Саянский рынок
Первый рынок появился в нашем посёлке где-то в начале 70-х годов, когда председателем исполкома Саянского сельского Совета был Сердюк Анатолий Иванович.
Это подтверждает и первый председатель исполкома — Старых Таиса Григорьевна:
«Пока шло строительство трассы, в Саянской рынка не было. А когда сдали ветку Клюквенная-Саянская, сразу пошли дрезины, и наши женщины стали ездить на рынок в Уяр, чтобы, как говориться, «на людей посмотреть и себя показать». Потом стали и сами приторговывать: мужниными трусами, штанами, гимнастёрками — в общем всяким нижним бельём, бывало и сапогами… Офицерам же всё выдавалось добротное. Кто служил долго, у того много чего накапливалось. Что с этим делать? Офицеры жили небогато, денег шибко не было. Вот их жёны в воскресенье садились в дрезину и ехали на рынок, продавать лишнее. Меня тоже звали: «Тая, ну ты что? Знаешь, как там интересно! Мы торгуемся, общаемся». И однажды я соблазнилась. Поехала. Мужу сказала: «Всё, жена твоя едет сегодня торговать!» Мы посмеялись. Я села в дрезину и уехала. На уярском рынке были деревянные прилавки и скамейки… Я постояла, посидела, покрутилась туда-сюда… Оставила свои вещи и убежала город смотреть. Домой мы также вернулись на дрезине.
После сдачи трассы Абакан-Тайшет рынка у нас тоже не было. И при мне, пока я была председателем исполкома Саянского сельского Совета, никаких рынков в Саянской не было. Это точно!»
Первый саянский рынок расположился в небольших деревянных строениях напротив больницы.
На базарной площади посреди широкой поляны проходили первые празднования саянской масленицы.
О том, как в нашем посёлке развивалась рыночная торговля, рассказал бывший солдат железнодорожных войск Зульфугар Абдулгасанович Гадиров, который служил в Саянской в 1988-1990 годах на строительстве вторых путей, а потом остался и стал владельцем саянского рынка.
«В 1988 году, когда я приехал в Саянскую, рынок был на улице Лукашевича — на пустыре около сотки. Магазинов тогда там не было. Вдоль улицы стоял длинный крытый прилавок и несколько коротких — поперёк. Места всегда были заняты, поэтому торговцы ставили рядом свои палатки или раскладывали товар прямо на земле. Я сам там торговал.
Рынок работал каждый день. Чтобы занять торговое место на рынке, нужно было встать в два часа ночи. Если место было ограничено двумя камнями — значит, занято. Но некоторые местные торговцы занимали места ещё и на своих хороших знакомых с Переясловки и других деревень. Работал рынок долго: торговля заканчивалась часов в пять-шесть вечера, а в два-три часа ночи уже опять нужно было идти занимать места.
На рынке тогда было очень шумно и грязно. Мусор за собой никто не убирал. Ответственных за порядок не было. Администрация только деньги собирала, и люди ближайших домов постоянно в администрацию жаловались.
Перенести рынок на улицу Ленина, как я знаю, было инициативой администрации, чтобы подальше от жилых домов. Это были уже 90-е годы, рэкет. Ребята какие-то, не местные, деньги собирали.
Помню Рудика и Райкова. Они взяли в аренду землю, которую выделила под рынок администрация. С них и начался переезд на Ленина. Они оборудовали торговые места: длинный прилавок, который закрывала крыша, а за ним была глухая деревянная стена, ограждающая территорию рынка. Потом Райков отдал весь бизнес Рудику. А тот как-то раз подошёл ко мне: «Ты здесь давно торгуешь. Если хочешь, я тебе эту землю продам». Я согласился. По цене мы договорились. У него в Заозёрном были хорошие связи, он быстро переоформил все документы и привёз мне.
С того времени я не просто торгую, я сам организую работу рынка, сам его перестраиваю. Изменились требования: деревянные строения на рынке запретили. Мне пришлось их разобрать, поставить другие — с железным каркасом: для мяса, рыбы… Раньше внутри торговых точек был мусор, ребятня туда в туалет ходила, молодёжь там пиво пила… Поэтому всё это пришлось снести, а рынок сам загородить. Да и ребята меня поняли. Перестали ходить и мусорить. Даже если ворота рынка оставались открыты, они не заходили.
А потом рынки сократили, а сделали Ярмарки выходного дня. Эти изменения продиктовало время. Раньше рынок был в центре посёлка, и торговля была хорошая — в магазинах-то ничего не было. Спрос на одежду, обувь, продукты был большой. А потом всё это появилось в каждом магазине. Рыночных торговцев стало мало, перестали ездить издалека: сорокпятинские и прочие. Только мы сами! Поэтому выбрали один день. И Ярмарка выходного дня в Саянской стала проходить по субботам. Ярмарочные дни в ближайших населённых пунктах были согласованы: в Агинске и в Ирбее — пятница, в Саянской — суббота, в Партизанском — среда и так далее. Это было сделано для торговцев, чтобы они могли работать каждый день: сегодня — здесь, завтра — там… И решение о том, когда где будет проходить ярмарка, тоже принимали мы — предприниматели, а потом, естественно, ставили в известность глав администрации».
Зульфугар Абдулгасанович Гадиров стал первым официально оформленным предпринимателем у нас в посёлке. У него сохранилось первое Свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Сначала предприниматели занимались торговлей только на территории рынка, но потом стали искать для себя более удобные места на пути покупателей — у ворот и вдоль улицы Ленина. Рыночная суматоха снова подошла к жилым домам. Это вызвало возмущение жителей близлежащих домов и спровоцировало череду обращений в администрацию Саянского поселкового Совета. В 2008 году в газете «Саянские вести» появилась статья с обвинениями в адрес главы поселкового Совета и администратора рынка.
Сегодня Зульфугар Абдулгасанович ответил на самые щепетильные вопросы, которые возникают в отношении его деятельности.
«Сейчас рыночная торговля идёт вдоль улицы Ленина. Торговцам так удобно. Даже если оборудовать торговые точки на территории рынка, никто там стоять не будет. У всех свои палатки. Они их ставят, торгуют, а потом быстро собирают и уезжают. У каждого есть своё постоянное место, на которое уже никто не встанет. Люди торгуют дружно. Раньше продавцы дрались за место, даже милиция приезжала, а сейчас такого нет. Сейчас желающих заниматься торговлей очень мало по сравнению с тем, сколько было в 90-х годах. Если запретить им свободно торговать вдоль улицы и отправить в тесные рамки рынка — они просто перестанут ездить в Саянскую. Такие случаи уже были.
Работает рынок с семи часов утра до четырёх вечера. Кто-то приезжает в восемь часов, кто-то — в десять… Но в семь часов рынок открыт. Независимо от того, сколько часов предприниматели отторгуют, они платят только за место — разовый сбор. На эти сборы я обеспечиваю порядок и чистоту на всей торговой территории: уборка мусора, побелка тополей и прочее. Нанимаю для этого людей. Все знают: чтобы торговать на территории клуба в праздничные дни, нужно заплатить 500 рублей, а у нас на рынке за место каждый продавец платит 200 рублей. Для сравнения: в Уяре, в Агинске, в Ирбее — 300 рублей. Разве это много? Потому что я понимаю, как им деньги достаются, я сам торговал. У нас в Саянской самая низкая плата за место на рынке, но самая высокая плата за аренду земли: около 240 000 рублей в год, это 20 000 — в месяц или 5 000 за каждый ярмарочный день. А ведь бывает дождь, снег, мороз, сильный ветер, когда никто даже не приезжает торговать, а мне за этот нерабочий день тоже приходится платить. Зимой, в январе-феврале, когда лютуют морозы, на рынке вообще никого нет. В Агинске арендная плата составляет 70 000 рублей в год, в Партизанском — 46 000 рублей. Это при том, что площадь рынка в Саянской и в Партизанском примерно одинаковая. 240 000 рублей в год — это очень высокая плата! А определяет её администрация. В Партизанском вопрос аренды решает глава района, а у нас — глава посёлка».
В наше время рынок — мало доходная деятельность. Почти всё, что предлагает Ярмарка выходного дня можно купить в обычных магазинах посёлка. Это скорее добрая традиция, напоминающая старые русские праздники — шумные весёлые гулянья с потешниками и скоморохами. И на самом деле в нашем маленьком посёлке все ждут субботы для того, чтобы просто пройти по улице и пообщаться со знакомыми, с которыми иначе уже просто не встретиться.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказы Старых Таисы Григорьевны, Зульфугара Абдулгасановича Гадирова
Карнаух Ю.М. Рынок: Посмотрите вокруг и не проходите мимо// Саянские вести. — 2008. — 10 декабря. — №15(46). — С.3, 11
Хорошо помню этот старенький деревянный базарчик на пустыре, недалеко от нашего дома (Ленина-3). В конце 60-х годов мама зимой покупала там замороженное деревенское молоко (в кругах), по вкусу напоминавшее «мороженое», пока оно не растаяло!