» в 1959-1961 годах на центральном участке станции Саянская, ныне город Саянский и подъездной ветки от города Уяра «Клюквенная-Саянская».

Войсковая часть, переброшенная в товарных вагонах в марте месяце с Урала, находилась в палатках. Станция Саянская рождалась в 1959 году в чистом поле, покрытым слоем снега. И для меня это время службы в Железнодорожных войсках было самым интересным моментом в жизни. До сих пор, не смотря на тяжёлые бытовые условия во всех вопросах, помню свой командирский состав, где много офицеров были участниками Великой отечественной войны. Так, например, мой командир 2-ой роты путейцев седовласый капитан Радзиевский пользовался заслуженным уважением среди всех военнослужащих своим отношением к солдату или сержанту в любой ситуации. Или, например, начальник снабжения части подполковник Коротков. Где он находился, там всегда было интересно. Военные награды украшали его грудь.

Я гордился своей службой. Добросовестно выполнял любые задания. Тогда сначала думали о Родине, а потом о себе. Знал боевой путь своей воинской части 05635, которую, к большому сожалению, расформировали в 1998 году…

Писатель, герой Советского Союза, полковник Владимир Карпов в своей книге «Генералиссимус», напечатанной в Роман-газете №1 за 2004 год тепло отозвался о военных железнодорожниках в годы Великой отечественной войны. Привожу один из примеров – когда было принято решение окружить и уничтожить 330-тысячную армию Паулюса под Сталинградом, то без рокардной железной дороги, построенной в самые сжатые сроки воинами-железнодорожниками по левому берегу Волги на Баскунчак, Урбал не состоялось бы ни окружение, ни уничтожение немецкой армии.

С июля 1942 года по 1 января 1943 года в район Сталинграда было доставлено 3269 эшелонов с войсками и 1052 поезда с боеприпасами, вооружением, горючим, продовольствием, медикаментами и другими материально-техническими средствами.

А Нарком Управления военных путей сообщения генерал-лейтенант И.В.Ковалев говорил: «И если наша победа под Сталинградом была воспринята за рубежом как величайшее чудо, — то не меньшим чудом явилось транспортное обеспечение этой стратегической операции, где весомый вклад внесли военные железнодорожники для развёртывания контрнаступления невиданной силы».

Все мы знаем, с этой крупнейшей в истории битвы, стратегическая инициатива с этого момента перешла на сторону советского командования.

Помимо боевого пути был и трудовой. Сразу же после войны часть укладывала второй железнодорожный путь на Кавказе Махачкала-Баку. Позже строила железную дорогу на целинные земли в Северный Казахстан Курган-Пески.

Железная дорога Абакан-Тайшет является грандиозной и масштабной стройкой. Названа трассой мужества. Ведь при -40 мороза на болотах, например, строили железнодорожный мост с опорами у села Партизанское. А в тёплое время – главное полотно железной дороги со всякими коммуникациями. И тогда уже мы подготавливали опоры для будущей электрификации.

В строительстве железной дороги Абакан-Тайшет принимали участие целый ряд соединений и воинских частей четвертого железнодорожного корпуса.

Во многих изданиях, посвященных железнодорожным войскам, отражены трудовые подвиги военных железнодорожников той поры.

Командованием железнодорожных войск принимаются все усилия для того, чтобы боевые и трудовые подвиги воинов-железнодорожников на долгие годы остались в памяти подрастающих поколений.

В железнодорожных войсках в каждой воинской части имеются комнаты боевой и трудовой славы. В каждом подразделении имеются стенды с информацией об истории воинской части.

Газета «Военный железнодорожник» ежегодно публикует исторические материалы и воспоминания участников «трассы-мужества».

При активной помощи ветеранов железнодорожных войск в 2009 году выпущено юбилейное второе издание «Западно-Сибирский железнодорожный меридиан действует», где достойное место отведено железнодорожным войскам.

Ведется работа по подготовке к выпуску книги, посвященной 200-летию Минтранса, где также будет рассказываться о воинах-железнодорожниках, в том числе и участниках строительства участка железной дороги «Абакан-Тайшет»».

Источники:

Железнодорожные войска России// Военторг «Военпро». — 2013. — 9 апреля

Филатов Ю. Абакан-Тайшету 40 лет: Сборы в Саянской

 Лебедев С.Ф. 160 лет железнодорожным войскам!// Газета «РИСК». — 2011. — 3 августа. — №25