Локомотивный
персональный мобильный органайзер

В 2023-2024 учебном году на базе Саянской средней школы проходили занятия Красноярского Кванториума, созданного в рамках нацпроекта «Образование». Дети изучали компьютерные технологии, осваивали IT-программы, позволяющие создавать реальные проекты. Для Региональной научно-технической конференции Кванториума и Акселератора РЖД свой проект представила ученица 8Б класса Пряжникова Полина, выполненный под руководством преподавателя промдизайна Кодинцева Дмитрия Юрьевича.

Железная дорога была и остаётся главным градостроительным предприятием нашего посёлка. На станции Саянской функционирует множество железнодорожных организаций: ТЧЭ-2, ШЧ-6, ПЧ-11, ЭЧ-7, НГЧ-1, ПМС-257 и другие. На них работают наши родители.

Проблема: в беседе со своим отцом я выяснила, что рабочее место машинистов локомотивного депо не оснащено устройством для работы с поездной документацией. В новых локомотивах такое оснащение предусмотрено, но нуждается в доработке. Эта проблема остаётся актуальной, так как все попытки её решения не удовлетворили потребности работников локомотивных бригад.

Целью данной работы является — разработка мобильного, компактного и практичного устройства для работы с поездной документацией в кабине локомотива.

Для осуществления своей цели я поставила перед собой несколько задач:

1. Найти и изучить материалы о том, как должно быть оснащено рабочее место бригады машинистов в кабине локомотива;
2. Определить специфику и элементы мобильного устройства, которое сделает работу локомотивной бригады более удобной и эффективной;
3. Разработать конструкцию устройства;
4. Создать 3D модель;
5. Изготовить образец и проверить его в действии.

Объектом исследования стала деятельность локомотивных бригад Оборотного депо «Саянская» Красноярской железной дороги.

Предмет исследования: рабочее место локомотивной бригады в кабине электровоза.

Методы исследования: работа с нормативной и технической документацией, с фотографиями и интернет-ресурсами; беседа с родителями, которые работают в Локомотивном депо; интервью машинистов локомотивных бригад; рассуждение (анализ, синтез); обзор кабины локомотива, обмеривание свободных мест.

Практическая значимость: устройство, созданное по результатам этого исследования и внедрённое в работу машинистов электровозов, позволит им работать быстрее и эффективнее.

Работа с поездными документами
в кабине локомотива

Работа с поездными документами и бланком предупреждений – это важная и неотъемлемая часть рабочего процесса машинистов локомотивных бригад. Однако, ознакомившись с нормативной и технической документацией, информации о том, как должно быть организовано рабочее место локомотивной бригады при работе с поездными документами и бланком предупреждений, я НЕ НАШЛА.

В Регламенте переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при отправлении поезда с железнодорожной станции написано: перед отправлением поезда машинист и помощник машиниста обязаны выполнить регламент «Минута готовности» в виде диалога, при котором помощник машиниста контролирует и объявляет машинисту о наличии поездных документов и бланка предупреждений… Но в дальнейшем в Инструкции по движению поездов НЕ СКАЗАНО, где и как расположить эти документы, чтобы с ними было удобно работать.

Кабина локомотива ВЛ80

В Руководствах по эксплуатации советских локомотивов (ВЛ80, ВЛ85, ЭП1) заводами изготовителями тоже НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО наличие устройства для поездной документации и место для её расположения.

В современных Магистральных электровозах Ермак (2ЭС5К и 3ЭС5К) устройство по работе с документацией и место для него ПРЕДУСМОТРЕНО, но в Руководстве по его эксплуатации никаких сведений об этом новшестве нет. В главе «Особенности конструкции» сказано только, что в новой кабине управления имеются экологически безопасные термоэлектрические кондиционеры, панельные нагреватели, система вентиляции, холодильное и сантехническое оборудование (умывальник, туалет). Но это касается условий труда.

Нужно отметить, что устройство по работе с документами в электровозах Ермак НЕ ОТВЕЧАЕТ всем требованиям локомотивной бригады. Оно состоит только из зажима, прикреплённого к твёрдой основе формата А4, и магнита. К тому же это устройство часто оказывается сломано.

Кабина локомотива Ермак 2ЭС5К и 3ЭС5К

Исходя из вышесказанного, мы сделали вывод, что устройство по работе с документацией НЕ ЯВЛЯЕТСЯ обязательным оснащением кабины локомотива и рабочего места машинистов. Следовательно, оно должен быть ПЕРСОНАЛЬНЫМ, чтобы члены локомотивной бригады сами несли за него ответственность и могли использовать его в кабинах всех локомотивов, даже в тех, где место под такое устройство не предусмотрено.

Локомотивный органайзер

Устройство для работы с поездной документацией по своей сути должно представлять собой органайзер. Однако на железной дороге, а точнее в кабине электровоза, этот органайзер должен иметь свою специфику. Я вывела определение железнодорожного органайзера, предназначенного для машинистов локомотивных бригад:

ЛОКОМОТИВНЫЙ ОРГАНАЙЗЕР – это персональное мобильное устройство с письменными принадлежностями и техническим оснащением, предназначенное для круглосуточного ведения и хранения поездных документов в кабине локомотива.

Я тщательно исследовала ресурсы интернета, чтобы найти органайзер максимально соответствующий специфике работы в сфере РЖД и опереться на него в создании своего проекта:

Элементы локомотивного органайзера

После общения с отцом, который работает в Саянском локомотивном депо, я определила основные элементы персонального мобильного устройства похожего на органайзер. Однако было интересно, что же думают об этом другие машинисты нашего депо. Я разработала анкету, в которую включила три интересующих меня вопроса.

Ответить на эти вопросы я предложила 20-ти машинистам Оборотного депо «Саянская» Красноярской железной дороги.

В результате исследования было обнаружено, что 100% машинистов, участвующих в анкетировании, считают наличие специального органайзера для работы в кабине локомотива НЕОБХОДИМЫМ.

Отвечая на второй вопрос о том, что должен включать в себя этот органайзер, мнения участников анкетирования разделились: 90% машинистов признали необходимость в своей работе секундомера, 80% отметили важность подсветки, 50% – зажим для документов и 30% – крепление для авторучки. Думаю, что многие участники анкетирования не отметили два последних пункта только потому, что считали их наличие естественным для органайзера. Однако нужно добавить, что авторучку машинисты привыкли носить в кармане своего рабочего пиджака или рабочей рубашки. Она часто бывает им нужна не только для работы в локомотиве, но и для различных записей в локомотивном депо, поэтому в авторучке органайзера у них большой необходимости нет.

Больше никакие предметы предложены не были, и я решила, что в результате своего исследования точно определила необходимое количество элементов персонального мобильного органайзера.

На третий вопрос анкеты ответило только два человека. Приспособлением, которое может облегчить работу локомотивной бригады, они назвали качественную радиостанцию.

Разработка конструкции органайзера

В результате анкетирования я определила основные элементы персонального мобильного органайзера:

    • зажим для документации;
    • подсветка для ночного времени суток;
    • секундомер, который используется для точного соблюдения технических временных интервалов: точного времени стоянок, проверки тормозов и замера их плотности;
    • крепление для авторучки.

Размышляя над конструкцией, я точно представила место основного элемента органайзера – зажима для поездных документов и бланка предупреждений. Он должен располагаться в центре на упругой поверхности (подложке) формата А4, удобной для выполнения записей. Держаться органайзер должен на крепком магните. Это позволит закрепить его в любом подходящем месте на пульте машиниста, состоящего из металла.

Над рабочими документами должна быть установлена подсветка с батарейками или аккумуляторами (для секундомера и подсветки). Ночью свет в кабине локомотива выключается, чтобы хорошо видеть железную дорогу, и машинистам приходится подсвечивать бланк предупреждений ручным фонарём или фонариком из персонального телефона. Это неудобно, и телефонами во время движения пользоваться запрещено.

Далее, нужно было разместить секундомер. Я предположила, что он будет находиться над рабочими документами или сбоку от них. Получится удобно и довольно прочно.

Чтобы в рабочих сумках машинистов локомотивных бригад органайзер хорошо помещался и дольше сохранял рабочее состояние, он должен складываться пополам для компактности, и представлять из себя твёрдый футляр, который после окончания работы можно легко убрать в сумку.

В итоге, исходя из функциональных и эстетических соображений, я представила себе довольно интересную конструкцию, которая, как выяснилось в процессе обмеривания, совершенно не вписывалась в свободные места на пульте машиниста электровоза:

Этапы создания локомотивного органайзера

Чтобы точно определить размер и место каждого элемента в конструкции локомотивного персонального мобильного органайзера, нужно было провести большую предварительную работу, которую можно разделить на пять основных этапов.

1. Исследование кабины локомотива.

Обзор доступных мест для расположения органайзера в кабине локомотива электровоза

2. Обмеривание.

3. Скетчинг (наброски)

Сделать графические наброски органайзера, исходя из размеров свободных мест на пульте машиниста и требований работников локомотивных бригад, у меня не получилось. Вместо набросков я склеила макет органайзера из печатной бумаги формата А4.

4. Моделивание

Чтобы не тратить много времени на печать больших плоских деталей, в программе Blender 3D была создана модель каркаса локомотивного органайзера и его отдельных деталей, чтобы легко распечатать их из пластика, а потом внутрь каркаса вклеить листы из тонкого картона, вставить пластиковые шарниры для гибкости и другие крупные элементы.

Распечатанный на 3D принтере каркас в разложенном виде

Распечатанный на 3D принтере каркас в сложенном виде

5. Макетирование.

Дальнейшая работа осуществлялась в программе Cura Slicer — создание 3D-моделей для печати, и на 3D-принтере.

Наличие ограничений угла поворота в шарнирах позволяет использовать органайзер в качестве планшета.

В случае запуска в серийное производство, изделие будет изготавливаться из лёгких и прочных материалов (например, из алюминия) или из промышленных армированных пластиков, а фурнитура (шарниры, крепления и прочее)  — из железа.

Ресурсы проекта

Заключение

В данном проекте я разработала модель специализированного органайзера — персонального и мобильного, предназначенного для работы локомотивных бригад в кабинах электровозов. Он получился достаточно компактным и вместительным, чтобы быть удобным и как можно дольше сохранять свою работоспособность.

Идея этого проекта может лечь в основу серии специализированных изделий (инструментов, оборудования, аксессуаров), необходимых для удобной, безопасной и эффективной работы персонала Российских железных дорог.

Органайзер может быть адаптирован с учётом специфики работы под нужды работников транспортной сферы, таких как водители грузового транспорта, логисты, диспетчеры и прочие отраслевые специалисты.

Полина Пряжникова

Послесловие

17 мая 2024 года этот проект был представлен на Региональной научно-технической конференции Красноярского детского технопарка «Кванториум» и стал победителем в номинации «Промышленный дизайн». Подробнее читайте в статье «Саянские участники Региональной научно-технической конференции».

Гениральный директор Детского технопарка «Кванториум 24» — Кениг Сергей
Победитель НТК в номинации «Промдизайн» — Пряжникова Полина

Марина Пряжникова

Литература и интернет-ресурсы

1. Приказ Минтранса России от 21.12.2010 N 286 (ред. от 25.12.2018) Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 № 19627) > Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации > Приложение N 8. Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации > Приложение № 20. Регламент переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте Российской Федерации > II. Регламент переговоров и действий машиниста и помощника машиниста при отправлении поезда с железнодорожной станции.

2. Электровоз ВЛ80с. Руководство по эксплуатации./ Н. М. Васько, А. С. Девятков, А. Ф. Кучеров и др. – 2-е изд, перераб. и доп. – М.; Транспорт, 1990. – 454 с.: 315 ил., 26 табл.

3. Магистральный электровоз 2ЭС5К (3ЭС5К). Руководство по эксплуатации. – Новочеркасск, 2004.