Летопись
Саянской дистанции сигнализации и связи
(1965 — 1970)
Доклад начальника ШЧ товарища Булдакова А.С. от 4 июня 1970 года «Итоги работы коллектива Саянской дистанции сигнализации и связи по выполнению мероприятий и соцобязательств по достойной встрече 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».
Организовать дистанцию в границах от ст. Кошурниково до ст. Тайшет и от ст. Саянская до ст. Клюквенная управлением дороги было поручено Булдакову А.С. – первому начальнику Саянской дистанции сигнализации и связи. С выходом в свет приказа о назначении ШЧ, зам. ШЧ по СЦБ Письменного А.М. и зам.ШЧ по связи Демчука Б.М. начался этап организации дистанции. В мае месяце 1965 года на всём участке в границах дистанции ряд строительно-монтажных поездов. Электрическую централизацию на станциях и автоблокировку на перегонах строили:
СМП-4 на участке Агул-Тайшет,
СМП-10 на участке Агул-Крол,
СМП-8 на участке Крол-Кошурниково,
СУ-675 на участке Клюквенная-Саянская и ЭЦ на ст. Саянская строило полуавтоматическую блокировку.
Укладку других стволов магистрального кабеля связи выполняли:
СМП-16 на участке Мана-Саянская, Саянская-Абакумовка, Саянская-Клюквенная;
СМП-13 на участке Мана-Джебь,
Связьрем 28 на участке Кошурниково-Джебь.
Монтаж аппаратуры домов связи и усилительных пунктов производился силами СМП-13.
Управление дороги поручило руководству дистанции набрать штат, обеспечить контроль за качеством ведения строительно-монтажных работ, обучить поступающих на дистанцию людей и после сдачи железной дороги обеспечить её эксплуатацию.
Устройства вводились в эксплуатацию по мере их готовности.
Пуск устройств СЦБ на станциях:
20 октября – ст. Саянская,
11 ноября – ст. Кошурниково,
21 ноября – Ст. Илей, Конок, Кравченко, Лукашевич,
25 декабря – ст. Аргиджек, Джётка.
Закончен пуск автоблокировки последним перегоном Джётка-Крол – 20 апреля 1966 года.
В конце октября и начале ноября 1965 года введены связи:
1. Поездная диспетчерская;
2. Энергодиспетчерская;
3. Линейно-путевая;
4. Служебная и другие связи;
5. АТС на 200 номеров ст. Саянская.
Ввод в эксплуатацию: 4, 5, 6 каналов ВЧ Абакан-Кошурниково — I системы, 8 канал Саянская-Кошурниково – II системы.
Работа по организации поездной радиосвязи, парковой, маневровой, связи громкоговорящего оповещения начались с 5 января 1966 года и закончились 28 января того же года.
К 1 мая 1966 года был полностью завершён ввод в эксплуатацию всех обустройств.
В настоящее время на дистанции работает: монтёров 64, телефонисток – 21, электромехаников – 93, старших электромехаников – 17, телеграфистов – 13, аккумуляторщиков – 14. Из них техников – 40, инженеров – 13. Всего на дистанции работает 278 человек.
Границы дистанции
Дистанция граничит с Абаканской, Тайшетской, Клюквенской дистанциями сигнализации и связи. На всём протяжении дистанции главного хода уложено два ствола магистрального кабеля связи и один ствол на ответвление Саянская-Клюквенная, 7 усилительных пунктов, 3 дома связи. В пределах дистанции 18 станций и разъездов. Из них 3 станции оснащены электрической централизацией с самостоятельным управлением стрелками и сигналами. 14 станций и разъездов включены в диспетчерское управление, разъезд Авда оборудован ключевой зависимостью с установкой замков Мелентьева на стрелках, перегоны в обе стороны – полуавтоматической блокировкой системы ГТСС.
По главному направлению на перегонах автоблокировка двухсторонняя. Все переезды оснащены автоматической переездной сигнализацией, один переезд – автошлагбаумом. Имеется 6 тоннелей также оборудованных оповестительной тоннельной сигнализацией и заградительными сигналами. Имеются 2 телефонно-телеграфные станции, 1 АТС на 300 номеров, 1 АТС на 200 номеров, 4 АТС на 50 номеров. Вокзалы ст. Кошурниково и ст. Саянская имеют связь громкоговорящего оповещения. На станциях Щетинкино, Кошурниково, Саянская – парковая связь.
Из автомоторельсового транспорта имеем:
мотовозы – 2,
дрезины:
АС-1 – 1,
ГАЗ-51 – 2,
ГАЗ-69 – 2,
ГАЗ-63 ИСК – 1,
ЗИЛ-157 – 1,
ГАЗ-47 – 1
Неплохо оснащены мастерские дистанции. Имеем токарный станок 1К62, сами сделали циркулярную пилу, сверлильный станок, другой электроисполнительный инструмент. Организованы 2 мастерские по зарядке аккумуляторов и ремонту электрофонарей; КИП по ст. Саянская с филиалами на станциях Мана и Кошурниково.
Что сделано дистанцией за время её существования к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина:
1. В первую весну 1966 года мы имели серьёзное поражение, когда вешними водами залило групповые муфты и релейные шкафы на ряде разъездов и перегонов. Летом пришлось собирать людей с околотков и производить выноску муфт и шкафов из затопляемых мест. Вся территория дома связи была заставлена покилометровым запасом магистрального кабеля связи, релейными шкафами. Пришлось рассредоточить кабель по линии, а в Саянской построить специальный склад.
2. Часты были случаи перекрытий сигналов. Используя рекомендации ГТСС и опыт Куйбышевской железной дороги на всех сигнальных реле установили замедление, что обеспечило нормальную работу сигналов при кратковременном шунтировании рельсовой цепи и перепаде напряжения в питающей сети.
3. Для более надёжной работы локомотивной сигнализации, особенно где рельсовая цепь имеет ряд трансляций, делаем на отдельных трансмиттерных реле замедление на отпадание, выравниваем код и циклографом убеждаемся в качестве кода, подаваемого в рельсовую цепь.
4. Бедствием для дистанции был выход из строя импульсных путевых реле типа ИМВШ. Используя рекомендации ГТСС и опыт Абаканской дистанции, несколько изменили схему включения повторителей. Сейчас импульсные реле работают устойчиво.
5. Много было случаев остановки кодовых путевых трансмиттеров. Этот недостаток также устранён.
6. Работниками дистанции в 1967 году был разработан проект и смонтирована электрическая централизация нечётной горловины по ст. Авда, в результате чего штат стрелочников по станции сократился на 4 человека.
7. Летом 1969 года был массовый выход из строя конденсаторов МГБО к преобразователям частоты. В основном много выполнено и других мероприятий, что позволило дистанции в целом уменьшить число отказов в работе автоматике по сравнению с 1967 годом в два раза.
8. Выполняя обязательства по приведению производственных помещений в состояние, отвечающее требованиям производственной эстетики, 70% всех наших помещений перевели на освещение лампами дневного света. 50% полов в помещениях покрыли полихлорвиниловой плиткой и произвели покраску стен, потолков оконных проёмов и дверей.
9. Проводится работа по приведению всех обустройств и в техническом, и в эстетическом отношении в опрятный, культурный вид (планировка, покраска, увязка монтажа). На посту электрической централизации ст. Кошурниково оборудовали технический кабинет.
10. В 1969 году своими силами построили гараж на 2 автомашины и специальное помещение для технической учёбы шофёров. Туда же завели служебную связь, и этот контингент работников имеет возможность слушать селекторное совещание.
11. Своими силами полностью демонтирована линия связи от ст. Клюквенная до ст. Кошурниково. От реализации части траверс, изоляторов и другой оснастки накопили средства для строительства второго этажа дистанции. На ст. Мана построили навес для хранения кабеля.
12. Все помещения НУПов перевели на электроводяной обогрев, а НУП ст. Конок – на электробойлерный обогрев. Из-за некачественной изоляции (паранит) обогрев существовал всего месяц. Сделали новый бойлер. Перевели на электробойлерную систему обогрева ещё 3 НУПа.
13. Самое серьёзное внимание уделялось и будет уделяться озеленению. Хорошо озеленены дом связи и КИП на ст. Мана, пост ЭЦ и дом связи ст. Кошурниково, дом связи и пост ЭЦ на ст. Саянская.
Всего 5 лет назад здесь не было ни одного деревца, ни одного кустарника. Наши связисты приняли активное участие в создании парка на ст. Саянская, в озеленении территории клуба. Забетонированные дорожки тоже также выполнены работниками ШЧ. В НУПе ст. Кравченко сделали для набора воды местную скважину.
14. Для линейных работников создаются льготы: за проживание и питание детей в интернатах все расходы берёт на себя дистанция. Для подвоза дров и сена бесплатно выдаётся машина. На разъездах, где нет возможности иметь приусадебный участок, за счёт средств дистанции для работников закупаются овощи: картофель и капуста.
15. Однако на дистанции ещё не все меры использованы для повышения трудовой дисциплины – имеют место прогулы, опоздания и даже пьянки в рабочее время.
16. Основной трудностью является неукомплектованность кадрами целого ряда околотков, особенно по связи. Велик процент сменяемости людей ведущих профессий – электромехаников и монтёров. Ощущаем значительные затруднения в вопросах поездки людей на линию и возвращения обратно. На станциях Саянская и Кошурниково не хватает жилья. На дистанции есть автотранспорт, а шофёров не хватает. Те, кто устраивается на работу, просят квартиру. А обеспечить их квартирами нет возможности.
17. Имеется большой недостаток в защитных средствах таких, как диэлектрические перчатки, коврики, лестницы-стремянки. Дистанция возлагает надежду на товарищей из Дорпрофсожа и Райпрофсожа, что по мере возможности они помогут нам в решении хотя бы некоторых вопросов.
Руководство дистанции считает необходимым убирать групповые кабельные муфты с междупутий на обочины пути на малых особо заснеженных станциях и разъездах, так как нередки случаи механических повреждений муфт и их срезание при работе снегоуборочной техники. Имеют место случаи, когда снежным валом после прохода снегоочистителя полностью засыпает релейных шкаф и даже ломает. Такие места взяты на учёт, но нужно думать о перенесении этих шкафов на другие места.
Анатолий Сергеевич Булдаков
Источники:
Летопись дистанции. 1965-1980. Фотоальбом
Летопись Саянской дистанции сигнализации и связи в фотографиях. 1965-1999-2000г. ШЧ-6