100 лет Транссибу
Неповторимая и незабываемая поездка

100-летие Транссиба начали отмечать с 1991 года: сначала выпуском значков, потом — монет. В 2001 году выпустили медаль «100 лет Транссибирской магистрали», а 9 июля 2001 года из Москвы во Владивосток отправили юбилейный поезд. Проехать в этом поезде выпала честь и нашему земляку Гейсу Владимиру Константиновичу.

Мне выпало счастье проехать по этой дороге —
От русской столицы до русского края земли.
(Геннадий Иванов)

Транссибирская магистраль является самым длинным железнодорожным маршрутом в мире и составляет 9288 км. Транссиб строили 25 лет, дорога проходит через 8 часовых поясов, через Европу и Азию, 11 областей, 5 краёв, две республики и одну автономную область, 88 городов, пересекает 16 крупных рек. Вот как оценил роль Транссиба для России министр МПС Николай Аксёненко: «Транссиб для России больше, чем просто железная дорога. Для многих городов азиатской части нашей страны её приход стал своеобразным импульсом к развитию. Таковы Омск, Новосибирск, Иркутск, Красноярск и так далее. Эта магистраль помогла выстоять в Великой Отечественной войне, а после победы поднять страну из руин… Сегодняшняя дорога — это памятник инженерной мысли отечественных специалистов, памятник строителям, которые в конце позапрошлого века с допотопной техникой всего за 10 лет проложили по тайге, болотам, через горные хребты и могучие реки более семи тысяч километров стальной колеи. Низкий им поклон…»

В честь 100-летия Транссиба (хотя полностью магистраль заработала только в 1916 году) был сформирован агитационный юбилейный поезд, который с 9 по 25 июля 2001 года проехал от Ярославского вокзала из Москвы до Владивостока и обратно. В этом поезде проехали по стране ветераны железной дороги, лучшие специалисты Министерства путей сообщения (МПС), люди самых разных профессий, связанных с железной дорогой, писатели, десятки журналистов. Ехал в этом поезде и министр МПС Николай Аксёненко, и его заместители. Одной из целей юбилейного поезда была пропаганда возможностей Транссиба. В этом поезде ехал ещё один человек, который заслуживает особого внимания и гордости, житель нашего посёлка, машинист автомотрисы ЭЧ-7 — Гейс Владимир Константинович.

Владимир Константинович входил в делегацию от Красноярской железной дороги, в составе которой было всего четыре человека (трое из Красноярска и он один от Абаканского отделения дороги). Когда его делегировали, он ещё не понимал, какой чести и почёта удостоился, и что эта поездка будет незабываемой и останется на всю жизнь. Прошло уже почти 18 лет, а всё ещё свежи воспоминания.

Гейс Владимир Константинович

Я думаю, что выбор был не случаен. Хочу остановить внимание читателей на его трудовой и общественной деятельности. Владимир Константинович приехал в Саянскую в 1971 году, а с 1972 года до ухода на пенсию в 2005 году работал в ЭЧ-7, сначала электромонтёром, а потом машинистом мотовоза. Неоднократно за добросовестный труд был отмечен грамотами МПС, награждён в 1978 году Орденом Трудовой Славы III степени и многими знаками отличия за работу на железной дороге (всего 66 различных поощрений и награждений). На предприятии всегда принимал активное участие в работе профсоюза, совете трудового коллектива. Отличался активной жизненной позицией. Будучи на пенсии в 2005-2010 годах избирался депутатом поссовета, входил в инициативную группу, которая отстояла необходимость создания в посёлке противопожарного муниципального поста и строительства детского сада. Всё это происходило при активной поддержке главы района Колесова С.М. С 2010 по 2015 год он избирался депутатом Рыбинского районного Совета депутатов. Человек неравнодушный к жизни и судьбе нашего посёлка.

Когда я работала в школе, то часто приглашала его на уроки по местному самоуправлению, Уставные уроки, встречи старожилов. Владимир Константинович — грамотный и интересный собеседник, поэтому встречи с ним всегда были полезны и поучительны для старшеклассников. О его поездке на этом поезде я узнала на одной из встреч в школе и решила поделиться этим в газете. В Саянской мало кто знает об этом (за исключением людей ЭЧ-7, кто тогда с ним работал). Представителей телевидения на этом поезде не было, поэтому возможности посмотреть по телевидению репортаж не представлялось. Недавно мы с ним встретились, он рассказал об ярких впечатлениях от этой поездки, а я позволю себе поделиться с вами, дорогие читатели.

Поезд был сформирован из вагонов от каждого филиала ОАО «Российские железной дороги», в том числе и от Красноярского. Во всех городах, где он останавливался на украшенных привокзальных площадях собиралось много народа, проводились митинги, встречи с губернаторами, главами районов и городов.

В этом замечательном поезде в специальном вагоне ехала делегация Союза писателей (Пётр Проскурин, Валентин Распутин, Валерий Ганичев и много других известных писателей). Писатели выступали на многочисленных митингах, посвящённых юбилею дороги, проводили творческие встречи, общались с ветеранами-железнодорожниками, с руководителями дорог и отделений, с заместителями министра путей сообщений, которые сменяясь, участвовали в поездке. Для железнодорожников были подготовлены 30 библиотечек с автографами современных авторов — они вручались на станциях. По дороге рождались новые стихи, очерки, рассказы.

В крупных городах таких как Иркутск, Новосибирск, Красноярск организовывались экскурсии в музеи железнодорожного транспорта, по городу. Посетили пассажиры Красноярскую ГЭС, музей В.П. Астафьева в Овсянке. В Иркутске прошёл большой концерт.

Незабываемой была встреча с министром МПС Николаем Аксёненко. Вот как о ней вспоминает Владимир Константинович: «От Красноярска с нами продолжил путь министр МПС Николай Емельянович Аксёненко. От каждой железной дороги на встречу было приглашено по одному человеку. От Красноярской дороги на встречу делегировали меня. Встреча происходила в вагоне министра. Мы все выстроились, так как предстояло представиться. Он подходил к каждому, жал руку. Когда подошёл ко мне, я представился так: Красноярская железная дорога, Абаканское отделение, трасса мужества «Абакан-Тайшет». Он взял меня за руку, выдернул из строя и сказал: «Вот какие люди у нас работают на железной дороге! Трасса мужества… Мы помним, как её строили». Он крепко пожал мне руку под аплодисменты присутствующих». Очень сильное чувство гордости охватило его и за трассу мужества, и за свой посёлок, возникший благодаря этой трассе, и за себя, что является её представителем.

И ещё один случай вызвал невероятное чувство гордости и патриотизма. В Хабаровске проходила большая конференция и от каждой дороги были выступления. От Красноярской дороги было предложено выступить ему. Он очень эмоционально рассказывал о строительстве трассы мужества, о людях, чьим героическим трудом она создавалась. Зал, стоя, громкими аплодисментами приветствовал его, как представителя этой трассы. Для него эти минуты были и остались незабываемыми.

Ещё Владимиру Константиновичу запомнились встречи с 84-летней пассажиркой, которая стойко держалась в дальнем пути. Ехали они в одном вагоне. Это была Чухнюк Елена Мироновна. В 20 лет она стала машинистом паровоза, а в 25 лет Героем Социалистического труда. Позднее ей будет присвоено звание «Почётный железнодорожник». Прошла всю войну, дожила до 98 лет. «Я рада, что во Владивостоке меня встречает мой старый друг, — сказала женщина обращаясь к мемориальному паровозу, установленному на вокзале. — Всю войну я водила такие паровозы. И сейчас смогла бы его завести, если бы заправили углём и водой».

Владимир Константинович готов ещё долго рассказывать о людях, с кем ему пришлось общаться в этой поездке, у всех у них интересная биография и героический трудовой путь на железной дороге. В жизни каждого человека есть события, за которые хочется благодарить судьбу. Иванов Геннадий Викторович — один из поэтов, следовавших в этом поезде писал:

Бог со мной суров, но не жесток,
Дал он мне увидеть всю страну –
Тихий океан, Владивосток,
Родины окраину…

У меня же вызывает чувство гордости то, что рядом со мной живут люди, участвовавшие в таких значимых для нашей страны событиях, и я могу о них рассказать.

Светлана Марченко

Источники:

Марченко С. Неповторимая и незабываемая поездка: К юбилею Саянского //Голос времени. — 2019. — 8 февраля. — №7(11217). — С.19