Майков Николай Филиппович
Первые машинисты Саянского депо
Майков Николай Филиппович приехал на станцию Саянскую в 1962 году. Тогда на центральном участке линии Абакан-Тайшет было ещё очень мало гражданских. В его трудовой книжке есть запись о переводе в отделение временной эксплуатации воинской части №61422.
Николай Филиппович родился в 1926 году в селе Покровке №3 Абанского района Красноярского края. Закончил школу, отслужил армию в кавалерийских войсках и в 1947 году начал свою трудовую деятельность. Работал налоговым агентом, инструктором спецчасти, потом — старшим инструктором ЧИС… В то время он совершенно не помышлял о железной дороге и даже предположить не мог, что вся его дальнейшая жизнь будет связана с поездами.
В 1953 году Николай Филиппович женился на молодой учительнице, которая приехала в его родное село по распределению.
«У меня в Иланском жила подруга, а её муж работал на железной дороге, — рассказывала Майкова Мария Степановна. — Престижная работа, достойная зарплата… Я предложила Николаю переехать в Иланское и устроиться на железную дорогу. Там у него родственники жили на улице Луговой, можно было первое время пожить у них. Коля согласился, начал с кочегара паровоза… Было тяжело, но об этом решении он никогда не жалел».
В Иланском локомотивном депо в это время не хватало кадров и Николая Филипповича сразу приняли на должность кочегара. Через год он прошёл 6-месячные курсы помощника машиниста паровоза, потом стал машинистом, а в 1961 году уже работал машинистом электровоза.
«На машиниста электровоза Коля ездил учиться в Барабинск. А мы в это время с дочерьми жили в Иланском одни. У него были документы на паровоз и на электровоз, на тепловоз он не учился, — пояснила Мария Степановна. — В 1962 году в газете появилась статья, где писали, что на станцию Саянскую требуются машинисты паровозов. В Иланском с квартирами было плохо. Мы стояли на очереди, но получали другие, по блату. А в газете писали, что в Саянской предоставляются квартиры. Для нашей семьи с двумя детьми это было очень важно. На семейном совете сразу решили переезжать, и в 1962 году Коля был уволен переводом по соглашению руководителей предприятий в воинскую часть №48856».
Руководство 19-ой бригады железнодорожных войск №48856 зачислило Николая Филипповича в воинскую часть №61422 — отделение временной эксплуатации центрального участка линии Абакан-Тайшет.
В Саянской в то время ходили только паровозы. Николай Филиппович несколько лет работал машинистом, а помощниками у него были военнослужащие роты эксплуатации.
В 1962 году в Саянской уже стояли домики финского типа по улице Зелёной и 2-квартирные дома по улице Транспортной, было сдано несколько 36-квартирных домов.
«Коле сразу предложили на выбор две квартиры: одна была по Транспортной, а другая в 3-этажном доме, — вспоминала Мария Степановна. — Я приехала, посмотрела и выбрала квартиру на земле, с огородом. До нас в этой квартире жили военные, и через стенку тоже — Великоборец с женой, и по всей улице, конечно, в то время тоже жили одни военные. Мы с девочками ещё какое-то время провели в Иланском, пока в нашей квартире делала ремонт жена одного военного офицера… Приехали мы в 1963 году».
«Клуб в посёлке ещё строился, а за ним была большая поляна, на которой проходили концерты. Бани не было. Мы ходили мыться в вагончик, который стоял на железнодорожных путях — далеко, где-то в углу. Как-то раз Коля был в поездке, а мы пошли в баню. Жена начальника милиции Туранова начала рассказывать про какую-то аварию: «Вы слышали, паровоз на ходу перевернулся? А машинисту Николаю — хоть бы что, вылез и стоит перед паровозом со своим металлическим чемоданчиком под мышку», — смеялась она. До меня не сразу дошло, что это про моего Колю говорят. Дорога была ещё плохая — неровная, очень шаткая… Я испугалась, побежала домой, наревелась, пока его ждала. А он пришёл — как ни в чём не бывало. Тогда это было обычное дело».
В 1965 году железнодорожную линию Абакан-Тайшет электрифицировали, и Николай Филиппович стал водить электровозы. 21 декабря 1965 года он был зачислен машинистом электровоза в штат оборотного депо станции Саянская Восточно-Сибирской железной дороги.
Николай Филиппович работал на железнодорожном транспорте Саянского локомотивного депо до ухода на пенсию. Водил составы грузовых поездов до Тайшета и до Кошурникова. За время работы награждался благодарностями, денежными премиями, был отмечен значком «Победитель социалистического соревнования 1973 года».
В 1981 году Николай Филиппович вышел на пенсию, но продолжил работать на железной дороге вплоть до 1986 года. На последней медицинской комиссии по профпригодности у него обнаружились проблемы со здоровьем, а в 1987 году его не стало.
Майков Николай Филиппович был одним из немногих гражданских машинистов, принятых в штат воинских подразделений 19 бригады железнодорожных войск. После открытия трассы Абакан-Тайшет он остался в Саянской и проработал на нашей станции всю оставшуюся жизнь.
Марина Пряжникова
Источники:
Рассказ Майковой Марии Степановны
Фотографии и документы из архива семьи Майковых