Экскурсия по Саянской
К 60-летнему юбилею станции и посёлка
В 2019-2020 учебном году ученик 9В класса Саянской средней школы Пряжников Никита разработал экскурсию по родному посёлку. Этот проект стал первым печатным руководством, вобравшем в себя рассказы нашего первого экскурсовода Куликова Виктора Леонидовича.
Станция Саянская образовалась в первые годы строительства трассы Абакан-Тайшет и стала основным местом дислокации 19-й отдельной железнодорожной бригады — главным центром контроля, организации и снабжения Центрального строительного участка, его столицей.
Первый колышек на месте будущей станции был вбит в феврале 1959 года, а в декабре 1965 года вместе с открытием трассы Абакан-Тайшет она вошла в состав железных дорог СССР, имея уникальное для того времени техническое оснащение. Станция развивается уже более полувека, является узловой и считается перспективной в структуре Красноярского отделения Российских железных дорог. Она стала градообразующим предприятием для одноимённого пристанционного городка, который растёт и процветает вместе с ней.
Тему своей работы я назвал «Экскурсия по посёлку». В ней хочу остановиться на разработке обзорной экскурсии и доказать саянцам, что у нас есть свои культурные и исторические памятники, что экскурсия по нашему посёлку может быть интересной и познавательной.
Актуальность. В этом году исполнилось 60 лет со дня основания станции, однако экскурсии по нашему посёлку никогда официально не проводились, и специально подготовленных экскурсоводов у нас тоже никогда не было. Моя разработка станет показательным экскурсионным документом, доказывающим, что экскурсии по посёлку возможны и необходимы.
Цель проекта: Собрать все краеведческие знания по истории станции и посёлка в обзорный экскурсионный маршрут для дальнейшего приобщения граждан к культурно-историческому наследию станции Саянской.
Задачи:
- Выявить исторические и культурные ценности нашего посёлка.
- Найти о них информацию в архиве летописи «Саянский вестник».
- Проложить туристический маршрут по посёлку и станции.
- Разработать экскурсию и представить её в виде методической разработки.
- Используя материалы своих наработок, сделанных при разработке экскурсии, выпустить справочное издание о нашем посёлке.
Экскурсия по посёлку
Слово экску́рсия происходит от латинского слова Excursio, что переводится как вылазка, набег, вторжение. Это организованное посещение достопримечательностей, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями.
Достопримеча́тельность определяется как место или объект, заслуживающий особого внимания, знаменитый или замечательный чем-либо, например, являющийся историческим наследием, художественной или культурной ценностью.
Исследование
Изучив краеведческие материалы, собранные в архиве «Саянского вестника» и убедившись, что на территории нашего посёлка находится множество исторических и культурных памятников, мне стало интересно, знают ли об этом учащиеся Саянской средней школы. Я разработал Опросный лист, в который включил основные интересующие меня вопросы, и провёл исследование среди 50-ти учащихся 9-10 классов.
Два первых вопроса Опросного листа были закрытыми и предполагали два ответа «да» или «нет».
На первый вопрос больше половины учащихся, а точнее 54%, ответили, что у нашего посёлка действительно богатая и интересная история.
На второй вопрос уже более половины учащихся, 58%, ответили отрицательно.
Третий вопрос Опросного листа был открытым, чтобы посмотреть, какие достопримечательности учащиеся смогут назвать сами.
Всего несколько человек не смогли назвать ни одной достопримечательности. Больше половины опрашиваемых хорошо знают памятник паровозу, чуть меньше половины уже знают Памятник первому колышку, хотя он был установлен только пять месяцев назад, почти треть опрашиваемых помнит о Памятнике павшим воинам, у которого ежегодно проходит митинг, посвящённый Дню Победы… И всё-таки, хочу подчеркнуть, что почти половина учащихся не считает историю нашей станции богатой и достаточно интересной для того, чтобы проводить экскурсии.
Разработка экскурсии
Подготовка любой экскурсии проходит три основных ступени:
- Предварительная работа — подбор материалов, их изучение, определение целей и задач экскурсии, составление библиографии, отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
- Непосредственная разработка самой экскурсии включает: составление экскурсионного маршрута, обработку фактического материала, работу над содержанием экскурсии, оформление методической разработки.
- Заключительная ступень — защита экскурсии и её утверждение.
Более детально эти ступени можно разбить на 15 этапов, которые сложились в практике работы экскурсионных учреждений:
- Определение цели и задач экскурсии.
- Выбор темы.
- Отбор литературы и составление библиографии.
- Определение документальных, статистических и других источников экскурсионного материала.
- Отбор и изучение экскурсионных объектов.
- Составление маршрута экскурсии.
- Объезд или обход маршрута.
- Подготовка контрольного текста экскурсии.
- Комплектование «портфеля экскурсовода».
- Определение методических приемов проведения экскурсии.
- Определение техники ведения экскурсии.
- Составление методической разработки.
- Составление индивидуальных текстов.
- Прием (сдача) экскурсии.
- Утверждение экскурсии.
Так как я не ставлю перед собой цель стать экскурсоводом, то решил ограничиться 12-ю этапами и завершить свой проект составлением методической разработки.
Разработку экскурсии я начал по порядку с первого этапа. Процесс этой деятельности можно проследить по страницам методической разработки, которая у меня получилась.
Структура
методической разработки экскурсии
Методическая разработка экскурсии является основным документом, который даёт право на проведение экскурсии и служит руководством для экскурсовода. Это основной документ любого экскурсионного учреждения. Методическая разработка определяет, как провести данную экскурсию, как организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.
Методическая разработка состоит их трёх разделов: вступления, основной части и заключения.
I — Вступление
1. На титульном листе Методической разработки должны быть указаны следующие данные:
- наименование экскурсионного учреждения;
- наименование темы экскурсии;
- вид экскурсии (пешая, автобусная, теплоходная, комбинированная, музейная, производственная и т. д.);
- продолжительность экскурсии (городская в академических часах, загородная в академических и астрономических часах);
- протяженность маршрута;
- состав экскурсантов, для которых подготовлена экскурсия (школьники, студенты, труженики предприятий, туристы и т. д.);
- фамилии составителей разработки;
- дата утверждения методической разработки руководителем экскурсионного учреждения.
В том случае, если методическая разработка дополняется или перерабатывается, фамилии первых составителей разработки сохраняются, но указываются ещё и фамилии тех, кто принимал участие в дальнейшем её совершенствовании.
Место проведения экскурсии – посёлок Саянский
Протяжённость экскурсионного маршрута – 4000 метров (по Яндексу)
Продолжительность экскурсии – 2 часа (продолжительность прогулки 40 минут – по Яндексу)
Характер экскурсии:
- По форме и способу проведения – пешая прогулка
- По составу и количеству участников – разновозрастная, групповая и индивидуальная
- По содержанию – обзорная, многоплановая (о памятниках истории и культуры, о зданиях и сооружениях, о природных особенностях, об известных людях…)
Хронологические рамки экскурсии – с первого упоминания о посёлке (1959 год) до сегодняшнего дня
2. На следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии, а также схема маршрута с указанием объектов и остановок во время движения.
Цель экскурсии – приобщение граждан к культурно-историческому наследию станции Саянской как основного звена Центрального строительного участка железнодорожной линии Абакан-Тайшет
Задачи:
- Сохранение культурно-исторической памяти;
- Повышение уровня знаний по истории родного посёлка;
- Ознакомление с историческими памятниками;
- Формирование интереса к истории малой родины;
- Воспитание уважения и бережного отношения к историческим ценностям.
Схема экскурсионного маршрута
Экскурсионный маршрут – это первое, с чего необходимо начинать работу по разработке экскурсии. Маршрут показывает: с какого места начнётся экскурсия, где закончится, по каким улицам пройдёт.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы для максимального раскрытия темы экскурсии.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения экскурсионных маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
Разработка маршрута — сложная многоступенчатая процедура, требующая хорошего знания местности и краеведческого материала. Ей предшествует тщательное изучение потенциальных экскурсионных объектов, чтобы затем последовательно выстроить маршрут и распределить объекты, в зависимости от их роли в экскурсии:
- Основные объекты, которые предполагают остановку и подвергаются более глубокому рассмотрению экскурсантами.
- Дополнительные объекты, которые упоминаются при переходах экскурсионной группы, и не занимают главенствующего положения.
Схему экскурсионного маршрута я решил чертить с использованием картографического сервиса информационно-поисковой системы Яндекс.Карты.
II — Основная часть
Эффективность методической разработки зависит от основной части, в которой нужно заполнить семь граф.
В графе «Маршрут экскурсии» отмечается точка начала экскурсии и точка окончания.
В графе «Остановки» отмечаются те точки маршрута, где предусмотрена остановка для осмотра объекта.
В графе «Объекты показа» перечисляют памятные места, которые показывают группе на остановке и в ходе передвижения. В городской экскурсии объектами показа могут быть даже улица или площадь.
Графа «Продолжительность экскурсии» включает в себя сумму времени, затраченного на показ данного объекта, рассказ экскурсовода и на передвижение экскурсантов по маршруту к следующей остановке.
Графа «Наименование подтем и перечень основных вопросов» содержит краткие записи об объектах и их истории. Количество основных вопросов, входящих в подтему, не должно превышать пяти.
В графе «Организационные указания» помещают рекомендации о передвижении группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правила поведения участников экскурсии в мемориальных местах и у памятников истории и культуры.
Графа «Методические указания» определяет направление всего документа, формулирует основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, дает указания по использованию методических приёмов показа и рассказа.
Методические приёмы показа
Приёмы показа позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «увидеть» несуществующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, представить исторические события, которые происходили много лет назад.
- Приём предварительного осмотра (предложение осмотреть объект до разговора о нём)
- Приём панорамного показа (наблюдение местности с высокой точки)
- Приём зрительной реконструкции (восстановление первоначального вида по остаткам объекта)
- Приём локализации событий (связь событий с конкретным местом)
- Приём абстрагирования (мысленный процесс обобщения и отвлечения)
- Приём зрительного сравнения (зрительное сопоставление различных объектов или частей одного объекта с другим)
- Приём интеграции или синтеза (объединение отдельных частей объекта в единое целое)
- Приём зрительной аналогии или ассоциации (поиск аналогии или ассоциаций по сходству)
- Приём переключения внимания (переключение на другой объект)
- Методический приём движения (движение вокруг объекта)
Методические приёмы рассказа
Методические приёмы рассказа призваны преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было.
- Приём экскурсионной справки (краткие данные об объекте)
- Приём описания (словесное описание объекта)
- Приём характеристики (словесная характеристика объектов и субъектов экскурсии)
- Приём объяснения (раскрытие сущности и причин)
- Приём комментирования (разъяснение смысла события или замысла автора памятника истории и культуры)
- Приём репортажа (краткое освещение событий, явлений, процессов, очевидцами которых являются экскурсанты)
- Приём цитирования или ссылки на авторитет
- Приём вопросов-ответов (вопросы экскурсантам с целью их активизации)
- Приём ссылки на очевидцев
- Приём заданий (способ общения с экскурсантами: вспомните, подумайте, постарайтесь объяснить…)
- Приём новизны материала (сообщение новых фактов об объекте)
- Приём словесного (литературного) монтажа (использование отрывков из различных литературных произведений и документальных материалов)
- Приём соучастия (предложение экскурсантам представить себя в гуще событий)
- Приём дискуссионной ситуации или сталкивания противоречивых версий (вызов к открытому диалогу)
- Приём персонификации (используется для мысленного создания образа конкретного человека)
- Приём проблемной ситуации (призыв задуматься над решением проблемы)
- Приём отступления (уходит от темы с помощью стихотворения, примера из жизни или кинофильма, художественного произведения)
- Приём индукции (переход от частных, единичных случаев и фактов к общей картине, общим выводам)
- Приём дедукции (способ рассуждения при переходе от общего к частному)…
Графа «Библиографические указания» указывает на источник, который содержит информацию по данной теме. В данной графе представлен подробный путь поиска статей в архиве газеты-летописи «Саянский вестник».
Объем методической разработки зависит от количества экскурсионных объектов, числа подтем, и протяженности маршрута. Однако её размер не должен превышать 6–12 страниц машинописного текста.
Обзорная разновозрастная
Экскурсия-прогулка по посёлку Саянскому
III — Заключение
Заключение — это компетентное мнение о качестве подготовленной экскурсии. Оно содержит оценку основных документов экскурсии, оценку правильности структуры и содержания экскурсии. Заключение дается в письменной форме незаинтересованными и независимыми экспертами по той области знаний, которую предполагает экскурсия. В состав отзыва или заключения входят следующие вопросы: насколько полно представлены в экскурсии экскурсионные объекты, оправдана ли логическая последовательность экскурсионных объектов или подтем и прочее.
К сожалению, в нашем посёлке нет учреждения, которое могло бы написать компетентное заключение на данную методическую разработку. Но значимость этой работы отметила директор Музея истории Рыбинского района в своём ходатайстве к главе нашего посёлка о всестороннем содействии в реализации нашей проектной работы.
Печатные издания культурно-исторического значения
Экскурсия – это вид туристической деятельности. Я выяснил, что в туристической сфере применяются практически все формы изданий: каталоги, брошюры, буклеты, журналы, проспекты… Все эти издания можно напечатать самому, использую программу Microsoft Publisher (Майкрософт паблишер). Она проста и доступна, потому что идёт в пакете приложений Microsoft Office.
Брошюра
Для печати методической разработки, я выбрал форму брошюры. Брошюрой принято называть издание, состоящие из нескольких листов бумаги, скрепленных между собой на металлические скобы, пружину или декоративные болты. Количество страниц в брошюре должно быть кратно четырём, чтобы можно было скрепить, и не должно превышать 48 страниц. В программе Microsoft Publisher я вошёл в готовые шаблоны брошюр, выбрал подходящий шаблон, вставил в него свою разработку и распечатал.
Буклет
Работая над 5-м и 8-м этапами разработки экскурсии, у меня появились наработки, куда вошли фотографии культурно-исторических памятников — достопримечательностей, а также информация о них. На основании этих материалов я решил составить и напечатать два справочных издания: справочник и путеводитель, которые будут носить познавательный характер и предназначаться для широкого круга читателей.
Справочник – это тип справочного издания, который содержит краткие сведения, объединённые одной темой. Справочник очень хорошо подходит для публикации фотографий достопримечательностей нашего посёлка и краткой информации о них.
Путеводитель – это тоже тип справочного издания, который позволяет провести мысленное путешествие в пространстве или во времени. Таким образом, путеводитель очень хорошо подходит для публикации фотографий и краткой информации по истории нашей станции времён строительства трассы Абакан-Тайшет (1959 – 1965 годов).
Для своих справочников я выбрал форму буклета. Буклет (фр. Bouclette — завитушка) — это хорошо иллюстрированное издание, представляющее собой многократный (не менее трёх раз) сфальцованный, то есть согнутый, лист, который в развернутом состоянии не превышает размер стандартного типографского печатного листа.
Свой выбор я остановил на традиционном буклете с двумя фальцами (сгибами) сложенный краями внутрь.
Буклеты менее вместительны, чем брошюры, но их производство дешевле и менее трудоёмко. Их можно печатать большим тиражом.
В программе Microsoft Publisher (Майкрософт паблишер) я вошёл в готовые шаблоны буклетов, выбрал подходящие шаблоны и создал свои справочники:
Исторический путеводитель «Рождение станции Саянская»
Справочник достопримечательностей «Саянская»
Заключение
Я считаю, что среди всех железнодорожных станций линии Абакан-Тайшет, наша станция – самая уникальная. У неё богатая и интересная история, которая долгое время была засекречена, как и многое, что приходилось делать в советское время военным железнодорожникам. Но нам есть, чем гордиться! В летописи «Саянского вестника» собрано много информации о жизни нашей станции и посёлка, в том числе и первых годах её строительства. Эту ценную информацию необходимо рассказывать жителям и гостям нашей малой родины.
Я надеюсь, что опираясь на данную методическую разработку экскурсии-прогулки по посёлку Саянскому, а также используя указанные в ней материалы «Саянского вестника», все желающие смогут подготовиться к экскурсионной деятельности и стать экскурсоводами по нашему посёлку.
Никита Пряжников
Литература и интернет-ресурсы
1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. 5-е изд. — М.: Советский спорт, 2004
2. Требования к методической разработке экскурсии (Методические рекомендации). Центральное рекламно-информационное бюро «Турист». Москва — 1979
3. Рекламный буклет как средство продвижения туристского продукта на примере тура по Тюменской области «Сибирь купеческая»// Библиофонд: Электронная библиотека студента
4. Жулина М. А., Кильгишова М.С. Специфика разработки путеводителя как основного справочно-информационного издания в туризме // journal.mrsu.ru
5. Краеведческие материалы, собранные в архиве газеты-летописи посёлка Саянского «Саянский вестник»